На открытии Московского кинофестиваля 2022 показали долгожданную экранизацию бестселлера Алексея Иванова «Сердце пармы». Наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ рассказывает, что увидели зрители.
Книга Алексея Иванова, на которой основан фильм, вышла еще в 2003 году. Примерно тогда же ее прочли серьезные критики вроде Льва Данилкина или Бориса Кузьминского. (Данилкин был особенно впечатлен пассажем о лосях: «Первыми прорвались огромные боевые лоси, на которых сидели по два всадника в красных одеждах. Это были шаманы-смертники, проворонившие на Глядене Золотую Бабу. Они орудовали пиками с широкими иззубренными лезвиями; с лезвий свисали кровавые лохмотья. Длинные, тонкие ноги лосей были по колено в крови»).
После рецензий толстым романом малоизвестного пермского прозаика заинтересовались и московские читатели, у которых Парма всю жизнь ассоциировалась исключительно с родиной пармезана. Начались мучительные споры – с прописной буквы писать это слово, или же со строчной (Иванов настаивает, что со строчной – «это уральский тип леса, вроде как «тайга»; но все упорно пишут с прописной, потому что уж очень похоже на «Пермь» – то есть Пермь Великую, средневековое княжество, где и разворачивается действие).
Так или иначе, Иванов вскоре опубликовал еще тысячу книг и стал одним из самых популярных российских писателей 21 века. А «Сердце» хотели экранизировать еще в 2005 году, но его путь к экрану затянулся на 17 лет – и главные роли сейчас играют актеры, которые в момент первой публикации романа еще ходили под стол пешком.
Сценарий написал Сергей Бодров-старший, некоторые предполагали, что он же картину и снимет, но в результате его заменил Антон Мегердичев, постановщик «Темного мира», «Метро» и, главное, блокбастера «Движение вверх». В его версии 500-страничный текст Иванова превратился в 159-минутный фильм о князе Михаиле (Михане), который влюбился в пермскую ведьму (точнее, ламию) Тиче. А потом из-за нее поссорился с православными священниками. А потом – уже по другим причинам – и с Москвой.
Перед пресс-показом журналисты подписали бумагу, в которой запрещалось разглашать сюжетные повороты фильма (иначе говоря – спойлерить). Но, во-первых, сюжет «Сердца пармы» в общих чертах известен почти всем читающим людям (Сергей Бодров с соавтором Ильей Тилькиным внесли в него некоторые изменения, но о них тут ни слова). Во-вторых, этот фильм в целом не про сюжет, не про напряженное ожидание «что же будет дальше». Сюжет там течет, как любимая ивановская река Чусовая, то быстро и с перекатами, то плавно и неторопливо. И по течению несет князя Михана, попадающего в разные живописные обстоятельства.
В «Сердце пармы» много крови, грязи, снега, шкур, лодок, огня, камней, деревьев, молитв, голых тел и эффектных национальных костюмов. При этом Антон Мегердичев прекрасно понимает, что исторические эпосы из разряда «грязное кровавое немытое прошлое» в своем классическом виде не очень продаются: успехи «Храброго сердца» или «Королевы Марго» остались в 90-х. Нет, зритель все еще готов все это употреблять, но непременно с приправой в виде фэнтези.
Наверное, если бы Мегердичев мог, он бы засунул в «Сердце пармы» драконов (Змей Горыныч в отдельных сценах смотрелся бы как влитой), но Иванов не позволяет. Поэтому режиссер обходится малой кровью: например, ведьма у него фокусничает чаще и эффектнее, чем в книге, а боевой лось, на котором разъезжает вогульский князь Асыка, обладает сверхъестественно крупными рогами (палеонтологи утверждают, что нечто подобное водилось в Свердловской области во времена плейстоцена). Ну и еще там есть персонаж с очень светлыми волосами, князь полулегендарного города Уроса; явно человек, но при взгляде на него любой пятиклассник мгновенно взвизгнет: «Эльф!»
Пятиклассникам, конечно, будет все равно – плейстоцен, голоцен, Средиземье или Великая Пермь. У «Сердца пармы» ограничение по возрасту 16+, но в залы наверняка прокрадутся и 12-летние. Они увидят очень красивую и к тому же зачастую нагую девушку (снайперски точно выбранная на роль ламии Елена Ербакова из Бурятского русского театра) и благородного героя (Александр Кузнецов обладает редким свойством приковывать к себе внимание, даже когда не делает на экране практически ничего).
И много других отличных актеров, которые работают не за гонорар, а за совесть (Евгений Миронов, Сергей Пускепалис, Виталий Кищенко, и – самый яркий – Федор Бондарчук; не стану говорить, кого он играет, но, бьюсь об заклад, во множестве рецензий напишут, что Ивана Грозного). Увидят фантастические пермские леса, в которых прячется волшебная Золотая Баба. Увидят несколько битв, которые монтировал сам Мегердичев – а монтажер он хороший, и кульминационное побоище ничем не уступает известному баскетбольному матчу в его исполнении.
В прокат «Сердце пармы» выйдет 6 октября 2022, и это будет первый отечественный фильм за год, который хоть как-то сможет импортозаместить голливудскую продукцию. Ждет ли его такой же успех, как «Движение вверх» – пока сказать трудно. Но если ждет – будет здорово.