8 марта 2023 года на экраны выходит симпатичная мелодраматическая комедия, героиня которой, сходя с ума от «кризиса тридцатилетия» и неразрешенных проблем с матерью, сорвалась с места — и пустилась в путь длиною в тысячи километров. О фильме «Поехавшая» рассказывает наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ.
Аня Смолина (Ольга Лерман) встречает тридцатилетие. Одна в дорогом ресторане — никто из друзей прийти не смог (да им не очень-то и хотелось). Свечи на торте задувает курьер-узбек, который привез Ане подарок. Он же и увозит ее в свою счастливую семью есть плов, а потом становится жильцом в ее квартире: Аня решила все бросить и на велосипеде, в компании таксы поехать в Нижний Новгород. В Москве ей терять почти нечего. Ее работодательница — идиотка-инфлюэнсерша, которая за деньги тестирует патчи для век и требует «обработать на фотке соски, а то они вялые получились». Ее бойфренд нагло ей изменил со случайной бабой прямо в их квартире. В ее снах сериальные менты находят ее в квартире умершей от одиночества. А в Нижнем живет ее мама, с которой были трудные отношения, и с которой они не виделись уже 13 лет. Впрочем, мама является постоянно — и в снах, и в фантазиях, чаще всего с безжалостной критикой: «Тридцать лет, а ни мужика, ни детей, вот зачем я тебя рожала, двенадцать часов мучилась?». Во плоти героиня Елены Яковлевой появляется лишь в самом конце фильма, но в качестве призрака, эринии, мысленного волка гонится за Аней всю дорогу.
«Поехавшая» страшно похожа на другой фильм, вышедший пять лет назад и тоже 8 марта: «Я худею». Он продавался как история про девушку, которая решилась сбросить двадцать килограммов, а оказывалось, что на экране она их сбрасывает в 40-секундном монтаже: все остальное время посвящает выяснению отношений с отцом и копанию в психологических проблемах. Вот и «Поехавшая» продается как прикольный роуд-муви об экстравагантной миллениалке, а на самом деле она — про выяснение отношений с матерью и мучительные попытки понять, «что со мной не так». Попытки будут долгими, потому что выяснится, что матушка давно переехала из Нижнего Новгорода в Магадан — и теперь надо пилить на велике до Магадана.
Подруга предупреждает Аню об опасностях, которые ее ждут во время безумной поездки: попасть под «КамАЗ», стать ужином для медведя. На Аню, едущую по обочине шоссе (в желтеньком прицепе у нее такса) орут водители грузовиков, но это ее не смущает. Медведя она так и не встретит, зато по ходу фильма ее попытаются изнасиловать, а потом еще ограбить — но ведь у разбойников ничего не получится. Зато она встретит белоруса Валеру с «классной мягкой бородой» (Виктор Хориняк из «Последнего богатыря» и «Непослушника») и начнет в него постепенно влюбляться, благо, он встречается ей вновь и вновь, при самых невероятных обстоятельствах, после окончательного, казалось бы, расставания. (Периодически кажется, что Валера — такой же воображаемый друг, как призрачная мамаша, неожиданно появляющаяся на дороге и начинающая ядовито комментировать все поступки дочери. Но нет, белорус реальный, хотя его цель — доехать до Монголии и поставить палатку рядом с конным памятником Чингисхану — и кажется позаимствованной из какого-то вино-водочного сна).
Как ни удивительно, все это основано на реальной истории, Аня Смолина — совершенно реальная девушка, вдохновившаяся фильмом «Дикая» с Риз Уизерспун и метнувшаяся в велопробег длиною семь месяцев. С нею была пожилая такса, страдавшая от онкологии (она выжила). Аня еще и рассказывала о поездке в соцсетях (как и героиня фильма). Ее забрасывали издевательскими комментариями. Но популярность к ней пришла, и, судя по фильму — космического масштаба: ее узнают все, от сотрудников авиалиний до барышень на трассе.
Станет ли «Поехавшая» большим хитом в прокате? Ну, во-первых, все проекты, к которым хоть мизинцем прикасается народный герой Хориняк, обычно ими становятся. А во-вторых, аудиторию тридцатилетних хлебом не корми, дай посмотреть на ровесников с психологическими травмами и заодно всласть поковыряться в своих. «Чебурашка», спродюсированный теми же Эдуардом Илояном, Виталием Шляппо, Денисом Жалинским собрал свои нечеловеческие мильярды именно благодаря этому — попал в нерв. И «Поехавшая», с ее сражениями с прошлым и хеппи-эндом, в котором торжествует мысль «Главное — своих не отпускать», вполне возможно, в него попадет.