Когда пушку берет Джейсон Стэйтем, в радиусе ста метров умирает все живое: почему фильм Гая Ричи «Гнев человеческий» — всего лишь очередной боевик

Когда пушку берет Джейсон Стэйтем, в радиусе ста метров умирает все живое: почему фильм Гая Ричи «Гнев человеческий» — всего лишь очередной боевик Фото: кадр из фильма

Все идет по плану, который ясен с самого начала — потому, что видел много других фильмов. Каким получился — или не получился новый фильм Гая Ричи «Гнев человеческий» рассказывает наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ.

В прокат выходит новый фильм Гая Ричи «Гнев человеческий», герой которого осуществляет мщение по ветхозаветным инструкциям «Гнев человеческий» — ремейк французского фильма «Инкассатор», снятого в 2004 году Николя Бухриефом, и прошедшим в России без особого шума. Тот случай, когда перед просмотром ремейка (или после него) лучше бы ознакомиться с оригиналом. Это не обязательно — просто так будет гораздо интереснее.

У французов действие разворачивалось на окраине Парижа, а у Гая Ричи — на задворках Лос-Анджелеса. Есть инкассаторская компания — небольшая, всего с дюжиной сотрудников (во французском фильме она вообще вот-вот должна была закрыться). На ее броневики совершает налеты банда грабителей, оставляя за собой выпотрошенные машины плюс трупы инкассаторов и случайных свидетелей. Служащие — простые ребята — боятся стать жертвами очередного ограбления. При этом не исключено, что кто-то из них — предатель, тайком сотрудничает с бандитами и всячески помогает им. И вот однажды в компанию приходит устраиваться новый сотрудник, человек ниоткуда, без опыта работы, едва способный объяснить, что его привело в профессию. А привело его…

Дальше будет спойлер — но не смертельный (эта деталь выясняется в середине фильма, и, если ее не упомянуть, говорить вообще не о чем). Во время предыдущего ограбления герой «Инкассатора» и «Гнева человеческого» потерял близкого человека. Того застрелили, потому что он слишком много увидел. И теперь герой хочет отомстить налетчикам, а для этого подобраться к ним поближе. Самый короткий путь к ним — стать их очередной целью.

Несложный сюжет — и два, как минимум, впечатляющих фильма. Главное различие между ними — в герое. У Бухриефа он был состоятельным (но не очень) буржуа, каким-то там скромным финансистом, в жизни не державшим в руках пистолет; обычным человеком, который жил свою унылую счастливую жизнь, пока не столкнулся с огромной трагедией. После нее он поселился в самом большом номере бюджетного отеля «Ибис» (предупредив портье, чтобы туда никогда не заходила уборщица), страдал там от судорожных припадков, маниакально занимался физкультурой, вычислял предателя, но, кажется, не до конца понимал — что будет делать с ним, если найдет.

Героя фильма Гая Ричи играет Джейсон Стэйтем, и это уже говорит о многом (да практически обо всем). Его герой, конечно же, не скромный, и не буржуа: жизнь у него еще до трагедии была необыкновенно насыщенная. Никаких припадков. Он — англичанин в Лос-Анджелесе (и ходит среди плебеев-инкассаторов в подчеркнуто британском, дорогом, старомодном кардигане). Взглядом он выжигает собеседника. Когда во французском фильме робкий инкассатор брал в руки оружие, невозможно было предсказать, что случится дальше. Когда пушку берет в руки Джейсон Стэйтем, в радиусе ста метров умирает все живое.

На титрах картины появляются десятки картин на библейские сюжеты (в основном гравюры Гюстава Доре). Название тоже, естественно, взято из Библии, и хотя там сказано «гнев человека не творит правды Божией», Ричи готов с этим поспорить. Ему понравилось красивое архаичное словосочетание Wrath of Man, но оно из Нового завета, а Ричи для его художественных целей куда больше подходит Ветхий. Такая, например, фраза: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (в финале фильма это иллюстрируется впрямую).

Это очень серьезное кино: шебутной автор «Карт, денег, двух стволов», «Рок-н-ролльщика», «Большого куша», «Шерлока Холмса», «Джентльменов», «Аладдина» на это раз старается быть солидным и торжественным. (Некоторым критикам кажется, что в «Гневе человеческом» много скрытого юмора — но они так реагируют скорее от неожиданности). И можно много рассуждать про маскулинность, которая под натиском феминизма и «новой этики» уходит из кинематографа (но которую Гай Ричи упорно пытается зацепить за край кардигана и заново втащить на экран), про отсылки к Библии или фильмам с Клинтом Иствудом (одну из ключевых ролей играет его сын Скотт, невероятно похожий на отца)… Но, увы, если расчистить ворох из библейских цитат, если не обращать внимания на деланную высокопарность, перед нами окажется просто еще один боевик с Джейсоном Стэйтемом, который мстит за смерть (друга, брата, жены, любовницы, сына, дочери, бабушки — нужное подчеркнуть).

«Инкассатор» был о другом. И его было интереснее смотреть. Ты чувствовал, что в конце концов произойдет что-то совсем неожиданное, и точно: в финале случалась довольно-таки ошеломительная сцена, которую потом несколько дней не получалось вычеркнуть из памяти. Гай Ричи снял неплохое кино, вот только ничего незабываемого в нем не происходит. Все идет по плану, который ясен с самого начала, и не потому, что ты видел «Инкассатора» и знаешь сюжет — а потому, что видел много других фильмов. И во время просмотра «Гнева» Гаю все время хочется посоветовать сделать рожу попроще: как он ни старается, из него не выходит ни Шекспира, ни Доре, ни ветхозаветного пророка.

Расскажите об этом друзьям!