«Вестсайдская история» Стивена Спилберга – одна из самых ожидаемых картин последнего времени: она должна выйти в российский прокат 9 декабря 2021 года. Новую экранизацию легендарного шоу с нетерпением ждут все фанаты музыкального театра: ведь она будет очень близка к бродвейской постановке 1957-го. КП-Афиша решила рассказать и историю создания мюзикла, и о том, как шла работа над новым кинопроектом, у которого есть огромные шансы получить номинацию на Оскар 2022 в категории «Лучший фильм».
Нью-Йорк, манхэттенский район Верхний Вест-Сайд, середина 1950-х. Уличная группировка «Ракеты», состоящая из белых подростков, противостоит «Акулам» – юным и отчаянным пуэрториканцам. Тони – сотрудник аптеки и лучший друг лидера «Ракет» Риффа – неожиданно для всех (а главное – для самого себя!) влюбляется в пуэрториканку Марию –родную сестру Бернардо, лидера «Акул». Увы, эти романтические отношения заканчиваются трагедией.
Идея создания мюзикла, в основе которого лежала великая пьеса Шекспира о любви юноши и девушки из двух враждующих веронских родов, родилась у американского хореографа Джерома Роббинса еще в конце 1940-х. Он рассказал о своей задумке композитору Леонарду Бернстайну и драматургу Артуру Лорентсу: она была воспринята с энтузиазмом, но на реализацию этого проекта ушли долгие годы – по самым разным причинам. Лишь в 1955-м, когда к команде «Вестсайдской истории» присоединился 25-летний Стивен Сондхайм (один из величайших композиторов и поэтов-драматургов ХХ столетия в прошлом году отметил свое 90-летие: юбиляр принимал поздравления по видеосвязи) и написал тексты ко всем номерам, предварительная версия мюзикла была готова.
Однако потом начались проблемы. Во-первых, некоторые театральные продюсеры решили, что история получилась слишком уж «социальной» и мрачной: финансирование этого шоу было рискованным делом. Во-вторых, постановщикам нужно было найти актеров, которые бы не только прекрасно пели и танцевали, но и выглядели как старшеклассники.
Бродвейская премьера шоу о трудных подростках, решивших, что они хозяева Манхэттена, с «уличными» декорациями и хореографией, в которой присутствовали элементы латиноамериканских танцев, состоялась 26 сентября 1957 года – на сцене Winter Garden Theatre. Критикам мюзикл очень понравился, но стала ли эта постановка успешной? Вот, что сказал Стивен Сондхайм в интервью CBS в начале прошлого года: «Шоу продержалось не так уж и долго, а еще его нельзя было назвать большим хитом. Однако этот мюзикл стал популярным благодаря фильму – киноверсия имела огромный успех».
На большой экран «Вестсайдскую историю» перенесли хореограф Джером Роббинс и Роберт Уайз – один из самых востребованных режиссеров 1960-х. Роль Тони досталась 22-летнему Ричарду Беймеру, а пуэрториканку Марию сыграла Натали Вуд – урожденная Наталья Захаренко, дочь русских эмигрантов: на момент съемок ей тоже было 22 года (пела в картине, впрочем, не она, а Марни Никсон). На роль Бернардо, брата главной героини, утвердили Джорджа Чакириса – американца греческого происхождения, зато Анитой, легкомысленной подругой Марии, стала пуэрториканка – Рита Морено.
Премьера киноверсии мюзикла состоялась осенью 1961-го: первое место в списке самых кассовых лент года в США и Канаде (более $ 19 млн. при почти семимиллионном бюджете),10 «Оскаров» (включая победы в номинациях: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший актер второго плана», «Лучшая актриса второго плана») и 51-е место в списке «100 лучших американских фильмов за 100 лет» по версии The American Film Institute в 2007-м.
Джон Дж. Пуччио из Movie Metropolis написал в 2003-м: «Музыка Бернстайна удивительно устойчива, а сюжет и персонажи явно вне времени». Лучше и не скажешь!
Информация о том, что Стивен Спилберг собирается экранизировать «Вестсайдскую историю» появилась еще в 2014-м: сценаристом был назначен драматург Тони Кушнер – автор одного из самых оригинальных мюзиклов 2000-х «Кэролайн, или перемена» (этот мультижанровый проект посвящен жизни чернокожей служанки в Луизиане начала 1960-х, мечтающей о счастье своих детей). Чуть позже появилась новость о том, что новый фильм о манхэттенских Ромео и Джульетте будет ближе к бродвейскому оригиналу, чем к киноверсии 1961-го. Любителей музыкального театра этот факт, естественно, не мог не порадовать.
Поиск актеров начался в 2018-м: на роль Тони утвердилиЭнсела Элгорта («Малыш на драйве»), лейтенантом Шранком стал Кори Столл («Карточный домик»), а Вельмой – Мэдди Зиглер, звезда клипов австралийской певицы Сии. И, естественно, было бы крайне странно, если бы Спилберг не пригласил в новый проект бродвейских звезд – победителей и номинантов «Тони» (театрального эквивалента «Оскара»), среди них: Дэвид Альварес (Бернанадо), Ариана ДеБос (Анита), Майк Фейст (Рифф), Брайан д’Арси Джеймс (офицер Крапки). Ну а на роль Марии была утверждена дебютантка –Рэйчел Зеглер: певица и актриса из Нью-Джерси была выбрана Спилбергом из 30 тысяч претенденток (кастинг проводился через Twitter).
Отдельного упоминания заслуживает персонаж Валентина – владелица магазина, в котором работает Тони: ее не было в фильме 1961 года. Эту роль Спилберг доверил Рите Морено, сыгравшей Марию в первой киноверсии: в декабре 2021-го, как раз на неделе, когда новая «Вестсайдская история» выйдет в прокат, оскароносная Морено отметит свое 90-летие!
Буквально на днях Стивен Сондхайм побывал на «The Late Show with Stephen Colbert», где рассказал Стивену Колберту: «Для тех, кто знает шоу – в новой адаптации будут сюрпризы: Тони Кушнер, написавший сценарий, проделал несколько необычных и удивительных вещей с подачей песен – с тем, как он используются в повествовании. Во всем этом есть искорка и энергия – настоящее ощущение свежести».
1.«Something’s Coming»
Тони разочаровался в «амбициях» своих друзей: молодой человек больше не хочет быть «ракетчиком» – он убежден в том, что рано ли поздно в его жизни произойдут какие-то удивительные события.
2. «Maria»
Один из главных бродвейских хитов ХХ века – о любви к девушке с самым прекрасным именем на свете.
3. «Tonight»
Дуэт главных героев. Он звучит в сцене, когда Тони приходит к дому Марии – к ней в квартиру ему, конечно, нельзя, поэтому девушка выходит на балкон: теперь молодые люди не представляют жизни друг без друга.
4. «America»
Одна из самых известных песен об Америке: оптимистка Анита считает Манхэттен лучшим местом на земле. Но «добрые» друзья напоминают девушке: она – пуэрториканка, а ее родина – Сан-Хуан (в бродвейском шоу – это подруга Розалия, а в фильме 1961 года – лидер «Акул» Бернардо).
5. «Somewhere»
Самый трагичный номер мюзикла: Мария понимает, что она все еще любит Тони, хотя должна ненавидеть его: ведь именно из-за Тони у нее теперь нет брата.