Рецензия на фильм «Фуриоса: хроники Безумного Макса» (2024): стоит ли смотреть приквел великой картины Джорджа Миллера «Безумный Макс: Дорога ярости»

Рецензия на фильм «Фуриоса: хроники Безумного Макса» (2024): стоит ли смотреть приквел великой картины Джорджа Миллера «Безумный Макс: Дорога ярости» Кадр из фильма «Фуриоса хроники Безумного Макса»

В конце мая 2023 года в российский неофициальный прокат вышел один из самых долгожданных боевиков… даже не года, а, пожалуй, десятилетия: приквел великой картины Джорджа Миллера «Безумный Макс: Дорога ярости». О том, каким получился фильм «Фуриоса: хроники Безумного Макса», рассказывает кинообозреватель «КП» Денис Корсаков в своей рецензии.

Трейлер фильма «Фуриоса: хроники Безумного Макса»» (2024)

Сюжет

Девочка по имени Фуриоса родилась через несколько десятилетий после Катастрофы, превратившей планету в выжженную пустыню. Впрочем, Фуриосе повезло: она росла в Зеленых землях тысячи матерей, оазисе, где были лошади, вода и трава, даже росли персиковые деревья. Этот оазис приходилось охранять от мерзавцев, населявших пустоши. Заметив однажды чужаков на мотоциклах, Фуриоса подняла тревогу. Мотоциклисты ринулись прочь, прихватив девочку с собой. Так она попала к Дементусу — бородатому, благообразному предводителю орды уродов-байкеров. На первый взгляд он выглядел как мессия, но, к сожалению, был чудовищем. Когда мать Фуриосы, помчавшаяся за ней в погоню, попыталась спасти дочку, Дементус поймал женщину и распял, требуя рассказать, где находится оазис. Погибая, она не выдала тайны. И Фуриоса ее тоже не выдала.

Кадр из фильма «Фуриоса хроники Безумного Макса» (2024)

Прошли годы. Дементус стал заправлять Топливным городом, где добываются нефть и газ, столь же важные для жителей Пустоши, как воздух. А Фуриоса теперь работает на Несмертного Джо — главу зловещей Цитадели, повелевающего целой армией обезумевших фанатиков с выбеленными краской телами и лицами. Ее цель остается прежней — вернуться в родные Зеленые земли. Но перед этим максимально жестоким образом отомстить Дементусу.

Провал в прокате

Это приквел одного из величайших боевиков в истории кино, «Безумный Макс: Дорога ярости». От того фильма в 2015 году никто ничего особенного не ждал. Это была четвертая картина во франшизе «Безумный Макс», выходившая после тридцатилетнего перерыва, и немногие верили, что режиссер Джордж Миллер, на протяжении десятилетий снимавший кино про поросят и пингвинов, сможет заново вдохнуть жизнь в свой самый знаменитый проект.

Кадр из фильма «Фуриоса хроники Безумного Макса» (2024)

Снимали картину в муках (дорога к экрану в общей сложности заняла 18 лет), бюджет разросся, актеры Шарлиз Терон и Том Харди признавались, что не очень понимали, что делали на площадке. Тем сильнее был шок: «Дорога ярости» оказалась редким случаем абсолютного шедевра, а персонаж Терон, воительница Фуриоса, оказалась одной из самых ярких героинь боевиков за все годы существования Голливуда. Десять номинаций на «Оскар» (в главной категории «Лучший фильм» «Макса» самым подлым образом обогнала драма «В центре внимания», забытая на следующий день, но шесть статуэток картине все-таки достались), восторженные рецензии, звание чуть ли не лучшего фильма десятилетия.

Кадр из фильма «Фуриоса хроники Безумного Макса» (2024)

«Фуриосу» после этого ждали еще девять лет. В какой-то момент разнеслось печальное известие: ее на этот раз не будет играть Шарлиз Терон, потому что фильм будет рассказывать о детстве и юности героини. На роль назначили Аню Тейлор-Джой с ее огромными широко расставленными глазищами. Ничего, как-то смирились с этой новостью. И дождались. «Фуриоса» вышла в мировой прокат и с грохотом провалилась: сборы в первый уикенд в Америке составили чуть больше тридцати миллионов долларов, жалкий результат.

Кадр из фильма «Фуриоса хроники Безумного Макса» (2024)

Минусы фильма «Фуриоса»

Если ставить вопрос совсем по-детски — «Фуриоса» лучше или хуже «Дороги ярости»? — то ответ, к сожалению, будет: хуже. В ней много погонь, фантастических трюков, взрывов и перестрелок, но нет, извините, той оригинальности, которая ошеломляла в четвертом «Безумном Максе». Просто в силу того, что этот мир уже хорошо нам знаком. Да, там появляются новые места — Свинцовая ферма, где производят оружие, и Топливный город, но они не так впечатляют, как Цитадель (а та для зрителя — уже исхоженная поляна).

Кадр из фильма «Фуриоса хроники Безумного Макса» (2024)

И в «Фуриосе» нет той цельности, которая была в «Безумном Максе», истории про спасение гарема, изложенной в виде сплошной бешеной погони — сначала в одну сторону, а потом в другую. Это скорее сборник рассказов о детстве и юности героини (а фильм делится на несколько глав, каждая со своим названием), который дополняет основной текст, но даже не стремится его превзойти. Если угодно, это можно сравнить с набором виньеток, очень тщательно прорисованных, но, в сущности-то, необязательных.

Кадр из фильма «Фуриоса хроники Безумного Макса» (2024)

Крис Хемсворт (Дементус) с наклеенным крючковатым носом крайне эффектно выглядит — что в начале, где предстает каким-то полубиблейским персонажем, что в дальнейшем, когда, перепачканный красной краской, вызывает в памяти имя «Барбаросса». Просто он не очень хороший злодей. У Хемсворта слишком сильное положительное обаяние, которое он никак не может ни переключить в другой режим, ни хотя бы отключить насовсем. Несмертный Джо (Лаки Хьюм), чья морда состоит из бешеных злобных глаз и полумаски с зубами, закрывающей челюсти, убирает Хемсворта на раз. Но на него зритель уже насмотрелся, пусть и в исполнении другого актера (Хью Кийс-Берн, сыгравший Джо в «Дороге ярости», умер в 2020 году). С другой стороны, очень многим критикам нравится Дементус именно в таком исполнении: они считают, что у актера получилось создать образ злодея, не лишенного человеческих черт.

Почему фильм все-таки обязательно нужно смотреть

Провал «Фуриосы», скорее всего, поставит крест на еще одном фильме, который собирался снимать Миллер — «Безумный Макс. Пустошь». Велика вероятность, что он тоже был бы необязательным, и все-таки — смертельно жаль. Потому что 79-летний Миллер — один из немногих режиссеров на свете, который умеет делать чистое кино, образцом которого, конечно же, является и «Фуриоса».

Кадр из фильма «Фуриоса хроники Безумного Макса» (2024)

Пусть погони, перестрелки и декорации выглядят слегка вторичными по отношению к «Дороге ярости», этот фильм полон энергии. Аня Тейлор-Джой, играющая свою роль фактически одними яростными взглядами в камеру, все-таки незабываема. И та страсть, которую старик Миллер и его жена, гениальный монтажер Маргарет Сиксел, привносят в экшн-эпизоды (прежде всего в феерическую 20-минутную сцену атаки на фуру с топливом), просто не снилась их молодым коллегам.

Кадр из фильма «Фуриоса хроники Безумного Макса» (2024)

Так что ответ на другой детский вопрос — «Стоит ли смотреть «Фуриосу»? — будет столь же однозначным: безусловно. Все-таки это такая же поэма из огня, песка и ветра, какой была «Дорога ярости». Пропускать такое в мире, полном мертворожденных, вымученных фильмов было бы слишком обидно.

Расскажите об этом друзьям!