Американки Винус и Серена Уильямс входят в число самых титулованных теннисисток в истории. Не снять историю про успех этих девушек было просто невозможно. Но главным героем фильма «Король Ричард» о сестрах Уильямс стал их отец, который, собственно, и обеспечил своим наследницам блистательную карьеру. Картина стартовала в российском прокате 18 ноября 2021. Наш обозреватель Денис КОРСАКОВ, изучивший духоподъемную историю одной американской семьи, не сильно ею вдохновился.
Комптон, находящийся в 20 км от Лос-Анджелеса, славится как один из самых криминальных городов США (говорят, убийств там совершается примерно в восемь раз больше, чем в остальных американских городах). Еще он славится как родина «протестного» негритянского рэпа (оттуда родом легендарная группа N.W.A., как минимум двух участников которой – Айс Кьюба и Доктора Дре – знает даже среднестатистический российский слушатель). И, наконец, это родина Серены (Деми Синглтон) и Винус (Санийя Сидни) Уильямс, которые из вот этой как бы грязи добрались до сияющих кортов Уимблдона и «Ролан Гарроса», а ныне входят в число лучших теннисисток всех времен.
И ничего этого не было бы, если бы не их отец, скромный охранник Ричард Уильямс (Уилл Смит). Еще до рождения девочек он решил, что те станут теннисистками, и составил подробный 78-страничный план, как им добиться величия. Он говорит о себе: «Я в бизнесе по выращиванию чемпионов!», заставляет девочек тренироваться буквально до упаду (бдительная соседка в какой-то момент даже стучит на него в органы опеки), и отчаянно ищет профессионального тренера. Разумеется, большая часть профессионалов только хмыкает («Вы хотите сказать, в вашем доме растут два Моцарта?»), но в какой-то момент ему везет. Теперь у девочек (точнее, пока только у старшей, Винус) один тренер с Питом Сампрасом, и она выигрывает один юниорское соревнование за другим. Но потом отец говорит всей этой юниорской ерунде свое решительное «Нет»: детей там только мучают, они выгорают и срываются. Его дочки будут получать нормальное образование и оставаться нормальными детьми – только параллельно тренироваться, тренироваться и тренироваться, пока сразу не выйдут на профессиональный корт. Таков его план. Все вокруг только крутят пальцами у висков – но мы ведь знаем, кто в итоге оказался прав.
Уилл Смит – звезда и главное достоинство этой картины (а еще – один из ее продюсеров). И 27 марта 2022 года, если Земля не налетит на небесную ось, он получит «Оскара» – по крайней мере, сейчас, в середине ноября, в этом сходится большинство голливудских аналитиков. Во-первых, Смита уже четверть века знает и любит вся планета (и, что важнее, почти весь Голливуд), во-вторых, «Оскара» у него до сих пор нет (а пора бы), в-третьих, он в кои-то веки получил невероятно выигрышную, «подарочную», стопроцентно оскаровскую роль. Это ровно та же ситуация, в которой оказался Леонардо ДиКаприо с «Выжившим». Но, в-четвертых, Смит еще и чернокожий – что в нынешних социально-политических условиях многие склонны рассматривать как большой плюс.
И его «Оскар» будет совершенно заслуженным. Ричард Уильямс, каким его играет Смит – человек удивительно упертый, самонадеянный, несговорчивый, с какой-то, так и тянет сказать, крестьянской хитрецой – но при этом вовсе не лишенный мудрости. Авторы фильма готовы его воспевать так, словно создают житие святого: особый упор делается на смирение, которое для Ричарда Уильямса было (и, видимо, остается сейчас, в его 79 лет) одной из высших добродетелей.
В начале фильма к его приемной дочери (помимо родных Серены и Винус, он воспитывал трех дочек жены от первого брака) пристают наглые молодые комптоновские бандиты; Уильямс пытается с ним поговорить по человечески – и его избивают. Он глотает оскорбление. Через несколько дней бандиты встречают его и избивают еще раз. Взяв в руки пистолет, Уильямс ночью идет разбираться с главным обидчиком, тусующимся в какой-то забегаловке – и не успевает до него дойти по темной улице всего нескольких шагов. Его опережают: юного мерзавца кто-то расстреливает из проезжающей мимо машины. А герой Смита – прекрасного, надо сказать, в этой сцене – выдохнув, опускает пистолет и отступает обратно в темноту. И это рассматривается авторами как божье чудо и предупреждение: если бы Уильямс разрядил пистолет в негодяя, не было бы никакого будущего у него, ни у его дочерей.
Позже Уильямс будет показывать пятерым дочерям диснеевскую «Золушку» и спрашивать: каким главным качеством обладала героиня? Когда девочки пытаются отшучиваться или отвечают, с его точки зрения, неправильно, он грозится прокрутить им кассету еще раз с начала, а потом еще и еще раз – пока не поймут. Но все же, смилостившись, объясняет сразу: «Она оставалась скромной, спокойной и чистой сердцем, как бы ее ни унижали».
Ричарда Уильямса никто никогда не уважал – а в итоге его и его дочерей стал уважать весь мир. Все это очень здорово; можно порадоваться и за Уилла Смита, и за его героя, и за Винус с Сереной и их сестрами – им достался странный, но очень любящий, очень сильный и замечательно умеющий мотивировать папа. Но при этом из зала после «Короля Ричарда» ты выходишь немножко деревянным, как Буратино. Надо, наверное, очень сильно любить теннис и/или людей, чтобы вынести эти 138 минут, где на несколько ярких актерских сцен приходятся бесконечные эпизоды тренировок и игр, бесконечное выяснение отношений с тренерами, бесконечная возня вокруг рекламных контрактов (сегодня дают $3 млн., но, может, лучше подождать, пока дадут $5 млн.? А потом ведь могут дать и $12 млн).
Это, честно говоря, попросту очень скучно – даже финальный ударный эпизод с матчем, где юная Винус сражается с прославленной Аранчей Санчес Викарио. Как бы режиссер Рейнальдо Маркус Грин ни нагнетал напряжение, не так уж принципиально, победит девочка чемпионку или нет. Это все-таки не «Рокки», где мы не знали будущего героя. Тут-то мы знаем, что все у Винус и Серены будет просто офигенно. И знаем это задолго до того, как зайти в кинозал.