Фильм «Любовь и голуби» Владимир Меньшов снял в 1984 году по сценарию, написанному театральным актером Владимиром Гуркиным. В основе сюжета — реальная история семьи Василия и Надежды Кузякиных. Эту картину несколько раз возвращали на доработку, ругали, говорили, что режиссеру изменило чувство вкуса. Госкино, как свидетельствуют документы архива «Мосфильма», отказалось принять ленту, посчитав, что в ней много пьянства. Однако Меньшов переделывать картину категорически отказался. Когда «Любовь и голуби» пропустили в прокат, это стало сенсацией. Фильм навсегда получил звание любимого народного кино.
Владимир Меньшов снимал «Любови и голуби» сразу после феноменального успеха фильма «Москва слезам не верит». К этому времени режиссер получил «Оскар», Госпремию и множество других призов. «Киносообщество не приняло фильм «Москва слезам не верит». Мои коллеги воспринимали картину так, как сейчас многие реагируют на телепрограмму «Аншлаг». А реакция большинства советских режиссеров и актеров на наш «Оскар» была: «Ну ни фига себе! За что?!» Мало кто из собратьев по киноцеху за меня радовался. Скорее, ждали, когда я ошибусь. Зрители же валом валили на фильм. Мне рассказывали, что люди выходили из кинозала и тут же покупали билет на следующий сеанс», — признавался мэтр.
По его словам, тогда он в прямом смысле начал терять веру в себя. «Во мне родилось немало комплексов. Я искренне пытался понять неприятие коллег, несмотря на то, что умные люди меня убеждали: ничего, кроме зависти, в этом нет. Творческий замах же у меня был на глобальный материал, на большую тему. Я понимал, что не могу себе позволить проходную работу, чтобы не дать повода моим злопыхателям говорить, будто «Оскар» за «Москву…» в моем творчестве — случайность…», — размышлял артист.
Он решил снять картину, которая бы заставляла каждого, кто ее посмотрит, смеяться и плакать. «Чтобы не хотелось после окончания бежать сразу из зала — есть потребность посидеть и подумать. Я был тронут до глубины души, что в тот момент это показалось мне единственной достойной мотивацией для создания фильма», — отмечал кинодеятель.
Поначалу Меньшов хотел снимать картину а-ля Шукшин. Но скоро ему пришлось передумать. Он в своем фильме использовал много театральных приемов. «В Сибири я увидел дворики, вымощенные от грязи досками. В фильме у Васи и Нади Кузякиных как раз такой двор, очень похожий на театральные подмостки, на которых и разворачиваются основные события. Другой используемый мной театральный ход — приглашение на роли стариков тогда еще относительно молодых Сергея Юрского и Натальи Теняковой. Когда я понял, что надо работать в духе дальнейшей театрализации фильма, родились и танцплощадка, и все эти находки с падением из избы в море, снятыми одним кадром без монтажных склеек, и звездные надписи в небе. И все вдруг стало получаться…», — делился он.
На роль главного героя он сразу выбрал Александра Михайлова. А на пробах понял, что не ошибся. Хотя Михайлов сначала отказывался от роли. На роль Василия Кузякина также пробовались Николай Лавров, Борис Сморчков, Виктор Борцов и Сергей Юрский, которого потом утвердили на роль дяди Мити. Нина Дорошина играла Надю в «Современнике». Потому Меньшов практически не репетировал с ней на площадке. Знаменитую сцену истерики актриса сыграла один в один, как в театре.
Владимир Валентинович признавался, что на роль Нади пробовал Любовь Полищук, предполагая, что Дорошина может отказаться «входить в одну воду» дважды. Также рассчитывал, что деда Митю сыграет Олег Табаков. Но в его жизни возникла картина «Мэри Поппинс, до свидания!». Роль там показалась ему более интересной. Так на съемочной площадке и появился Юрский.
«На роль Раисы Захаровны я сначала пробовал Ольгу Яковлеву и Татьяну Доронину. Таню даже утвердил, — раскрывал режиссер секреты своего знаменитого фильма. — Но потом возникла Людмила Гурченко. Большинство сцен с Раисой Захаровной придумал и написал я. В комедии Гуркина у нее небольшая роль в одной сцене, когда она приходит к Наде признаваться, что они с Васей нашли друг друга. Так что весь курортный роман Кузякина пришлось дописывать. Со всеми этими астральными делами. Мы даже нашли женщину, которая всем этим увлекалась. Мои помощники ходили за ней и записывали. Потом большая часть этого бреда стала репликами Раисы Захаровны. В пьесе героини начинали драться после слов Нади «Сучка ты крашеная!». Реплику для героини Гурченко: «Почему же крашеная? Это мой натуральный цвет» — придумал я. И горжусь, что она стала афоризмом. Как и слова деда Мити: «Извините, что помешал вам деньги прятать». Это ноу-хау Юрского, рожденное на съемочной площадке».
Кстати, во время съемок эпизода, когда Василий выпадает из дверей своего дома в море, Михайлов чуть не погиб. Актер падал с пирса, под водой его раздевали водолазы, и он выныривал рядом с Гурченко уже в одних трусах. Во время съемок под водой водолаз долго не мог снять галстук. Михайлов чуть не утонул, галстук пришлось разрезать.
Трудно представить, что фильм «Любовь и голуби» зрители могли и не увидеть по причине «алкогольной размолвки» Меньшова с чиновниками из Госкино. Кроме этого Меньшову неимоверно тяжело дались съемки в Карелии. Он, по его признанию, испытывал настоящий кошмар. «Временами вообще не понимал, как это снимать. Только за счет всеобщего вдохновения все сложилось так, что, когда я посмотрел отснятый материал, понял: это не я, это выше, чем я. Да и мои коллеги, которые не очень любят хвалить друг друга, и меня в частности, посмотрев «Любовь и голуби», после третьей рюмки признавались: «Ну, старик, «Москву слезам не верит» мы бы снять еще могли, но «Любовь и голуби» — никогда». Это самый лучший комплимент для меня», — отмечал Владимир Меньшов.
А потом у него случился «алкогольный конфликт» с чиновниками. Фильм как раз попал в разгар борьбы с алкоголем. Чиновники приказали все сцены, где герои пьют, вырезать! «Я отказался и был отстранен от проекта. Потом вернули, но я все отстоял. Кроме одной сцены на пристани. Когда герои оставляют недопитое пиво, подходит мужик и начинает пить. На этом кадр заканчивается, хотя изначально сцена длилась минуту. Мы нашли местного жителя, который за это время с первого дубля легко выпил шесть литровых кружек. Причем пиво было настоящее и крепкое… Фильм вышел с опозданием, вторым экраном, без рекламы. Он взял свое только за годы многолетней зрительской любви. После этого фильма я понял, что не зря прожил свою жизнь в искусстве», — резюмировал Меньшов.