4 апреля 2024 года в наш прокат выходит фильм фильм «Хитмен. Последнее дело». Это криминальная драма, снятая отличным актером. Кинообозреватель «КП» Денис КОРСАКОВ не советует ее пропускать. Подробности он рассказал в своей рецензии.
Джон Нокс (Майкл Китон) — стареющий профессиональный киллер, у которого нелады с памятью: он просит официантку в забегаловке принести кофе, а через пять минут снова просит кофе, забыв про стоящую на столе чашку. Врач, к которому он обращается, говорит, что это даже не Альцгеймер, а достаточно редкая болезнь Крейтцфельдта-Якоба: Нокса неизбежно накроет деменция, причем счет идет не на годы, не на месяцы — на недели. Никакого лечения не существует, так что нужно срочно завершать все свои дела и оформляться в дом престарелых.
На очередном заказе Нокс по ошибке убивает своего давнего напарника, и понимает, что врач нисколько не преувеличивает: мозг совсем перестает работать. И как раз после этого к нему в дом заявляется сын, которого Нокс не видел много лет (парень сам прекратил общение, узнав, каким образом отец зарабатывает на жизнь). Сын весь в крови, его трясет, он заявляет, что только что зарезал человека, который познакомился в интернете с его 16-летней дочкой (внучкой, стало быть, Нокса) и сделал ей ребенка. Умоляет: «Папа, сделай что-нибудь». Папа поможет, если, конечно, позволит стремительно увядающий разум.
Это второй фильм, поставленный Майклом Китоном в качестве режиссера (первый был снят в 2009 году, назывался «Веселый джентльмен» и прошел практически незамеченным). У Китона не самая простая судьба: он великолепный актер, который в итоге не стал по-настоящему большой звездой и, в общем-то, не до конца реализовался. Он был отличным Битлджюсом и Бэтменом в фильмах Тима Бертона, но в итоге его в основном по этим фильмам и помнят.
«Бердмен» Алехандро Гонсалеса Иньяриту принес ему номинацию на «Оскара», но ведь это была всего лишь номинация (Китон проиграл мальчишке Эдди Редмейну за «Вселенную Стивена Хокинга»). Кроме упомянутых фильмов, его громкие проекты можно сосчитать по пальцам. Ну да, «Джеки Браун» Тарантино — но этот фильм помнят все-таки не благодаря Китону. Ну, драмы «В трезвом уме и твердой памяти» (где он играл алкоголика и наркомана) и «Моя жизнь» (где играл умирающего от рака почек) — но они по факту забыты, как и кино про журналистов «Газета», комедия «Множество», триллер «Отчаянные меры». А в новом веке что, помимо «Бердмена», вспомнить из его работ? Ужастик «Белый шум»? «Человек-паук: возвращение домой»?
В таких ситуациях надо брать все в свои руки — вот Китон и организует себе отличную, «подарочную» роль: пожилого циника, которого гложет неизлечимая болезнь.
«Хитмен» (который, конечно, не имеет никакого отношения к компьютерным играм Hitman — в оригинале он называется «Нокс уходит прочь») — не просто хороший фильм про киллера, это еще и хороший фильм про деменцию. Она одолевает героя на наших глазах, и мы даже не столько по репликам, сколько по движениям бровей актера понимаем, что мозг начинает ему изменять. Свою подружку (точнее, проститутку, которая навещает его каждый четверг, и с которой вроде как завязались очень теплые отношения) он принимает за бывшую жену; забывает элементарные слова; перестает быть уверенным в своих фразах и движениях; а ведь ему с помощью давнего приятеля-вора (Аль Пачино) надо осуществить довольно сложный план, и ошибка в любой мелочи грозит провалом.
Это довольно мрачное кино, причем в буквальном смысле: даже когда на улице день (а чаще на ней ночь), кадр будто подернут пеленой. Это очень уверенно сделанное кино: ощущение, что снимал его опытный режиссер. Некоторые американские критики начали придираться к сценарию: герой ничуть не мучается из-за того, что всю жизнь убивал людей (а типа должен). Можно, в принципе, еще придраться к тому, что сын Нокса убил человека, переспавшего с дочерью, и ни малейших моральных терзаний никто опять же не испытывает (это комментируется фразой «если бы я мог, выкопал бы его и убил снова»), — хотя калифорнийские законы предполагают за секс с 16-летней девушкой другие наказания, а, например, российские или французские не предполагают никаких. Но это странное желание — выжать из нуара мораль, обязательно заставить преступника раскаяться.
Нокс, мягко говоря, не очень хороший человек (а его сын еще и не особо умный), но герой криминальной драмы не обязан соответствовать высоким требованиям. К тому же в глазах у Китона постоянно мелькает печаль, когда он видит сына или бывшую жену — о том, что его жизнь могла бы быть совсем, совсем другой, если бы он не «зашел не в ту дверь». Но опять же, Китон не собирается это артикулировать — он знает, что движения бровей тут достаточно.