14 апреля 2022 года на экраны выходит комедия «Родители строгого режима», снятая 29-летним режиссером Никитой Владимировым. В главных ролях – звезда советского и российского кинематографа, а по совместительству бабушка Владимирова Алиса Фрейндлих, а также Александр Адабашьян и Евгений Ткачук.
Наверное, рано или поздно многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок ведет себя из рук вон плохо – аж стыдно людям в глаза смотреть. Вот и супружеская чета Литвиных (Алиса Фрейндлих и Александр Адабашьян) не понаслышке знакома с этой проблемой: их сын Боренька хамит, врет и даже подворовывает. Пара понимает, что необходимо вплотную заняться манерами и жизненными ориентирами нерадивого отпрыска и даже разработала для этого специальный план. Ситуация казалась бы вполне рядовой, если бы не одно существенное «но»… Объекту перевоспитания 38 лет, и он – мэр города, собирающийся баллотироваться на второй срок (Евгений Ткачук). Но родительской любви в ее многогранных проявлениях все возрасты покорны, а потому карательных мер не избежать даже такому большому мальчику.
За взрослые проступки и отвечать надо по-взрослому, уверены предприимчивые родители, посадившие сына за решетку. Вот только одиночную камеру пришлось оборудовать в бывшей детской комнате Бореньки. Ну а в остальном все как по-настоящему. И пока исчезнувшего политика ищут полиция и законная супруга (Ольга Медынич), тот ходит на прогулки по расписанию (для надежности – на поводке), занимается трудовым десантом и получает всестороннюю «психологическую поддержку» (читай «промывание мозгов») от матери, не отступающей от цели сделать из сына порядочного человека. Недаром эпиграфом к фильму служит фраза из нобелевской речи Иосифа Бродского: «Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно».
Фрагменты противостояния между принципиальными родителями и амбициозным, но не страдающим излишней совестливостью политиком можно увидеть в трейлере к фильму, который вот-вот выйдет на экраны. Сочетание с песней «Чунга-Чанга» из советского мультфильма, звучащей во время кадров жизни в «заточении», добавляет комичности. Чем закончится эта небанальная история – пока для зрителя загадка, но, поскольку жанр картины заявлен как «комедия», хэппи-энд наверняка неизбежен.
«Родители строгого режима» – второй полнометражный фильм молодого режиссера Никиты Владимирова, являющегося внуком легенды советского кинематографа Алисы Фрейндлих. Стоит отметить, что это не первая совместная творческая работа бабушки и внука, а также сценариста Андрея Таратухина, разбавившего родственный союз. Так, в 2017 году вышла трагикомедия «Карп отмороженный», автором сценария которой также стал Таратухин. Алиса Бруновна сыграла там второстепенную, но очень яркую и несвойственную себе роль, за что впоследствии стала лауреатом премии «Золотой орел». Режиссером фильма является Владимир Котт, а Никита Владимиров выступил в качестве продюсера. Интересная деталь, характеризующая процесс вовлеченности Владимирова в работу: тогда из-за некоторых проволочек, связанных со спонсорами, ему даже пришлось заложить свою квартиру, чтобы вовремя начать съемки.
Именно знаменитую бабушку Владимиров и решил пригласить на одну из главных ролей в свою новую киноработу. Однако если в «Карпе отмороженном» Фрейндлих сама присмотрела в сценарии себе героиню и с радостью взялась за подготовку к «перевоплощению», то уговорить Алису Бруновну на съемки в «Родителях строгого режима» оказалось непросто. 87-летняя актриса, которая к тому же в начале 2021 года перенесла ковид в достаточно тяжелой форме, не сразу дала согласие. «Я думаю, для Алисы, человека с безупречной актерской репутацией, было сложно доверить себя молодому неопытному режиссеру, пусть даже это ее любимый внук. Но если какое-то недоверие и было, то она ни разу мне не дала его почувствовать», – рассказывает Владимиров.
Актер на роль экранного мужа Фрейндлих нашелся не сразу. Все приходившие членам команды в голову варианты вроде бы были неплохими, но все равно не покидало ощущение «неидеальности». И когда была предложена кандидатура Александра Адабашьяна, то как будто бы пазл сошелся. «Его дуэт с Алисой Бруновной дает ощущение настоящей семьи: это люди, которые заботятся друг о друге, уважают и ценят друг друга, которые составляют одно целое и на которых хочется быть похожим», — отмечает Владимиров.
Но самой главной задачей стали поиски актера на роль сына-мэра. По замыслу режиссера, претендент должен был отвечать нескольким обязательным требованиям: быть сильным драматическим актером, но при этом своими прежними персонажами не ассоциироваться у зрителей с чиновником, а также при внушительном внешнем виде иметь частичку некоего ребячества. Все эти качества прекрасно уживаются в Евгении Ткачуке, которого, по его собственному признанию, любят приглашать на роли «каких-то прощелыг и мелких бандитов». Поэтому амбициозный политик, старающийся не спасовать перед собственными родителями, стал для него новым интересным киноопытом.
Еще один легендарный человек, задействованный в создании фильма, – это оператор Сергей Астахов, в фильмографию которого вошли такие знаменитые картины, как «Брат», «Брат-2», «Война», «Метро» и другие. «Сергей Валентинович согласился быть с нами за компанию, помочь нам найти визуальное решение фильма, поделиться своим жизненным опытом и неиссякаемой энергией изобретателя», – рассказал режиссер.
При подготовке фильма особое внимание было уделено подбору локаций. По замыслу режиссера, город, которым руководит бесславный мэр, должен быть настоящим, а не просто собирательным образом. Поэтому вполне возможно, что жители Санкт-Петербурга, а если быть точнее, Зеленогорска (муниципальное образование в составе Питера) увидят в фильме знакомые места. Дом, где живут супруги Литвины и где пришлось находиться в заточении их сыну, также вполне реален: он находится в Комарово (также внутригородское муниципальное образование в составе Санкт-Петербурга) и отвечает всем возложенным на него задачам. «Нам хотелось, чтобы дом этой семьи был наполнен теплом, чтобы вокруг был красивый сосновый лес, и все это выглядело естественно и просто», – поясняет режиссер.
По словам Никиты Владимирова, фильм освещает вопросы, на которые ни у него самого, ни у сценариста Таратухина нет полноценных ответов. «До какого возраста можно и нужно воспитывать детей? Как родителям относиться к своим маленьким и потом большим детям, если дети ведут себя кардинально противоположно взглядам родителей? Вопросы со стороны детей в адрес родителей, разумеется, тоже имеются», – приводит примеры режиссер. Вероятно, несмотря на комедийный жанр и легкость в восприятии сюжета, фильм призван не только выполнить рекреационную функцию, но и дать зрителю пищу для размышлений. А там, кто знает, может и ответы на поставленные режиссером вопросы найдутся – если не в глобальном масштабе, то хотя бы в рамках каждой отдельно взятой семьи.