На экраны 18 февраля 2021 года выходит новая экранизация сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок». Стоит ли смотреть фильм и почему — в материале нашего кинообозревателя Дениса КОРСАКОВА.
Тот случай, когда странно пересказывать сюжет: уж что-что, а «Конька-Горбунка» все знают с детства. Все помнят и Ивана-дурака, и его плюгавого четвероногого друга, и Жар-птицу, и Царь-девицу, и злого царя, и его печальную кончину. На «Конька» пойдут точно не ради того, чтобы заново услышать эту историю, а ради того, чтобы посмотреть на спецэффекты. Их обещали целое море: бюджет «Конька» составил 800 миллионов рублей, работа над ним велась несколько лет, заглавную роль (именно Конька!) с помощью технологии захвата изображения исполнял Павел Деревянко (как десять лет назад Бенедикт Камбербэтч играл дракона Смауга в «Хоббите»).
Ну что ж, Конек получился великолепно — он и правда почти как живой. И вообще из 800 миллионов на экране виден каждый рубль. Кобылица, с которой все начинается, сияет на ночном поле, аки Патронус из «Гарри Поттера», Жар-птица десять минут кувыркается на экране (в сказке Ершова их было много, а тут одна — в соответствии с заветами Сергея Зверева, жар-птицы стаями не летают), Царь-девица живет в ледяных лакшери-покоях, чудо-юдо рыба кит очень натурально страдает перед тем, как исторгнуть из себя флотилию кораблей. Компьютерной графики столько, что «Горбунок» мог бы проходить по разделу анимационного кино, — но она очень пристойная. И вообще, на вкус автора этих строк, «Горбунок» — гораздо более симпатичная картина, чем, например, «Последний богатырь-2».
Это были хорошие новости. Плохие — в том, что энергия ее создателей ушла главным образом на выполнение технических задач.
Герои «Горбунка» говорят не стихами — все их реплики переведены в разговорную речь. Это нормально. Просто это чаще всего нудноватая и не очень остроумная речь. Когда коварный спальник (Ян Цапник) зачем-то обращается к царю (Михаил Ефремов) «Мой Цезарь» или «Мой Тутанхамон», ты неизменно ежишься. Прибыв в королевство Царь-девицы (которая одновременно напоминает Спящую царевну и Снежную королеву), Конек озабоченно изрекает: «Законы физики тут не действуют» — но тут же оказывается, что на самом деле вполне себе действуют. Сама Царь-девица (Паулина Андреева), как выясняется, ушла в добровольную самоизоляцию и критикует Ивана за то, что он конюх, а не витязь («Что же это за мир, в котором витязей заменили конюхи? Это плохой мир, таким девушкам, как я, в нем делать нечего») — но тема не получает ровно никакого развития: знающая себе цену барышня моментально забывает про неприязнь к простолюдинам. За кадром в комические моменты врубается «Скибиди», а в драматические — Гендель; и то, и другое в контексте звучит одинаково неуклюже.
Таких мелких недочетов в «Горбунке» хватает, и все они не то чтобы смертельные — просто в итоге в фильме нет настоящих легкости и свежести. Причем главным проколом оказывается то, что авторы планировали как главный козырь: говорящий Конек. Деревянко — очень бойкий артист, который запросто мог бы превратить Конька если не в вариант Ослика из «Шрэка», так просто в живого и бодрого персонажа. Только ему забыли дать хороший текст. Его Конек — меланхоличный зануда, который заявляется к Ивану с сообщением «Мне матушка сказала, что тебе нужен друг и наставник» — и весь фильм его наставляет, утомленно вздыхая и закатывая глаза, когда Иван поступает по-своему. В какие-то секунды он вообще становится больше похож на Иа-Иа, чем на обаятельного героя Ершова.
С другой стороны — это детский фильм, и детям он нравится. Они и на «Скибиди», и на реплики Конька, и на кривляния Михаила Ефремова реагируют очень жизнерадостным хихиканьем. И не обращают внимания на то, что 36-летний Антон Шагин несколько староват-с для роли Ивана (в этом возрасте уже сложно играть легкость, пылкость и щенячью наивность). И очень радуются, когда Конек свистит, совершая с помощью своего свиста чудеса. Взрослые будут вздыхать: «Свистнуто, не спорю, действительно свистнуто, но…».
Но зато в России научились рисовать Патронусов и Жар-птиц.