В новом фильме «Мастер и Маргарита» (2024) от Булгакова почти ничего не осталось: дети играют в расстрел, а дьявол борется с НКВД

В новом фильме «Мастер и Маргарита» (2024) от Булгакова почти ничего не осталось: дети играют в расстрел, а дьявол борется с НКВД Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

25 января 2024 года в прокат выходит экранизация романа Михаила Булгакова. Кинообозреватель «КП» Павел Садков посмотрел картину и рассказывает, почему в фильме Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» от Булгакова почти ничего не осталось.

Трейлер фильма «Мастер и Маргарита» (2024)

Почему стоит посмотреть фильм «Мастер и Маргарита» (2024)

Всегда главное кот. Ну какой, скажите на милость, фильм по главному роману Михаила Афанасьевича без кота? Уж простят меня мэтры, но именно коты в предыдущих отечественных экранизациях все портили. И там и там взрослые актеры с регалиями напяливали на себя костюмы котов из новогодних сказок — и все! Пиши пропало. Режиссер Михаил Локшин с котом справился на отлично. В новом фильме «Мастер и Маргарита» кот и настоящий, и огромный, и с весьма наглой, как ему и положено, рожей. Правда, вот появляется он слишком редко, а за атмосферу инфернального абсурда отвечает один Коровьев (Юрий Колокольников). Ну абсурда хватает. С остальным сложнее.

Актеры и роли

Чтобы изобразить безумную бригаду доктора Воланда, ошарашенных москвичей и жителей древнего Ершалаима, режиссер набрал отличную команду. В главной роли (а в фильме именно у него главная роль) Мастера снялся Евгений Цыганов, в роли Маргариты — Юлия Снигирь. Воланда исполнил немецкий актер Аугуст Диль (он уже соприкасался с историей нашей страны, сыграл Ленина в «King’s Man: Начало»), а Понтия Пилата — датчанин Клас Банг (его звездная роль — негодяй в ирландском сериале «Заговор сестер Гарви»).

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

А еще россыпь отечественных знаменитостей — Полина Ауг, Евгений Князев, Алексей Розин, Марат Башаров, Леонид Ярмольник, Александр Яценко, Алексей Гуськов и прочая, прочая, прочая… Весь этот ансамбль чутко реагирует на любые режиссерские находки и отрабатывает на все сто. Кастинг замечательный, актеры прекрасные. Обнаженная Юлия Снигирь завораживает…

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Вы, позволю предположить, ждете этого всеобычного но. Подождите, еще есть за что хвалить.

Плюсы и минусы фильма «Мастер и Маргарита» (2024)

Земной поклон авторам за то, что удержались от пошлости и не стали переносить действие романа в «наши дни», что всегда звучит заманчиво, но всегда почему-то оканчивается какой-нибудь ерундой.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Но и Москва Локшина от Москвы Булгакова отличается разительно. Ну для начала, абсолютно все, что задумывали большевики сделать с Москвой, они в итоге в фильме сделали. Высится громадина так и не построенного Дома Советов на месте храма Христа Спасителя, в городе понатырканы уродские многоэтажки, а на проспектах красуются невероятные дворцы с арками и башнями сталинского ампира. Патриаршие вдруг превратились в огромный проспект с видом почему-то на Фрунзенскую набережную.

Так что вроде Москва 1930-х, но в то же время и город будущего.

Москвичам предстоит захватывающая игра узнать, что где снимали, а когда они увидят прикрытый брезентом памятник Достоевскому при входе в Ленинку, даже посмеются немного.

Ленинка, кстати, играет не себя, а Союз писателей, но это мелочи. А в целом город создан с любовью, тщательно прорисован и даже прочувствован. Создатели фильма совершенно точно подметили, что Москва в 30-е годы прошлого века строилась, поэтому герои постоянно ходят по доскам, между груды камней и под крики рабочих.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

На широких улицах полуфантастического города бродят люди, дежурит милиция, а дети в буденовках почему-то играют в репрессии, расстреливая других детей в кепочках из рогаток. Так нам ненавязчиво дают понять, что тревожно в Стране Советов, что даже дети, вон, озверели. Эта тема невыносимости советского существования и дальше в фильме идет танком. Сцена в варьете (в фильме — в театре) начинается с композиции «Сто лет Советскому Союзу» и переносит зрителей в зале в 2022 год. «Какой будет наша страна через сто лет, — спрашивает конферансье в исполнении Игоря Верника, — в год столетия СССР?»

Но слишком много о деталях, хотя они и прописаны с изумительной тщательностью.

Создатели решили, что Булгаков несколько раз принимавшийся за свой главный роман и уничтоживший несколько его версий, как бы это сказать… Ну не совсем прав. Ну не так все было, Михаил Афанасьевич, как вы не понимаете, чудак-человек.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Центральной фигурой в фильме стал Мастер. И если исследователи творчества писателя аккуратно говорили о том, что автор придал своему герою некоторые автобиографические черты, то в фильме он Булгаков и есть. Первая часть фильма напоминает модный ныне жанр докудрамы, где актеры как бы иллюстрируют в лицах страницы жизни того или иного героя. Так и Цыганов изображал писателя, чьи пьесы, как и у Булгакова, снимают с репертуара, а он ничего не может сделать против горлопанов с собраний литераторов.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Собственно, встреча Берлиоза и Бездомного с Воландом происходит где-то в конце первой трети фильма. Дополнительные коллизии как бы отодвигают Воланда немного на второй план. Ну правда, чего удивляться, Сатана и Сатана. Мало ли нечисти у нас бродит… А его функция едва ли не сводится к тому, чтобы вовремя спасти Мастера из рук гоняющихся за ним сотрудников НКВД. Последние в итоге зверски расстреливают кота, но в целом остаются с носом.

Было предположение, что Воланд явился в Москву не просто так. Допустим, посмотреть на людей, не изменились ли, собрать долги, помочь достойным помощи. Но в фильме он скорее борец с режимом, который в финале (осторожно, спойлер), смотрит на горящую Москву, а вокруг рушатся здания, в пыль превращается Ленинка, театры, дома с арками и широкие проспекты. У Булгакова похожий финал был в одной из уничтоженных версий, но в итоге он придумал другой.

Постер фильма «Мастер и Маргарита»

Вывод

Незадолго до смерти наш великий актер и руководитель Малого театра Юрий Соломин в интервью «КП» сказал, что считает необходимым запретить коверкать классику. Не давать переосмысливать то, что написано нашими гениальными писателями и драматургами. Если честно, тогда показалось, что Юрий Мефодьевич в силу почтенного возраста слишком консервативен. Но вот «Мастер и Маргарита». Дорогой, красивый, цепляющий за душу фильм. Его и смотреть интересно, и поспорить после него хочется. Есть одна маленькая деталь — это не «Мастер и Маргарита» Булгакова. И мысли транслируются другие, и отношение к миру другое, и герои ведут себя не всегда так, как следовало бы из канонического текста. И фраза в титрах «по произведениям М. А. Булгакова» не спасает. Стоило бы, пожалуй, пожертвовать хайпом и найти другое название. Грохоту, пожалуй, было бы меньше, но зато честнее, что ли.

Расскажите об этом друзьям!