В прокат выходит фильм Жауме Кольет-Серра о приключениях Дуэйна Джонсона и Эмили Блант на Амазонке «Круиз по джунглям». Наш обозреватель Денис Корсаков посмотрел его и делится с вами своим мнением
Для начала надо сказать, что «Круиз по джунглям» снят по мотивам не книги, не комикса, не телесериала и не какой-нибудь старой картины. Он снят по мотивам аттракциона в «Диснейленде». И аттракциону этому, между прочим, 66 лет — он открылся в июле 1955-го, в тот же день, когда открылся и самый первый «Диснейленд» в Калифорнии. Декорации периодически обновляют, техника совершенствуется, но сюжет остается неизменным: посетители садятся на старинный пароходик и плывут по тропическим рекам, причем сначала азиатским, потом африканским, а потом латиноамериканским, такое вот чудесное путешествие. Видят всяких кобр, крокодилов и ягуаров, развалины древних цивилизаций, наблюдают за хищными пираньями, чуть не грохаются с корабликом в водопад и благополучно приплывают в магазин сувениров. А сопровождает путешественников матерый шкипер, который без конца острит и каламбурит, чаще всего нарочито плоско (это создает дополнительный комический эффект).
Студия Walt Disney не в первый и явно не в последний раз выпускает фильм по мотивам диснейлендовского аттракциона. В 2003-м они сняли «Особняк с привидениями», проходную комедию с Эдди Мерфи. В 2015-м — «Землю будущего», бесформенную футуристическую фантазию с Джорджем Клуни. Даже идея «Миссии на Марс» Брайана Де Пальмы, с грохотом провалившейся в 2000 году, родилась в диснеевском парке развлечений.
А главным успехом студии в этом направлении стали «Пираты Карибского моря», породившие четыре продолжения. Эпос про Джека Воробья и его веселых мертвых товарищей собрал четыре с половиной миллиарда долларов. Миллиарды эти и оказались главной причиной появления на свет «Круиза по джунглям»: на студии страстно хотели повторить успех.
Страшно сказать, но к экрану фильм «Круиз по джунглям» шел шестнадцать лет: его изначально хотели снять в 2005-м и выпустить в 2006-м (главную роль тогда вроде бы должен был играть Том Хэнкс). Уперлись, как обычно, в сценарий: это только кажется, что написать приключенческий фильм с пираньями и змеями легко. Сейчас в титрах картины сценаристами значатся пять человек. И за 16 лет эти пять человек не придумали ничего лучше, чем заменить Карибское море на Амазонку, а пиратов, облепленных морскими гадами, на конкистадоров, обвитых змеями.
В прологе «Круиза» под мелодию песни Nothing Else Matters (специально переработанную музыкантами из «Металлики», чтоб гармонировала с диснеевским замком на заставке) нам рассказывают прискорбную историю конкистадора Лопе Де Агирре (в испаноязычных странах его знают по урокам истории, а в остальных частях планеты — почти исключительно по фильму Вернера Херцога «Агирре, гнев Божий»). В реальности Агирре в 1560-61 годах искал золотой город Эльдорадо, поднял бунт против испанской короны, провозгласил себя «князем Перу, провинции Тьерра-Фирме и Чили», а погиб в попытках захватить Панаму, оставив по себе очень недобрую память. В «Круизе по джунглям» он ищет в Латинской Америке Древо жизни, известное также как Слезы Луны; его цветы могут исцелять любые болезни (а Агирре надо спасти дочь). Увы, в процессе конкистадор и его товарищи были прокляты чрезвычайно сложным проклятьем (долго объяснять, и к тому же это спойлер, но на протяжении большей части фильма они превращены в каменные статуи, заросшие лианами, которые кишат гадюками и удавами).
Прошли века, и в 1916 году на поиски Древа жизни отправляются британская исследовательница (Эмили Блант) и ее брат-гей (Джек Уайтхолл; это уже второй гей в диснеевском фильме после второпланового комического персонажа в «Красавице и чудовище»). Они добираются до бразильского города Порту-Велью. А там много лет живет капитан Фрэнк Вульф (Дуэйн Джонсон), который возит туристов по Амазонке, показывая им дикие племена и опаснейших животных. «Племена» — это его хорошие знакомые из местных жителей, животные приручены, все опасности мнимые — в общем, это тот же диснейлендовский аттракцион, только на натуре. Ну и, долго ли, коротко, а Вульф везет эксцентричную британскую парочку на поиски того самого Древа, сталкиваясь уже с настоящими приключениями. А за ними на подлодке следует немецкая экспедиция под руководством злого принца Йоахима (Джесси Племонс). Он предвосхищает нацистов в своем увлечении мистикой и эзотерикой; убежден, что лепестки Древа жизни помогут Германии выиграть Первую мировую войну.
Помнится, в какой-то серии «Пиратов» уже была Вода жизни, за которой охотились персонажи. Ну да, Хичкок называл такие вещи «макгаффином». В центре приключенческого сюжета должен быть ценный артефакт, а что это — атомное оружие, чемодан с долларами, лекарство от смерти или приспособление для ловли львов в Шотландии, не принципиально (Хичкок так и говорил: «Не важно, что это за вещь; важно, что все хотят ею обладать»). Проблема «Круиза по джунглям» в том, что в нем точно так же не принципиально и все остальное, прежде всего — чувства и действия персонажей.
Все западные рецензенты наперебой вспоминают фильмы, из обрезков которых скроен «Круиз по джунглям». Кроме «Пиратов» и «Агирре, гнева Божьего» (дожили — Disney цитирует Вернера Херцога!), это «Мумия», «Роман с камнем», «Искатели потерянного ковчега», малоизвестная в России «Африканская королева» Джона Хьюстона с Хамфри Богартом и Кэтрин Хепберн. Добавим к этому, например, «Аватар» — потому что когда в финале Древо жизни наконец объявляется и распускается во всей красе, не вспомнить фильм Кэмерона практически невозможно. Если вот так разобрать картину на составляющие — что в ней останется своего, родного?
Да вообще-то отчаянно мало для 128 минут, что тянется «Круиз». Превосходный характерный актер Племонс, с немецкой аккуратностью собирающий с тарелки на вилку зеленый горошек и разговаривающий то со змеями, то с пчелами. Дуэйн Джонсон, которому к лицу одеваться по моде 1916 года. Неожиданное откровение из прошлого его героя (нет, он не гей, у него все еще сложнее). Хорошая актриса Эмили Блант, которой решительно нечего играть. Политкорректность, феминизм, уважительное отношение к индейским племенам. И, конечно, абсолютная вымученность почти в каждом кадре. Все люди, перечисленные в титрах, честно работают, чтобы вложенные в «Круиз» 200 миллионов долларов превратились минимум в 500, а лучше — в 900 миллионов кассовых сборов; ни одной другой цели у них нет. Но и этой они едва ли достигнут. В отличие от «Мумии» и даже «Пиратов», ты ни разу не чувствуешь себя участником аттракциона: ты просто наблюдаешь за другими людьми, которые плывут на кораблике и которым это, кажется, не приносит никакой радости.