16 февраля 2023 года в российский прокат выходит фильм «Праведник» о подвиге партизана Николая Киселева. Об этой картине рассказывает наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ.
Ну да, по идее, это наш «Список Шиндлера». По крайней мере, сюжет откровенно похож: в 1942 году политрук и партизан Николай Киселев спас 218 евреев, выведя их через белорусские леса с оккупированной территории за линию фронта. Если бы он этого не сделал, их, вне всякого сомнения, убили бы фашисты – как убили тысячи и тысячи других советских евреев.
И да, конечно, это подвиг, за который Киселев посмертно был удостоен в Израиле почетного звания Праведника народов мира (как в свое время и Оскар Шиндлер). И, безусловно, это достойно фильма продолжительностью 158 минут. И, наверное здорово, что Сергей Урсуляк возвращается к полнометражному кино (последний кинофильм, «Долгое прощание», он снял в 2004 году, а потом работал исключительно на телепроектах – «Ликвидация», «Исаев», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон», «Ненастье»). Но только почему же все это так скучно?
Может быть, потому, что Голливуд опередил Урсуляка на десятилетия? Второй главный герой «Праведника», помимо Киселева – еврейский юноша Моше Таль (Марк Эйдельштейн). Его линия начинается в гетто. У его многодетных родителей (Чулпан Хаматова и Константин Хабенский) есть шанс спасти и вывести на свободу только двоих детей. Они спорят, у кого больше шансов выжить, в конце концов выбирают Моше и его малолетнюю сестру, они с большими приключениями выбираются. Вроде бы душераздирающая коллизия – но почему-то ничего не раздирает.
В «Пианисте» Романа Полански тоже было гетто, и от некоторых эпизодов шел настоящий мороз по коже: Полански, собаку съевший на жанровом кино, снимал эти сцены как фильм ужасов, и это был вполне оправданный подход. В «Праведнике» эпизодические родители и братья с сестрами героя просто исчезают, ненадолго появившись в кадре; что с ними случилось, погибли они или каким-то образом выжили – мы так и не узнаем. Конечно, скорее всего, погибли, но авторам это как будто не очень интересно. И трудно сказать, почему это тогда должно быть интересно нам.
Главный злодей – немецкий гауптштурмфюрер (Дитмар Кениг), охотящийся на евреев по всей Белоруссии (он мечтает сделать регион «юденфрай»); его невозможно не сравнить с полковником Ландой из тарантиновских «Бесславных ублюдков». Только это какая-то травестия полковника Ланды: сатанински хихикающий, кривляющийся фриц, одержимый фотографией (он везде ходит с фотоаппаратом и снимает все подряд, в том числе лично убитых людей). Нет, конечно, есть робкие попытки сделать его реплики впечатляющими: перед тем, как застрелить старика из юденрата, еврейского совета, он говорит: «Ваша фамилия Мышкин? Я даю вам шанс воспользоваться вашим тайным знанием, каббалой, и превратиться в мышь. Не получается? Я так и думал». И стреляет. Но впечатлить зрителя не получается.
В изображении спасаемых евреев сценарист Геннадий Островский использует все штампы, которые приходят ему в голову. Среднестатистический русский зритель знает об иудеях, что они а) не едят свинину, б) не работают по субботам, в) хорошо играют на музыкальных инструментах, г) у них самые заботливые матери, д) иногда они смешно говорят по-русски и парадоксально шутят и е) по слухам, и правда обладают каким-то тайным знанием.
Пункты а, б, в и г отработаны со всем возможной тщательностью. За пункт д отвечает герой Сергея Маковецкого, который в сюжете нужен в основном для юмора («Мне нужны два человека, которые умеют стрелять». – «Я из всего умею стрелять, товарищ командир, вы только покажите, как!») За пункт е отвечает старинная, изготовленная в Средние века в Толедо золотая астролябия, с которой носится Моше Таль – это одновременно память о родителях и просто ценный предмет, который позволяет Островскому докрутить сюжет до 2005 года (постаревший, живущий в Израиле Моше Таль отказывается рассказывать про подвиг Киселева, из-за чего партизана мучительно долго не могут признать праведником, и коллизия с астролябией – одна из причин такой молчаливости).
В «Праведнике» много откровенной мелодраматичности, много ужасно эффектных драм и смертей – таких впечатляющих, так аккуратно поставленных и сыгранных, что проникнуться ими уже практически невозможно. Но к артистам претензий в «Праведнике» меньше всего. Там замечательные дебютантки (или почти дебютантки) Юлия Витрук и Мария Золотухина, отличный Евгений Ткачук. Но в первую очередь – Александр Яценко (Киселев): он всегда был прекрасным актером, но от фильма к фильму умудряется играть все круче. Он в центре всех лучших эпизодов фильма, и кажется, что он ничего особенного не делает – что-то говорит (как правило, негромко), где-то ходит, куда-то смотрит; но от него невозможно оторвать взгляда. И он своей игрой цементирует всю эту огромную картину.