Рецензия на фильм «Немая ярость» (2023): когда говорят пушки

Рецензия на фильм «Немая ярость» (2023): когда говорят пушки Кадр из фильма «Немая ярость»

30 ноября 2023 года в прокат вышел новый фильм «Немая ярость» выдающегося гонконгского режиссера Джона Ву. Об одном из лучших боевиков года рассказывает наш кинообозреватель Денис Корсаков.

Трейлер фильма «Немая ярость» (2023)

Сюжет

Это боевик про человека, у которого под Рождество шальной пулей убило семилетнего сына (они играли в саду, мимо проезжала машина, зазвучали выстрелы, и вот мальчик уже лежит на лужайке окровавленный). Самому герою бандиты прострелили горло, — и он навсегда потерял способность разговаривать. В настенном календаре он обводит следующее 25 декабря и пишет в этом квадратике: «Убить их всех». Начинает тренироваться в стрельбе и единоборствах, полный решимости на Рождество устроить бойню и ликвидировать как можно больше преступников.

Кадр из фильма «Немая ярость»

Да, конечно, мы все миллион раз видели такие фильмы: герой мстит за смерть ребенка, за смерть жены, за смерть собачки. 77-летний классик гонконгского кинематографа Джон Ву и его сценарист Роберт Арчер Линн специально берут максимально избитый сюжет, которым побрезговали бы даже авторы боевиков категории Б, выходящих сразу на видео. Это фильм не про сюжет, а про режиссерское мастерство. Дело в том, что в нем нет ни единого диалога. За 104 минуты, что он идет, в нем произносятся всего несколько служебных реплик, плюс звучат сводки новостей по радио и ТВ. А вообще это кино без слов.

Юэль Киннаман играет (и хорошо играет) не супермена, не полицейского, не Джона Уика — просто обывателя, который находится в приличной физической форме, но вряд ли способен справиться с целой ордой отморозков. В первых кадрах картины он, одетый в идиотский рождественский свитер, бежит за машиной, из которой раздался роковой выстрел, попадает в самую гущу пальбы, умудряется, безоружный, не только выжить, но и прикончить одного из мерзавцев. Слова не нужны.

Кадр из фильма «Немая ярость»

Потом, после операции на горле и реабилитации, он общается с женой (которая тоже раздавлена горем, но, кажется, в меньшей степени). Начинает бухать. Жена постепенно приходит к выводу, что жить с ним невозможно, и уходит. Слова не нужны.

Потом он находит новый смысл жизни в мести. Ву показывает, как он упражняется в тире, как смотрит видео с рукопашной борьбой, как учится по-настоящему лихо, а не по-обывательски, водить автомобиль. Слова не нужны.

Кадр из фильма «Немая ярость»

Потом он начинает выслеживать негодяев — следит за ними, наблюдает в бинокль с крыши соседнего здания, особо концентрируясь на одном — татуированном накачанном мексиканце, том самом, который и пальнул ему в голосовые связки. Потом похищает одного из гангстеров и прячет у себя в подвале. Гангстеру удается освободиться, и следует одна из лучших драк последнего десятилетия. Слова не нужны.

Почему стоит посмотреть

Стоит посмотреть этот фильм, чтобы убедиться: в боевиках они вообще совершенно не обязательны. Вся вторая половина картины — это оргия из драк, перестрелок, погонь и взрывов, великолепно придуманная, поставленная, оркестрованная, в которой все понятно без единого звука человеческой речи.

Кадр из фильма «Немая ярость»

Джон Ву не снимал в Голливуде 20 лет: последним его фильмом на английском языке стал «Час расплаты», второсортный фантастический триллер с Беном Аффлеком, вышедший в 2003-м. Режиссера многие списали со счетов. Сейчас он вернулся с фильмом, который только и можно назвать мастер-классом по боевикам. В каком-то смысле Ву возвращается к истокам, к тем гонконгским боевикам 80-х и 90-х типа «Круто сваренных», «Убийцы», «Светлого будущего», за которые его когда-то полюбили. Он возвращается вообще к истокам кинематографа, который когда-то обходился без реплик и прекрасно себя чувствовал. Сентиментальность, надрывные эмоции, пронзительные взгляды в камеру — это все из немого кино.

Кадр из фильма «Немая ярость»

«Немая ярость» — не просто безупречный боевик и мастер-класс от ветерана: это образец «чистого кинематографа», который держится только на действии внутри кадра и на виртуозном монтаже. Одна из многочисленных экшн-сцен в финале напоминает знаменитый 12-минутный эпизод на лестнице из «Взрывной блондинки», снятый якобы без единой монтажной склейки. Ву видел «Блондинку» и парирует: у него герой поднимается по лестнице, отстреливаясь от все новых бандитов, выскакивающих с верхних этажей. Это сделано настолько здорово, что в какой-то момент ты, с открытым ртом, погружаешься если не в нирвану, то в некую блаженную, восторженную заторможенность: стреляй, голубчик, стреляй, дерись. Убей их всех.

Расскажите об этом друзьям!