Но при этом он провалился в прокате. О том, чего хочет зритель и с чего это вдруг он стал такой капризный, рассказывает наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ
29 декабря 1386 года в Париже (который на экране опознается только благодаря силуэтам Консьержери, Сен-Шапель и Нотр-Дама) состоялась дуэль между рыцарем Жаном де Карружем и дворянином Жаком Ле Гри. Поводом стало заявление жены де Карружа, Маргариты: она обвинила Ле Гри в том, что он ее изнасиловал, пока муж был в отсутствии. Ле Гри обвинение категорически отрицал. А смысл дуэли был в том, чтобы сам Господь Бог рассудил соперников: кто погибнет в ходе поединка, тот и виноват. Это совершенно реальная история, и это была последняя официально одобренная властями дуэль такого рода в истории Франции.
Ридли Скотт рассказывает эту историю на манер великого фильма Акиры Куросавы «Расемон»: мы видим одни и те же события глазами трех персонажей. Сначала нам рассказывают правду, какой ее видит де Карруж (Мэтт Деймон), потом — какой ее видит Ле Гри (Адам Драйвер), а в конце — какой ее видит Маргарита де Карруж (Джоди Комер — ее-то вариант, как подчеркивается, самый близкий к истине, и именно она — центральный персонаж в картине). Отличия между тремя рассказами иногда совсем минимальные: в ключевых сценах они сводятся к выражению лиц героев, к вроде бы незначительным (а на самом деле принципиально важным) нюансам. Но Ридли Скотт совершенно не боится утомить зрителя этой историей. Он и не утомляет.
Через две недели Скотту исполнится 84 года. Режиссер — обычно возрастная профессия (чему мы наблюдали множество примеров: после 70 многих выдающихся кинематографистов накрывала абсолютная творческая импотенция). Но случай Скотта — особый. Да, в 2000-е и начале 2010-х он снял немало вялых, проходных, попросту скучных фильмов, упорно используя пастельную палитру (все такое синенькое, серенькое, светло-желтое или бледно-зеленое). И «Великолепная афера», и «Хороший год», и «Совокупность лжи», и «Робин Гуд» были выполнены на высоком профессиональном уровне — просто и мировое кино, и 99 процентов зрителей элементарно бы без них обошлись.
Что-то вдруг резко изменилось в 2013-м, когда Скотт снял бешеного «Советника» по сценарию Кормака МакКарти (автор «Старикам здесь не место» и «Дороги» по обыкновению смешал проповедь с лютым гиньолем на тему «какие же люди в основном твари»). Это было абсолютно неожиданно, очень жестоко, и, признаться, очень эффектно. Причем возникало четкое ощущение, что сделал это кино 30-летний постановщик, а не разменявший восьмой десяток. Если честно, казалось, что на Скотта ошеломительное впечатление произвело самоубийство его брата Тони — тоже выдающегося режиссера; и что с этого момента он начал снимать как бы сразу за двоих. Он и дальше иногда немножко засыпал, снимая дедушкино кино («Чужой. Завет», «Все деньги мира»). Но периодически он выдает отличные картины — такие, как «Марсианин» или вот эта «Последняя дуэль». Даже по меркам лучших картин Скотта «Дуэль» — образец мастерства: каждый кадр, каждая монтажная склейка в ней безупречны.
Сценарий картины написали Мэтт Деймон и Бен Аффлек (в сотрудничестве с Николь Холофсенер). Оба играют лучшие роли в карьере, буквально как в последний раз. Они и за проект-то этот взялись в первую очередь, чтобы продемонстрировать, на что способны как актеры — и да, это тебе, бабушка, не «Умница Уилл Хантинг», за который они четверть века назад получили «Оскары» как лучшие сценаристы. У Деймона (который здесь очень похож на Таноса из кинокомиксов Marvel Studios) есть пара практически незабываемых сцен, а Аффлек покрасился в блондина и все время весело, с осознанной анахронистической бодростью, произносит слово fuck. «He’s no fuckin’ fun!» — сообщает он нам из XIV века про рыцаря Жана де Карружа, что очень оживляет действие (у нас эту ударную фразу остроумно перевели как «Да он же просто душный!») И, разумеется, финальный поединок Деймона и Драйвера наполнен такой яростью и страстью, так виртуозно оформлен Скоттом и оператором Дариушем Вольски, что через пару недель после просмотра ты помнишь его, будто увидел час назад.
Другой вопрос, почему этот «Дуэль» так катастрофически провалилась в прокате, собрав 5 миллионов долларов в первый уикенд при бюджете минимум в сто. Боюсь, это последствия пандемии: аудитория как бы долларом семафорит студиям, что жизнь и так тяжелая, и она больше не хочет смотреть ничего унылого и грузящего. Да, в лучшие времена ей, аудитории, было в радость посмотреть какого-нибудь «Темного рыцаря» и прочую «новую мрачность». А сейчас — нет. Трейлер «Последней дуэли» весь был выполнен как рапсодия в белом, сером и черном, а завершался сообщением, что героиню Джоди Комер могут сжечь на костре, с важным уточнением: «Живой». Но аудитория хочет не этого, она хочет ни к чему не обязывающего «Венома-2«, который точно ее не напряжет. Причем «Веном-2» — это не «добрая» комедия, а агрессивная, злая, черная, с откусыванием бошек, позволяющая мужчинам на полтора часа снова стать беззаботными семиклассниками, а женщинам — полюбоваться на Харди, и всем хотя бы отчасти выпустить пар. Вот такого катарсиса все сейчас и хотят, а другой не нужен.
Такова нынче психология у зрителя — и, боюсь, вся голливудская боевая машина, уловившая сигнал, еще пару лет будет разворачиваться именно в эту сторону. А когда развернется, случится что-нибудь еще, и ей снова придется пыхтеть и дергаться, чтобы идти в ногу с переменами.
Картина основана не на романе, а на документальной книге, написанной специалистом по Средневековью профессором Эриком Джагером. Он работал, несколько лет копался во французских архивах и утверждает, что в книге абсолютно все почерпнуто из старинных документов, даже многие реплики персонажей. Лишь в некоторых местах, где возникали пробелы, он «использовал воображение».
В фильме исторические события воссозданы довольно точно. Правда, согласно настоящим показаниям Маргариты преступление выглядело еще драматичнее. В нем участвовал еще и Адам Лувель — соратник Ле Гри, который и раньше выступал для него в роли сводника. Лувель без долгих разговоров привязал несчастную к кровати, чтобы Ле Гри удобнее было совершить насилие, и находился в комнате, наблюдая за происходящим.
Самый главный вопрос, волнующий историков: не солгала ли Маргарита, обвинив Лувеля и Ле Гри? Это страшно интересовало и ее современников. Объявленный поединок собрал тысячи зрителей — для них это было супершоу. Король Карл VI был в отъезде, очень боялся, что не успеет добраться до Парижа, и специально отправил посланника с приказом перенести дуэль на месяц (она была назначена на 27 ноября, а состоялась 29 декабря 1386 года).
На протяжении веков многие считали Маргариту лгуньей, появлялось много книг и исследований, в которых Ле Гри объявлялся невиновным. Однако Джагер считает, что врать Маргарите было незачем, психологически ее рассказ убедителен, особенно учитывая, что она подвергалась риску быть сожженной на костре.
Хотя эта «судебная дуэль» была последней, разрешенной парижским парламентом, в других частях Франции они происходили вплоть до XVI века, а в Англии были официально запрещены только в 1819 году.
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФИЛЬМЫ РИДЛИ СКОТТА