Фильм «Праведник» (2023): каким получился наш «Список Шиндлера»

Фильм «Праведник» (2023): каким получился наш «Список Шиндлера» Александр Яценко. Кадр из фильма «Праведник» (2023)

16 февраля 2023 года в российский прокат выходит фильм «Праведник» о подвиге партизана Николая Киселева. Об этой картине рассказывает наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ.

Сюжет

Ну да, по идее, это наш «Список Шиндлера». По крайней мере, сюжет откровенно похож: в 1942 году политрук и партизан Николай Киселев спас 218 евреев, выведя их через белорусские леса с оккупированной территории за линию фронта. Если бы он этого не сделал, их, вне всякого сомнения, убили бы фашисты – как убили тысячи и тысячи других советских евреев.

И да, конечно, это подвиг, за который Киселев посмертно был удостоен в Израиле почетного звания Праведника народов мира (как в свое время и Оскар Шиндлер). И, безусловно, это достойно фильма продолжительностью 158 минут. И, наверное здорово, что Сергей Урсуляк возвращается к полнометражному кино (последний кинофильм, «Долгое прощание», он снял в 2004 году, а потом работал исключительно на телепроектах – «Ликвидация», «Исаев», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон», «Ненастье»). Но только почему же все это так скучно?

Кадр из фильма «Праведник» (2023)

Главные герои

Может быть, потому, что Голливуд опередил Урсуляка на десятилетия? Второй главный герой «Праведника», помимо Киселева – еврейский юноша Моше Таль (Марк Эйдельштейн). Его линия начинается в гетто. У его многодетных родителей (Чулпан Хаматова и Константин Хабенский) есть шанс спасти и вывести на свободу только двоих детей. Они спорят, у кого больше шансов выжить, в конце концов выбирают Моше и его малолетнюю сестру, они с большими приключениями выбираются. Вроде бы душераздирающая коллизия – но почему-то ничего не раздирает.

В «Пианисте» Романа Полански тоже было гетто, и от некоторых эпизодов шел настоящий мороз по коже: Полански, собаку съевший на жанровом кино, снимал эти сцены как фильм ужасов, и это был вполне оправданный подход. В «Праведнике» эпизодические родители и братья с сестрами героя просто исчезают, ненадолго появившись в кадре; что с ними случилось, погибли они или каким-то образом выжили – мы так и не узнаем. Конечно, скорее всего, погибли, но авторам это как будто не очень интересно. И трудно сказать, почему это тогда должно быть интересно нам.   

Кадр из фильма «Праведник» (2023)

Главный злодей – немецкий гауптштурмфюрер (Дитмар Кениг), охотящийся на евреев по всей Белоруссии (он мечтает сделать регион «юденфрай»); его невозможно не сравнить с полковником Ландой из тарантиновских «Бесславных ублюдков». Только это какая-то травестия полковника Ланды: сатанински хихикающий, кривляющийся фриц, одержимый фотографией (он везде ходит с фотоаппаратом и снимает все подряд, в том числе лично убитых людей). Нет, конечно, есть робкие попытки сделать его реплики впечатляющими: перед тем, как застрелить старика из юденрата, еврейского совета, он говорит: «Ваша фамилия Мышкин? Я даю вам шанс воспользоваться вашим тайным знанием, каббалой, и превратиться в мышь. Не получается? Я так и думал». И стреляет. Но впечатлить зрителя не получается.

Кадр из фильма «Праведник» (2023)

Штампы

В изображении спасаемых евреев сценарист Геннадий Островский использует все штампы, которые приходят ему в голову. Среднестатистический русский зритель знает об иудеях, что они а) не едят свинину, б) не работают по субботам, в) хорошо играют на музыкальных инструментах, г) у них самые заботливые матери, д) иногда они смешно говорят по-русски и парадоксально шутят и е) по слухам, и правда обладают каким-то тайным знанием.

Кадр из фильма «Праведник» (2023)

Пункты а, б, в и г отработаны со всем возможной тщательностью. За пункт д отвечает герой Сергея Маковецкого, который в сюжете нужен в основном для юмора («Мне нужны два человека, которые умеют стрелять». – «Я из всего умею стрелять, товарищ командир, вы только покажите, как!») За пункт е отвечает старинная, изготовленная в Средние века в Толедо золотая астролябия, с которой носится Моше Таль – это одновременно память о родителях и просто ценный предмет, который позволяет Островскому докрутить сюжет до 2005 года (постаревший, живущий в Израиле Моше Таль отказывается рассказывать про подвиг Киселева, из-за чего партизана мучительно долго не могут признать праведником, и коллизия с астролябией – одна из причин такой молчаливости).

Кадр из фильма «Праведник» (2023)

К артистам претензий меньше всего

В «Праведнике» много откровенной мелодраматичности, много ужасно эффектных драм и смертей – таких впечатляющих, так аккуратно поставленных и сыгранных, что проникнуться ими уже практически невозможно. Но к артистам претензий в «Праведнике» меньше всего. Там замечательные дебютантки (или почти дебютантки) Юлия Витрук и Мария Золотухина, отличный Евгений Ткачук. Но в первую очередь – Александр Яценко (Киселев): он всегда был прекрасным актером, но от фильма к фильму умудряется играть все круче. Он в центре всех лучших эпизодов фильма, и кажется, что он ничего особенного не делает – что-то говорит (как правило, негромко), где-то ходит, куда-то смотрит; но от него невозможно оторвать взгляда. И он своей игрой цементирует всю эту огромную картину.

Расскажите об этом друзьям!