6 марта 2023 года в кинотеатре «Октябрь» состоится московская премьера одной из самых неожиданных картин года — фильма «Капкан» Галины Уразовой. Она откроет Кругосветный тур российского авторского кино: режиссеры и продюсеры проедут с российскими фильмами по городам Африки, Латинской Америки, Азии… О картине рассказывает наш кинообозреватель Николай ГЕРАСИМОВ.
Галина Уразова выросла на хуторе Родники Острогожского района Воронежской области. Именно там и умудрилась снять первый полнометражный фильм, обойдясь без продюсера, без финансирования, без опыта работы на съемочной площадке… А в результате картина «Капкан» получила приз за лучший сценарий на выборгском кинофестивале «Окно в Европу», приз фестиваля «Белая птица» за «Лучший полнометражный фильм», приз за «Лучшую главную женскую роль» на Чебоксарском международном кинофестивале.
И сейчас «Капкан» отправляется в мировое турне. В марте и апреле пройдет Кругосветный тур российского авторского кино: наши фильмы покажут в Претории, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айресе, Сантьяго-де-Чили, Лиме, Кито, Мехико, Токио, Порто-Ново (Бенин), Сингапуре и Стамбуле. Команда режиссеров и продюсеров отправится в путешествие по всем этим городам. А начнется все с московской премьеры «Капкана», которая состоится 6 марта 2023 года в большом зале кинотеатра КАРО 11 Октябрь.
В «Капкане» мало слов, и их начинают произносить лишь ближе к концу. С помощью поэтических образов рассказана история об отношениях близких людей, потерявших не только способность высказывать наболевшее, но и разговаривать. Угрюмый егерь Иван и робкая Александра живут вдвоем на хуторе. Удар судьбы оборвал их любовь, и теперь Александра думает о свободе любой ценой.
Вообще-то сюжет «Капкана» Галине приснился. Она практически сразу села за сценарий и в результате стала режиссером, монтажером и продюсером фильма, собрав группу из 35 человек. Картина была снята на хуторе, где Галина прожила всю жизнь.
На нее повлияли два печальных события, случившиеся в детстве. Во-первых, развод родителей, который девочка переживала очень тяжело. После него с отцом она виделась нечасто, а отношения с матерью стали тяжелыми. Во-вторых, покончил с собой ее одноклассник, друг детства… Одиночество стало давить на девочку. Она проводила много времени в своеобразном убежище на дереве, которое росло рядом с домом — его ветки сплелись, образовав что-то вроде каморки…
В картине Галина хотела передать ощущения от хуторской жизни, которая не очень понятна не только жителям больших городов, но даже жителям больших сел, где есть мобильная связь и интернет.
Создатели фильма рассказывают: «Во время съемочного процесса киногруппа из 35 человек жила почти в лесу». Режиссер считает, что эти люди совершили подвиг, снимая фильм буквально круглосуточно! Почти все время шел дождь, дорога была очень сильно размыта, машины кинокоманды не могли нормально перемещаться. Актеры Мария Болтнева и Максим Колесниченко снимались в очень тяжелых условиях. Ливень в лесу делали с помощью нескольких специальных приспособлений: вода поступала из двух брандспойтов. Она была ледяная, и Мария, и Максим долгое время находились под ней в мокрой одежде. А съемки фильма пришлись на время, когда пришел холодный циклон, температура опускалась до +3 градусов…
В съемках фильма использовалось много животных. Снимать их, конечно, исключительно сложно. Дрессировщиков или специалистов по работе со зверями не было. Но гуси бежали в нужном направлении; кошка с собакой не стали драться в кадре, а за кадром кошка не переносила собаку; корова «разрешила» себя доить чужому человеку в кадре, а за кадром никого к себе не подпускала; наседка не стала мешать, когда снимали цыплят. Животных собирали по всем соседним деревням».