В декабре 2021 года мы будем отмечать 95-летие Екатерины Савиновой – одной из самых любимых советских киноактрис, которую все помнят прежде всего по роли простодушной, но настойчивой Фроси Бурлаковой в фильме «Приходите завтра…». КП-Афиша решила вспомнить не только историю создания известного фильма, но и рассказать о том, как сложились судьбы исполнителей главных ролей.
Фамилия и имя: Бурлакова Фрося.
Возраст: 18 лет.
Увлечение: Музыка – классическая, народная, песни советских композиторов.
Темперамент: Напористая, волевая, независимая и решительная (хотя, конечно, есть решения, которые принимаются с трудом) Фрося – холерик.
Работа над фильмом «Приходите завтра…» началась еще в конце 1950-х – вскоре после того, как у Савиновой и ее супруга, режиссера Евгения Ташкова, родился сын Андрей. К тому времени, будучи маловостребованной актрисой, она успела закончить Институт имени Гнесиных – у Савиновой был поставленный голос (диапазон – 3,5 октавы). Именно поэтому Ташков решил, что картина будет о певице – это позволит его супруге продемонстрировать свои вокальные способности. Скульптором Николаем Васильевичем стал Анатолий Папанов – один из ведущих актеров Театра Сатиры, а профессором Соколовым – Борис Бибиков: именно в его мастерской Савинова училась во ВГИКе (фактически он играл самого себя).
Большая часть съемок проходила в Одессе. Говорят, когда чиновники Госкино увидели уже отснятый материал, они ужаснулись, но закрывать проект не стали. Впрочем, претензии бюрократов – полбеды: именно на съемках этой ленты Савинова начала жаловаться на здоровье – у нее постоянно была температура, а еще головная боль… Врачам потребовалось время, чтобы поставить диагноз – бруцеллез, причиной которого могло стать парное молоко: актриса покупала его на рынке. Болезнь дала осложнение на нервную систему: работу над картиной пришлось приостановить.
Летом 1963-го фильм «Приходите завтра…» наконец-то вышел в прокат: фильм ждал оглушительный успех. Осенью 1965 года исполнительница роли Фроси Бурлаковой стала Заслуженной артисткой РСФСР.
Екатерина Савинова приехала в Москву из далекой Ельцовки, что в Алтайском крае, чтобы стать киноактрисой. Но на экзамены во ВГИК она опоздала: чтобы не терять время зря, будущая кинозвезда поступила в Землеустроительный институт, где в общей сложности проучилась полгода. В 1945-м, выдержав огромный конкурс, Савинова наконец-то стала студенткой института кинематографии – ее взяли в свою мастерскую Борис Бибиков и Ольга Пыжова.
В 1949 году молодая актриса снялась в музыкальной комедии Ивана Пырьева «Кубанские казаки» – ее бесконечно позитивную колхозницу-певунью Любу запомнили миллионы: казалось, что «звезда родилась», но случилось нечто ужасное – то, к чему актриса была не готова. Говорят, Савинова, которая в то время уже встречалась с Евгением Ташковым – своим будущем мужем, очень нравилась Пырьеву: он предпринял попытку пригласить молодую актрису на свидание, но Савинова не только отвергла его чувства, но и публично влепила ему пощечину. Месть многократного лауреата Сталинских премий была жестокой: в 1954-м Пырьев стал директором «Мосфильма», а имя Савиновой оказалось в «черном списке» режиссера.
Наверное, судьба актрисы могла бы сложиться иначе: Савинову звали во МХАТ, но она видела себя только на большом экране – только в кино. Хотя главные роли ей предлагали крайне редко – и не в Москве. Комсорг сибирской стройки Зоя в комедии «Медовый месяц», шпионка Клава в детективе «Тень у пирса», дирижер Екатерина в музыкальной ленте «В один прекрасный день» – все эти кинообразы, конечно, яркие, но ни один из них до конца не раскрыл всю многогранность таланта Савиновой. Проектом мечты, естественно, стала картина «Приходите завтра…», благодаря которой уроженка Ельцовки проснулась звездой, однако теперь из-за болезни актриса не могла работать полноценно – время от времени ей приходилось ложиться в больницу: за пять лет Савинова снялась всего в четырех картинах (да и то в эпизодах).
По воспоминаниям коллег, актриса начала слышать «голоса», а еще ей казалось, что она стала обузой для родственников. В 1970 году Савинова, оставив мужа и сына в Москве, уехала в Новосибирск, где жила ее сестра – она работала школьным учителем. Актриса гостила у нее целый месяц: все это время она постоянно вспоминала детство – Ельцовку, писала письма родным, а 25 апреля произошла трагедия: вымыв пол в квартире и надев свое лучшее платье, Савинова отправилась на вокзал. На узловой станции актриса покончила с собой: ей было 43 года.
Многие люди, хорошо знавшие Савинову, убеждены, что этот уход был связан исключительно с последствиями бруцеллеза. В интервью телеканалу «Культура» Ольга Гобзева (с 1992-го эта актриса является инокиней Русской православной церкви) сказала буквально следующее: «Болезнь ее увела, но никак не сознание. Она была христианкой – по сути. Эта была болезнь, очень сильно запущенная, которую можно было лечить. А все спасает любовь».
В 2011-м в Ельцовке появился мемориальный музей Савиновой: он открылся в доме, где когда-то жила ее подруга – Евдокия Бурлакова. В 2020-х же фильмы с участием актрисы – «Приходите завтра…» и «Женитьба Бальзаминова» – остаются невероятно востребованными: их показывают в праздничные дни, когда перед экранами телевизоров собираются представители разных поколений.
Анатолий Папанов, сыгравший переживающего творческий кризис скульптора Николая Васильевича, стал одним из самых популярных актеров Советского Союза – и благодаря многочисленным комедийным ролям, и благодаря озвучиванию анимационных проектов (включая, естественно, мультсериал «Ну, погоди!»). Он прожил всю свою жизнь с единственной женщиной – актрисой Надеждой Каратаевой.
Актер, режиссер и театральный педагог Борис Бибиков, сыгравший профессора Соколова, был мужем актрисы Ольги Пыжовой: в 1972 году ее не стало. В 1978-м он женился во второй раз – на бывшей студентке Малике Джурабековой. Пара переехала в Душанбе, где Бибиков несколько лет преподавал в Таджикском государственном институте искусств.
Ну а послужной список Юрия Горобца, которому досталась роль Кости, насчитывает более 60 фильмов (включая, например, шпионскую ленту «Выстрел в тумане» или перестроечный боевик «Фанат») и более десятка спектаклей на сцене МХАТ им. Горького, где актер служит с 1989 года. Вот уже много лет он женат на Тамаре Лякиной – актрисе и педагоге Щепкинского училища. Несмотря на солидный возраст (в марте 2022 года Юрию Васильевичу исполнится 90 лет), Горобец до сих пор участвует в мхатовских постановках: например, в спектакле «Красавец мужчина» по пьесе Островского.