16 декабря 2021 года в прокат выходит четвертая картина о том, что мы существуем в компьютерной симуляции, а настоящая жизнь — грязная, сложная, зато свободная — находится по другую ее сторону. Наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ считает, что фильм «Матрица. Воскрешение» разделит зрителей на тех, кто всерьез любил персонажей Киану Ривза и Кэрри-Энн Мосс и тех, кто только прикидывался.
Годы идут, гейм-дизайнер Томас Андерсон не молодеет. 1999-й, когда он создал революционную компьютерную игру «Матрица», и 2003-й, когда вышли два ее продолжения, давно позади. Новых игр что-то не придумывается. Утром и вечером он принимает синие таблетки, которые прописал психоаналитик. У Томаса были психотические эпизоды (однажды он пытался погулять по воздуху, выйдя с балкона: ему часто кажется, что в окружающей реальности есть что-то нереальное).
На работе ему сообщают, что компания Warner Bros, вдохновленная успехом первой игровой трилогии «Матрица», хочет выпустить «Матрицу-4», а если дело пойдет успешно, то и «Матрицу-5» с «Матрицей-6». И вот коллеги Томаса устраивают мозговые штурмы в попытках сообщить очередной части оригинальность и новизну. Но у Томаса особых идей нет. Он пьет кофе в кафе Simulatte и заглядывается на одну посетительницу, коротко стриженую брюнетку, «огненную милфу», как характеризует ее один пошляк-знакомый. Ее зовут Тиффани, она замужем, у нее дети, так что никаких перспектив на приятное знакомство у Томаса нет. И вот так все тянется — очень скучно, очень рутинно — пока Томасу на мобильный не придет приглашение зайти в туалет. А там из кабинки выскочит чернокожий молодой человек в желтом костюме, представится Морфеусом и предложит синюю и красную таблетки. А через две минуты в офисе начнется побоище с применением большого количества огнестрельного оружия. И очень скоро бывший мистер Андерсон окажется лежащим в знакомой ему красной капсуле, в какой-то омерзительной слизи, с кучей шлангов и кабелей, воткнутых в позвоночник, шею и все прочие места.
В сентябре этого года Лана (бывший Ларри) Вачовски рассказала, что студия Warner Bros. каждый год приставала к ним с сестрой Лилли (бывшим братом Энди) — упрашивала придумать еще одно продолжение «Матрицы». Лана и Лилли упорно отказывались, считая, что закрыли тему в 2003-м фильмами «Матрица: перезагрузка» и «Матрица: революция». Но в 2019-м у Ланы один за другим умерли родители, а потом еще один близкий человек; она не могла прийти в себя от горя, а потом подумала, что, раз их воскресить не сможет, воскресит Нео с Тринити. И начала лихорадочно писать сценарий (Лилли участия в этом не принимала, хотя и не препятствовала; зато соавтором сценария стал автор «Облачного атласа» Дэвид Митчелл). И вот перед нами четвертая «Матрица», на которую никто не надеялся и которую, честно говоря, отнюдь не все жаждали увидеть.
Уже «Перезагрузку» и «Революцию» многие фанаты первого фильма (откровенно великого, чего уж там) восприняли как плевок в лицо: было очевидно, что с «Матрицей-1» Вачовски возились годами и вложили в нее всю душу, а «Матрицу-2» и «Матрицу-3» вымучивали под нажимом продюсеров. Первая была изящным, умным, бесконечно стильным фантастическим боевиком о том, что мир, возможно, ненастоящий, и у нас нет никаких способов доказать обратное. А вторая и третья, словно плесенью, были пронизаны мучительно дешевым пафосом («Нео Избранный!» — «Нет, он не Избранный!» — «Нет, Избранный!») Разобраться в дьявольски мудреном (явно от отчаяния, а не от избытка вдохновения) сюжете было нелегко — в первую очередь потому, что уже не очень-то и хотелось ковыряться в этакой мути. В отличие от первой, продуманной до мелочей «Матрицы», персонажи сиквелов носили имена, взятые с потолка и не имевшие никакого смысла (какое отношение Меровинг имел к франкским королям, а Ниоба — к мифологической царице, скорбящей по убитым детям? Да ни малейшего, просто звучало впечатляюще). Ну, и картинки были скопированы из первого фильма и размножены: там Нео дрался с одним агентом Смитом, а тут — с сотней, там взлетал в воздух один раз, а тут — при каждом удобном случае.
Вторая и третья «Матрицы» были не развитием и не завершением первой, а надгробными камнями. Ну и что при таком раскладе ждать от четвертой?
Как минимум, пафоса тут немного: его почти целиком заменила самоирония (вся история с Андерсоном-гейм-дизайнером, вообще все первые полчаса новой «Матрицы» — одна сплошная шутка Ланы Вачовски над собой, фактом существования этого фильма и своими прежними идеями). Придется признать, что каких-то ослепительных новых идей Лане в голову не пришло. Томас Андерсон обнаружит, что он — хакер Нео — был воскрешен и вновь упакован в морок Матрицы, компьютерной программы, виртуозно имитирующей человеческий мир. В настоящем мире — мрачном пространстве будущего, которым когда-то завладели компьютеры — прошло много десятилетий. Там выросло много фанатов, для которых Нео — легенда. Они нашли его через его игру, и для них большая честь его в очередной раз «освободить» — то есть вернуть в реальную реальность. Когда же Нео освобождают, постаревшая Ниоба (Джада Пинкетт Смит в возрастном гриме) первым делом проводит для него экскурсию по новому человеческому городу, угощает местной клубникой и знакомит с «экзоморфами» (программами, которые научились принимать человеческий облик с помощью каких-то металлических бусинок, группирующихся в подобие тела; молодой Морфеус — как раз такая программа). Ну, а главным врагом Нео, естественно, окажется тот, кто выдавал себя за его психоаналитика (Нил Патрик Харрис) — Вачовски явно не любительница психоанализа. Сначала коварный псевдопсихиатр будет убеждать мистера Андерсона в том, что его представления о Матрице — очередная галлюцинация (тут фильм отчетливо похож на «Вспомнить все»), а когда это не удастся, примется пакостить.
В сюжете временами по-прежнему черт ногу сломит, но главное будет понятно даже карапузу: Нео + Тринити = любовь, без дамы его сердца мистеру Андерсону и жизнь не мила, а значит, надо ее тоже «освободить», вытащить из Матрицы, доказать, что ее так называемые муж и дети — просто программы-боты, а дурацкое имя Тиффани пора отбросить, чтобы вспомнить, наконец, настоящее.
Конечно, это ностальгия в чистом виде. Набор необязательных виньеток, сочиненных Ланой Вачовски в час тоски и сплетенных в подобие художественного фильма. Конечно, главная причина на это смотреть — вновь увидеть Киану Ривза и Кэрри-Энн Мосс, которым отчетливые признаки старения не мешают носиться на мотоциклах и целоваться, как в первый раз. И, наверное, именно благодаря им «Матрица-4» не вызывает резкого отторжения — хотя и гордиться никому из причастных к проекту потом будет нечем.
В какой-то момент перед Томасом Андерсоном возникает надпись: «Гораздо проще похоронить реальность, чем отказаться от своих грез». В реальности Лана Вачовски — немолодой трансгендер, чьи творческие энергия и достижения остались в прошлом. Но в грезах она по-прежнему выдающийся режиссер-визионер, создающий умопомрачительные миры. Можно ли навеять такой же золотой сон зрителям? А это, в сущности, как с синей и красной таблетками: каждый, кто готов или не готов пойти в кино на новую «Матрицу», уже знает, какую хочет принять.