29 декабря 1956 года в советский прокат вышла «Карнавальная ночь» – не только новогодняя картина на все времена, но и фильм, ставший одним из символов эпохи оттепели. КП-Афиша решила вспомнить и о том, как создавалась эта комедия, и как сложились судьбы исполнителей главных ролей, и любимые песни.
Исполняющий обязанности директора Дома культуры Серафим Иванович Огурцов – перестраховщик, напрочь лишенный чувства юмора. Ему категорически не нравится программа новогоднего вечера, которую подготовили участники заводской самодеятельности: ни хореографические номера, ни выступления музыкальных коллективов, даже клоунов он считает слишком уж легкомысленными. Огурцов предлагает собственный сценарий – с лекцией, отчетным докладом и выступлением «сурьезных» музыкантов из Дома ветеранов сцены. И тогда у организатора вечера Леночки Крыловой рождается план.
Руководство «Мосфильма» предложило молодому режиссеру Рязанову поставить «Карнавальную ночь» не просто так. Все дело в том, что в 1955-м на экраны вышла экспериментальная лента «Весенние голоса» – о самодеятельности учащихся трудовых резервов. Ее создатели – именитый кинематографист Сергей Гуров и фактически вчерашний выпускник ВГИКа Эльдар Александрович (за плечами которого, впрочем, был и документальный фильм «Остров Сахалин» – участник короткометражной программы Каннского кинофестиваля). Режиссер Иван Пырьев, тогдашний директор «Мосфильма», был уверен: если Рязанов справился с картиной-ревю, с полноценной музыкальной комедией он тоже справится. Но тот категорически не хотел становиться комедиографом – да еще снимать новогодний проект с песнями. Как Рязанов ни старался «избавиться» от «Карнавальной ночи», переубедить Пырьева ему так и не удалось. Необходимо отметить, что директор «Мосфильма» собрал для молодого режиссера отличную команду: оператором назначали Аркадия Кольцатого, снимавшего в частности «Детей капитана Гранта» (1936), художником-постановщиком – Константина Ефимова («Весна»), композитором – Анатолия Лепина («Мы с вами где-то встречались»). Но вот сразу же собрать «идеальный» актерский состав оказалось намного сложнее.
Тамаре Носовой, сыгравшей Валентину в «Молодой гвардии», досталась роль заботливой секретарши Тоси. Актеру и режиссеру Андрею Тутышкину, проснувшемуся знаменитым после роли счетовода Алеши в «Волге-Волге», доверили сыграть уважаемого бухгалтера Федора Петровича. Звезду «Свинарки и пастуха» Владимира Зельдина утвердили хоть и на эпизодическую, но очень яркую роль товарища Николаева – клоуна Типа, а лектором Некадиловым в конечном итоге стал ленинградский актер Сергей Филиппов. Выпускнику ВГИКа Юрию Белову досталась одна из главных ролей – застенчивого электромонтера Гриши. Что же касается Серафима Ивановича, на роль бюрократа пробовались и тогда малоизвестный актер Театра Сатиры Анатолий Папанов, и корифей Центрального театра Советской Армии Петр Константинов, но у Пырьева было свое видение Огурцова. Он предложил Рязанову обратиться к Игорю Ильинскому. Идея руководства «Мосфильма» удивила не только молодого режиссера, но и самого Ильинского, однако в образ Огурцова популярный актер, начинавший свою карьеру еще в годы немого кинематографа, вписался идеально.
Утверждение Гурченко на роль Леночки Крыловой – отдельная история. Начать с того, что Люся, будучи студенткой ВГИКа, предприняла попытку стать главной героиней «Карнавальной ночи», однако ее кандидатура сразу же была отвергнута – исключительно по вине неопытного оператора. В программе «Линия жизни» на «Культуре» Эльдар Александрович вспоминал: «Надо было уметь так снять ее! Я тогда после этой пробы понял, что ее никто никогда снимать не будет, потому что она невероятно некрасивая». В конечном итоге худсовет утвердил на роль Крыловой кандидатуру Людмилы Касьяновой, однако, когда начались съемки, Рязанов понял: «Все, что она может, она выдала на кинопробах». Другими словами, режиссер неожиданно оказался без исполнительницы главной роли. Но тут на помощь пришел Его Величество случай: в коридоре «Мосфильма» Пырьев случайно увидел Гурченко, которая на тот момент снималась в драме о врачах «Сердце бьется вновь…». Директор привел ее на площадку «Карнавальной ночи» и попросил одного из лучших операторов страны Аркадия Кольцатого провести повторные кинопробы – инициативной Леночкой стала уроженка Харькова, которая, что интересно, с детства мечтала попасть в музыкальный фильм.
«Карнавальная ночь» снималась летом 1956 года и в павильоне «Мосфильма», и в интерьерах Центрального театра Советской Армии. Сказать, что съемочный процесс был непростым, – ничего не сказать: бюджет был перерасходован, Рязанову, как ни парадоксально, потребовалась время на поиски «общего языка» с оператором, а когда худсовету киностудии показали отснятый материал, никто из его членов даже предположить не мог, что «Карнавальную ночь» будет ждать успех. Картину выпустили в прокат в конце декабря того же 1956-го и… произошло настоящее новогоднее чудо: яркое, изящное, бесконечно позитивное кино с песнями и танцами сразу же завоевало народную любовь и стало одним из символов эпохи оттепели. Более того, «Карнавальная ночь» выдержала проверку временем: над докладчиком и Огурцовым зумеры смеются точно так же, как когда-то, еще в прошлом веке, над этими персонажами смеялись их прадедушки и прабабушки.
В 1986 году, общаясь с Урмасом Оттом, Людмила Марковна вспоминала: «На меня не делалась ставка, пока – я еще «оформлялась», еще третий курс, еще полтора года впереди. И вдруг, бах: я – звезда. Как? Вечером я заснула в общежитии девочкой из Харькова, а наутро вышла – толпа стоит».
Несмотря на десятилетие «простоя», когда Гурченко приглашали в основном на второстепенные роли, в середине 1970-х (после выхода производственной мелодрамы «Старые стены») карьера Людмилы Марковны была «перезапущена». В 1983 году читатели журнала «Советский экран» назвали Гурченко «лучшей актрисой года» (за участие в фильме «Вокзал для двоих» – другом проекте Рязанова), а буквально за пару месяцев до смерти (народная артистка умерла на 76-м году жизни 30 марта 2011 года от сердечной недостаточности) звезда снялась в фильме-бенефисе «Легенда. Людмила Гурченко».
Актерская судьба исполнителя роли Гриши сложилась иначе. После «Карнавальной ночи» Юрий Белов стал одним из самых востребованных и любимых артистов страны. «Девушка без адреса», «Неподдающиеся», «Жажда», «Леон Гаррос ищет друга», «Королева бензоколонки», «Ко мне, Мухтар!», «Спящий лев» – названия лишь некоторых известных фильмов с участием актера. Но во второй половине 1960-х количество картин с Беловым резко уменьшилось, да и роли у него теперь были какие-то малозаметные. Что же произошло? Кто-то говорил, что однажды в ресторане Дома кино Белов что-то сказал о Хрущеве: на актера написали донос, а потом на полгода оправили в психиатрическую клинику. Но была и версия номер два – Белов мучился с депрессией. В 1970-х карьера звезды «Карнавальной ночи» пошла на спад: чуть ли не последней яркой актерской работой Юрия Андреевича стала роль упрямого дедули в киносказке Леонида Нечаева «Про Красную Шапочку» (1977). В 1980-х же актер зарабатывал на жизнь частным извозом: из-за отсутствия киноролей он начал злоупотреблять алкоголем. 61-летнего Юрия Белова не стало 31 декабря 1991 года – именно в этот день по ТВ традиционно показывали фильм, который и сделал его звездой.
1. В 2018 году восторженная рецензия на «Карнавальную ночь» появилась в британском издании Guardian. Критик Питер Брэдшоу отметил: «Лента – маленькое чудо невинности, озорства и веселья, доказывающее, что советский кинематограф мог создавать мюзиклы голливудского уровня».
2. Среди гостей новогоднего карнавала можно заметить Инну Ульянову, Ларису Шепитько и Зою Зелинскую.
3. В 1969-м Игорь Ильинский и Аркадий Кольцатый сняли фильм «Старый знакомый» – спин-офф «Карнавальной ночи». Огурцов женился на Тосе и стал директором Парка культуры: теперь он организовывает городской праздник – День водолаза.
4. В первый день 2007 года состоялась премьера сиквела «Карнавальной ночи» – «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя», режиссером которого также выступил Эльдар Рязанов. На сегодняшний день на сайте IMDB рейтинг этой ленты – 2,5 (по десятибалльной системе).
5. В Японии картина Рязанова получила другое название – «Все за пять минут».
Песни к фильму «Карнавальная ночь» были написаны Анатолием Лепиным в соавторстве с Владимиром Лифшицем и Вадимом Коростылевым.
«Новый год – он не ждет, он у самого порога…»
Визитную карточку «Карнавальной ночи» исполнили Людмила Гурченко сестры Шмелевы – Валентина, Ольга и Евгения. Сестры Шмелевы также проснулись знаменитыми после премьеры фильма. Они объезидили с концертами всю страну, снимались в «Голубых огоньках», а потом неожиданно исчезли с экранов.
«И улыбка, без сомненья, вдруг коснется ваших глаз…»
«Песенка о хорошем настроении» – еще один блокбастер из репертуара Людмилы Гурченко. Она и сегодня продолжает звучать с экранов. «Песенку» исполняли Максим Аверин, Ольга Муравина в шоу «Голос 60+», Мариам Мерабова и многие другие артисты.
«Глядят, а им боярышня сама несет обед…»
«Танечку» спели сестры Шмелевы. Увы, но судьба артисток этого трио сложилась трагически. Сын Ольги умер из-за передозировки, сын Валентины – от отравления, дочь Евгении разбилась на мотоцикле. О пожилых сестрах заботится дочь Валентины – Галина.