В феврале 2022-го в прокат вышла очередная фантазия немецкого режиссера, в которой наша планета то в воде тонет, то в огне горит: к ней стремительно приближается спутник, который оказывается, не так уж прочно был зафиксирован на своей орбите. Обозреватель «КП» Денис Корсаков получил от этого зрелища незамутненное детское удовольствие.
Как давно знают поклонники телеканала Рен-ТВ и персонально журналиста Игоря Прокопенко, Луна металлическая и внутри полая. Точно известно, что когда один из американских астронавтов уронил на поверхность что-то тяжелое, услышал гулкий звук – под тонкой поверхностью спутника была пустота. Кто создал эту структуру, понятно: инопланетяне. А вот зачем они ее создали, чем нам это грозит и что нам с этим делать – тема для долгих и мучительных размышлений, которым и предаются любители шокирующих гипотез (некоторые – на постоянной основе, в комфортабельных апартаментах по адресу Москва, Загородное шоссе, дом 2).
На самом деле это хорошая идея для фантастического фильма – и Роланд Эммерих, автор фильмов «День независимости», «Годзилла», «Послезавтра» и «2012» пройти мимо нее, конечно же, не смог. Землю у него уже атаковали летающие тарелки, гигантские ящеры и глобальное потепление – на этом творческом пути падение полой Луны было совершенно естественным следующим шагом.
В прологе картины, в 2011 году, космический шаттл сталкивается с какой-то фигней из космоса. Один астронавт улетает в бесконечность с порванным шлангом, вторая (Халле Берри) теряет сознание, третий в ошеломлении: мимо него только что пронеся злобный рой крошечных существ, и помчался дальше, на Луну. Спустя десять лет этот астронавт (Патрик Уилсон) тоскует из-за погубленной репутации: его рассказу никто не поверил, все решили, что он сам где-то напортачил, погубил товарища и все свалил на выдуманную инопланетную сущность. Но тут оказывается, что Луна отклонилась от своей траектории и быстро приближается к Земле.
Никто не может понять, в чем дело – и только герой Уилсона, благодаря случайному знакомству с любителем теорий заговора и секретных материалов (Джон Брэдли), догадывается о подлинной сущности Луны. Долго ли, коротко, а герои понимают: инопланетный рой проник в полую Луну, и теперь сбивает ее с курса, направляя на нашу планету. Це діло треба розжувати – и вот уже в сторону спутника направляется космический корабль с Уилсоном, Берри и Брэдли на борту. Они должны влететь внутрь Луны (на которой, оказывается, есть глубокая и широкая шахта) и посмотреть, что там делается. А долететь до Луны совсем легко, потому что она теперь совсем близко, только что не царапает земную поверхность.
Конечно, все мы со школы знаем, что Луна управляет приливами, и подозреваем, что в случае ее приближения начнутся наводнения. Эммерих, большой специалист по огромным волнам, не смог пройти мимо этого факта: у него на экране сначала потоки воды неторопливо заливают города, а потом возникает «гравитационная волна» невиданной высоты (космическому кораблю приходится буквально пробиваться сквозь нее во время взлета). Естественно, с приближающейся Луны все время падают обломки — и на несчастную Землю обрушивается метеоритный поток. Плюс на планете заканчивается кислород и людям нечем дышать. (Вообще-то такое ощущение, что к финалу фильма погибают практически все земляне — кроме, конечно, главных героев и их родственников, у этих все будет хорошо).
Но ради этого люди и смотрят фильмы Роланда Эммериха, в которых он раз за разом с упоением разрушает и переделывает планету. «Падение Луны» для него особенно важный проект: он лично искал под него финансирование, и наскреб целых 140 миллионов долларов, после чего «Падение» стало считаться одним из самых дорогих независимых фильмов в истории. Как ни странно, это еще и один из самых спокойных эммериховских фильмов. В нем почти нет зубодробительного пафоса и немецкой торжественной серьезности: это очень честное кино категории Б (просто, так получилось, снятое за большие деньги). Эммерих и не пытается скрывать, что на экране творится чистое безумие, – просто предлагает зрителям расслабиться и получить удовольствие. Во второй половине фильм куда ближе к «Звездным вратам», чем к «2012» — то есть к молодому Эммериху, который еще не стал голливудским режиссером-звездой и не пытался на каждом повороте оглушать зрителя громыхающей музыкой, пропагандой семейных ценностей и проклятыми вопросами из серии «Кого же мы будем спасать на нашем ковчеге». Ну да, небо падает на Землю – так ничего страшного: все в полном соответствии с названием, написанным в билете, все идет по плану.
И это довольно красиво. «Падение Луны» чисто визуально напоминает «Меланхолию» Ларса фон Триера – почти нет сомнений, что именно она стала для Эммериха одним из источников вдохновения; но несколько триеровских кадров разрослись у него до эпических панорам, в которых колоссальная Луна то заполняет горизонт, то царственно уходит с него. Да, Эммерих – гигантоман (фраза «Размер имеет значение», напомним, была рекламным слоганом «Годзиллы»), он упивается всем огромным, будь то инопланетный корабль размером с Манхэттен, залитый водой Эверест или разлом в земной коре, отправляющий в океанскую пучину сразу половину Калифорнии. Но и зритель не может не смотреть на это безобразие с интересом. Нельзя во время просмотра не вспомнить гоголевскую фразу «Луна ведь обыкновенно делается в Гамбурге; и прескверно делается. Делает ее хромой бочар, и видно, что дурак, никакого понятия не имеет о луне». Но (Эммерих родился в Штутгарте) на этот раз нам повезло: она сделана неплохо.