25 января 2024 года в прокат выходит экранизация романа Михаила Булгакова. Кинообозреватель «КП» Павел Садков посмотрел картину и рассказывает, почему в фильме Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» от Булгакова почти ничего не осталось.
Всегда главное кот. Ну какой, скажите на милость, фильм по главному роману Михаила Афанасьевича без кота? Уж простят меня мэтры, но именно коты в предыдущих отечественных экранизациях все портили. И там и там взрослые актеры с регалиями напяливали на себя костюмы котов из новогодних сказок — и все! Пиши пропало. Режиссер Михаил Локшин с котом справился на отлично. В новом фильме «Мастер и Маргарита» кот и настоящий, и огромный, и с весьма наглой, как ему и положено, рожей. Правда, вот появляется он слишком редко, а за атмосферу инфернального абсурда отвечает один Коровьев (Юрий Колокольников). Ну абсурда хватает. С остальным сложнее.
Чтобы изобразить безумную бригаду доктора Воланда, ошарашенных москвичей и жителей древнего Ершалаима, режиссер набрал отличную команду. В главной роли (а в фильме именно у него главная роль) Мастера снялся Евгений Цыганов, в роли Маргариты — Юлия Снигирь. Воланда исполнил немецкий актер Аугуст Диль (он уже соприкасался с историей нашей страны, сыграл Ленина в «King’s Man: Начало»), а Понтия Пилата — датчанин Клас Банг (его звездная роль — негодяй в ирландском сериале «Заговор сестер Гарви»).
А еще россыпь отечественных знаменитостей — Полина Ауг, Евгений Князев, Алексей Розин, Марат Башаров, Леонид Ярмольник, Александр Яценко, Алексей Гуськов и прочая, прочая, прочая… Весь этот ансамбль чутко реагирует на любые режиссерские находки и отрабатывает на все сто. Кастинг замечательный, актеры прекрасные. Обнаженная Юлия Снигирь завораживает…
Вы, позволю предположить, ждете этого всеобычного но. Подождите, еще есть за что хвалить.
Земной поклон авторам за то, что удержались от пошлости и не стали переносить действие романа в «наши дни», что всегда звучит заманчиво, но всегда почему-то оканчивается какой-нибудь ерундой.
Но и Москва Локшина от Москвы Булгакова отличается разительно. Ну для начала, абсолютно все, что задумывали большевики сделать с Москвой, они в итоге в фильме сделали. Высится громадина так и не построенного Дома Советов на месте храма Христа Спасителя, в городе понатырканы уродские многоэтажки, а на проспектах красуются невероятные дворцы с арками и башнями сталинского ампира. Патриаршие вдруг превратились в огромный проспект с видом почему-то на Фрунзенскую набережную.
Так что вроде Москва 1930-х, но в то же время и город будущего.
Москвичам предстоит захватывающая игра узнать, что где снимали, а когда они увидят прикрытый брезентом памятник Достоевскому при входе в Ленинку, даже посмеются немного.
Ленинка, кстати, играет не себя, а Союз писателей, но это мелочи. А в целом город создан с любовью, тщательно прорисован и даже прочувствован. Создатели фильма совершенно точно подметили, что Москва в 30-е годы прошлого века строилась, поэтому герои постоянно ходят по доскам, между груды камней и под крики рабочих.
На широких улицах полуфантастического города бродят люди, дежурит милиция, а дети в буденовках почему-то играют в репрессии, расстреливая других детей в кепочках из рогаток. Так нам ненавязчиво дают понять, что тревожно в Стране Советов, что даже дети, вон, озверели. Эта тема невыносимости советского существования и дальше в фильме идет танком. Сцена в варьете (в фильме — в театре) начинается с композиции «Сто лет Советскому Союзу» и переносит зрителей в зале в 2022 год. «Какой будет наша страна через сто лет, — спрашивает конферансье в исполнении Игоря Верника, — в год столетия СССР?»
Но слишком много о деталях, хотя они и прописаны с изумительной тщательностью.
Создатели решили, что Булгаков несколько раз принимавшийся за свой главный роман и уничтоживший несколько его версий, как бы это сказать… Ну не совсем прав. Ну не так все было, Михаил Афанасьевич, как вы не понимаете, чудак-человек.
Центральной фигурой в фильме стал Мастер. И если исследователи творчества писателя аккуратно говорили о том, что автор придал своему герою некоторые автобиографические черты, то в фильме он Булгаков и есть. Первая часть фильма напоминает модный ныне жанр докудрамы, где актеры как бы иллюстрируют в лицах страницы жизни того или иного героя. Так и Цыганов изображал писателя, чьи пьесы, как и у Булгакова, снимают с репертуара, а он ничего не может сделать против горлопанов с собраний литераторов.
Собственно, встреча Берлиоза и Бездомного с Воландом происходит где-то в конце первой трети фильма. Дополнительные коллизии как бы отодвигают Воланда немного на второй план. Ну правда, чего удивляться, Сатана и Сатана. Мало ли нечисти у нас бродит… А его функция едва ли не сводится к тому, чтобы вовремя спасти Мастера из рук гоняющихся за ним сотрудников НКВД. Последние в итоге зверски расстреливают кота, но в целом остаются с носом.
Было предположение, что Воланд явился в Москву не просто так. Допустим, посмотреть на людей, не изменились ли, собрать долги, помочь достойным помощи. Но в фильме он скорее борец с режимом, который в финале (осторожно, спойлер), смотрит на горящую Москву, а вокруг рушатся здания, в пыль превращается Ленинка, театры, дома с арками и широкие проспекты. У Булгакова похожий финал был в одной из уничтоженных версий, но в итоге он придумал другой.
Незадолго до смерти наш великий актер и руководитель Малого театра Юрий Соломин в интервью «КП» сказал, что считает необходимым запретить коверкать классику. Не давать переосмысливать то, что написано нашими гениальными писателями и драматургами. Если честно, тогда показалось, что Юрий Мефодьевич в силу почтенного возраста слишком консервативен. Но вот «Мастер и Маргарита». Дорогой, красивый, цепляющий за душу фильм. Его и смотреть интересно, и поспорить после него хочется. Есть одна маленькая деталь — это не «Мастер и Маргарита» Булгакова. И мысли транслируются другие, и отношение к миру другое, и герои ведут себя не всегда так, как следовало бы из канонического текста. И фраза в титрах «по произведениям М. А. Булгакова» не спасает. Стоило бы, пожалуй, пожертвовать хайпом и найти другое название. Грохоту, пожалуй, было бы меньше, но зато честнее, что ли.