Четверть века назад, 19 декабря 1997 года, в мировой прокат вышел фильм Джеймса Кэмерона – на тот момент самый дорогой в истории кино. Он же стал и самым кассовым, – а еще получил 11 «Оскаров». О том, как снимался фильм «Титаник», рассказывает наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ.
«Титаник» был самым неожиданным проектом в карьере Джеймса Кэмерона. И зрители, и продюсеры воспринимали этого режиссера как автора огромных, громыхающих фантастических боевиков. «Чужие», «Терминатор», «Бездна», «Терминатор-2», «Правдивая ложь»… И тут в 1995 году он внезапно пришел на студию 20th Century Fox и заявил, что собирается снять трехчасовую мелодраму, действие которой будет разворачиваться на фоне гибели гигантского океанского лайнера. Причем это будет очень, очень дорогой фильм.
Однако продюсеры доверяли чутью Кэмерона — и для начала дали ему два миллиона долларов на то, чтобы он спустился на дно вместе с учеными русского исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» и снял останки настоящего «Титаника». «Давление воды было 2700 килограммов на квадратный дюйм. Один крошечный изъян в батискафе — и все, кто в нем находился, немедленно бы погибли!» — с тайным восторгом рассказывал Кэмерон. Всего он спускался на дно 12 раз и потом использовал в готовом фильме отснятый материал.
Он «заболел» историей «Титаника» еще в 80-е, увидев документальную картину о первом и последнем плавании лайнера. Почему-то на Кэмерона гипнотизирующим образом действовали истории о кораблекрушениях, — а гибель «Титаника», по его словам, «была Эверестом среди всех кораблекрушений». А еще его всегда завораживало дно морское. Позже он признавался, что его главной целью было даже не снять фильм, а получить от студии деньги на то, чтобы нанять батискаф и осмотреть обломки. Но в пучине он дополнительно вдохновился — и снял картину, бюджет которой в итоге чудовищно вырос: с заявленных ста миллионов долларов распух до двухсот.
В 1997-м «Титаник» стал самым дорогим фильмом в истории кино. Но и самым кассовым: вопреки мрачным прогнозам голливудских финансовых аналитиков, он стал первой картиной, освоившей в мировом прокате миллиард долларов, а в итоге добравшейся до отметки в миллиард семьсот миллионов. Еще сотни миллионов принес перевыпуск в прокат. Обогнать «Титаника» смог только кэмероновский же «Аватар», вышедший в 2009-м.
(Кстати, если считать сборы с учетом инфляции, то «Аватар» будет на втором месте с результатом три с половиной миллиарда долларов, «Титаник» — на третьем с 3 миллиардами 200 миллионами, а пальма первенства будет у вышедших в 1939-м «Унесенных ветром» — за десятилетия они подобрались к невероятной цифре в четыре миллиарда).
Кэмерон прочитал все, что было написано о «Титанике» за много десятилетий, изучал биографии выживших и погибших пассажиров и членов экипажа. Назвал гибель «Титаника» «величайшим романом в истории — просто он не был написан, а произошел в реальности». При этом Кэмерон всегда настаивал, что все его фильмы — прежде всего истории о любви («Терминатора-2», например, он упорно называет фильмом о материнской любви). И мелодрама в «Титанике» была для него не менее важна, чем катастрофа: он хотел, чтобы зрители прониклись масштабом трагедии, оплакав судьбу влюбленных.
Сочинив историю о Джеке и Роуз, повстречавшихся и разлучившихся на огромном лайнере, он приступил к поискам актрисы на главную роль. Перебрал все возможные кандидатуры. Вайнона Райдер, Гвинет Пэлтроу, Клэр Дейнз, Риз Уизерспун, Габриэль Анвар, Николь Кидман, Анджелина Джоли, Ума Турман, Шарлиз Терон, Дженнифер Энистон… Думал даже о Мадонне! Провел несколько кинопроб; говорят, ближе всех к роли подобралась Пэлтроу, но что-то не заладилось.
А потом на горизонте появилась молодая британская актриса Кейт Уинслет (на ее счету уже была номинация на «Оскар» за фильм «Разум и чувства»). Она узнала, что в Голливуде собираются снимать грандиозную мелодраму про гибель «Титаника», страшно заинтересовалась, добыла сценарий, и, когда дочитывала, слезы текли у нее в три ручья. Она начала бомбардировать Кэмерона письмами, которые отправляла в Америку ежедневно, и добилась того, что он пригласил ее в Лос-Анджелес на пробы. Кейт совсем не подходила по типажу — Кэмерону виделась хрупкая девушка вроде Одри Хепберн, а у Уинслет 43-й размер ноги (потом, во время съемок, режиссер прозвал ее «Кейт-тяжеловес»). Но она вцепилась в роль, названивая Кэмерону с криками «Вы ничего не понимаете! Я и есть Роуз! Я не знаю, зачем вы вообще рассматриваете других актрис! Вы сумасшедший, если пригласите кого-то другого!» И он сдался.
Именно Уинслет затащила в фильм Леонардо ДиКаприо. Он был очень амбициозен и сомневался, стоит ли играть в 200-миллионном голливудском блокбастере — ему больше нравилось «серьезное» независимое кино. Они встретились на Каннском кинофестивале: Уинслет узнала, где живет Леонардо, пробралась к нему в номер и буквально прижала к стенке: «Я решила, что уговорю его сниматься, потому что я без него сниматься не буду, вот и все. Потому что он fucking гений. Вот только поэтому!»
Недавно, в ноябре 2022 года, Кэмерон вспоминал, как более четверти века назад ДиКаприо пришел на встречу с ним. «Я сидел в конференц-зале, ждал его, потом огляделся — и вдруг осознал, что в этот зал набились все сотрудницы нашего офиса. Они все хотели встретиться с Лео. Это было что-то истерическое. И, когда он пришел, очаровал всех». Но Кэмерон хотел сделать кинопробу. «Лео вернулся через пару дней, не зная, что мы будем его снимать. Он думал, что это просто очередная встреча, на этот раз с участием Кейт. Я сказал: «Пошли, в соседней комнате у нас все приготовлено, я тебе дам несколько строк сценария, мы снимем это на видео». А он ответил: «Я в читках не участвую». Я пожал ему руку и сказал: «Спасибо, что зашел».
И Кэмерон был всерьез готов распрощаться с актером раз и навсегда. Но ДиКаприо быстро переспросил: «Подождите, вы хотите сказать, что, если я не буду пробоваться, не получу роль?» Кэмерон ответил: «Так. Послушай. Это гигантский фильм, который отнимет у меня два года жизни. Пока я буду заниматься монтажом и спецэффектами, ты успеешь сняться в пяти других картинах. И я не собираюсь погубить этот проект из-за того, что принял на кастинге неверное решение. Так что или ты сейчас пробуешься на роль, или ее вообще не получаешь».
ДиКаприо со страшной неохотой согласился. «И каждая клетка его тела буквально излучала негатив, вплоть до момента, когда я сказал «Мотор!» Тут он внезапно превратился в Джека. Кейт просто засияла, и они сыграли сцену. Тучи расступились, показался луч солнца и осветил Джека. И я понял: «Все, мы нашли парня».
Никакого романа у Кейт и Лео на площадке не завязалось — но, по словам ДиКаприо, на протяжении семи месяцев, что шли съемки, они были лучшими друзьями. В перерывах между съемками лежали на палубе «Титаника» (то есть огромной декорации почти в натуральную величину корабля), курили самокрутки и смотрели на звезды. Или он у себя в трейлере играл на компьютере в Tomb Raider, а она за этим наблюдала. ДиКаприо интересовался у нее, правда ли она думает, что он красивый. Уинслет отвечала: «Ты абсолютно потрясающий, скотина. Как ты можешь так выглядеть после того, как спал всего два часа?» Они очень много говорили о сексе (когда журналист Rolling Stone в 1998 году попросил Уинслет поделиться с читателями советами, которые ей давал ДиКаприо, она смущенно ответила: «Нет, это слишком гадко. Ваша статья превратится в порнографию, если вы об этом напишете»).
Со стороны их можно было принять за молодую супружескую пару: однажды они лежали на палубе (причем голова ДиКаприо была у Уинслет на животе), подошел ассистент и спросил: «Вам принести сэндвич?» ДиКаприо так устал, что ответил: «Спросите у Кейт» — и мгновенно заснул. «А я», — вспоминала Уинслет, — «вдруг поняла, что точно знаю, с чем он хочет: с определенным сыром, без помидоров и без маринованных огурцов. И подумала: «Боже, какая дичь, что я знаю этого человека так хорошо!»
Во время съемок эротической сцены, по словам Уинслет, «Роуз во мне по-настоящему любила Джека в нем. То есть там, в кадре, были совсем не мы. Я ничего такого к Лео не чувствовала. Но было очень приятно. А потом камера остановилась, он встал и ушел, сцена была снята. А я лежала и думала: «Как жалко, что все кончилось».
В остальном съемки оказались для нее очень сложными. «Впервые в жизни я думала: «Не хочу сниматься в этом фильме». Иногда просыпалась и думала: «Боже, дай мне умереть!» Я чуть не утонула, подцепила грипп, страдала от гипотермии из-за того, что слишком долго находилась в холодной воде» — перечисляла она в другом интервью. — «У меня треснула кость в локте, на руках были синяки — я выглядела как жена, которую избил муж. На правом колене шрам — я поскользнулась на палубе! В первый же день мы начали снимать в пять утра, а закончили в час ночи. И было много случаев, когда мы работали по 20 часов в день. Причем на две трети из них приходились ночные съемки — «Титаник» ведь затонул ночью. Иногда мы обедали в два часа ночи, а завтракали в четыре дня, теряя ориентацию во времени. И надо было не забывать спать днем, надев на глаза специальную маску, чтобы не мешал свет».
А для одной сцены ее закрепили в трех метрах под водой и начали дубль за дублем снимать крупные планы. Воздух ей подавали через специальную трубку, но она все равно наглоталась воды. «А ведь перед съемками меня даже не спросили, умею ли я плавать!» — жаловалась 21-летняя актриса журналистам. — «Я хорошо плаваю, зачастую в бассейне делаю по полтора километра в день, но чтобы вообще не спросить…» К тому же «Титаник» снимали в огромном открытом бассейне в Мексике, куда подавали миллионы литров воды прямо из океана — «а вода была грязная, и многие актеры, которые в ней плескались, подцепили инфекцию, потом были проблемы с почками. По крайней мере, она подогревалась до 22 градусов. А в других сценах ее температура была 15 градусов, причем на мне не было ничего, кроме мокрого платья, и вот тут я просто околевала».
Неудивительно, что когда в мае 1997 года ее спросили, снимется ли она еще раз в фильме, где будет столько же воды, она категорически ответила: «Никогда!» Однако 20 лет спустя все-таки согласилась сниматься у того же Кэмерона во втором «Аватаре», действие которого разворачивается в океанах Пандоры. И даже сумела для съемок одной сцены задержать дыхание под водой на 7 минут 14 секунд…