21 декабря 2023 года в российский кинопрокат выходит драма «Феррари», рассказывающая о непростой жизни основателя одного из самых узнаваемых автомобильных брендов. Кинообозреватель КП-Афиши Денис Корсаков рассказал в своей рецензии, что известно о фильме Майкла Манна «Феррари».
Майкл Манн — режиссер умный, пожилой, опытный. Он хорошо понимает, с чего надо начинать байопики, чтобы зритель не скучал. На десятой минуте к Энцо Феррари приходит жена, интересующаяся, куда это он ушел спозаранку, не удосужившись разбудить ее: «Ты можешь ходить по своим шлюхам, но до того, как служанка принесет утренний чай, должен оставаться дома, таков уговор!». После чего достает пистолет и стреляет. Специально промахивается, пуля попадает в стену над головой мужа. А потом гордо уходит. «У синьоры опять дурной день», — шепчутся слуги.
Это в целом не то чтобы дико оригинально, но «Феррари» примерно весь сделан на таком нервном заряде. Его сложно пересказывать: все, о чем вы прочтете дальше, можно было бы легко испортить, а два часа «Феррари» смотришь на одном дыхании, словно за гоночной машиной следишь. И это притом что собственно гонки (а их в фильме много) для Манна не самое главное.
Действие «Феррари» охватывает несколько дней 1957 года. У Энцо (Адам Драйвер) две проблемы: во-первых, ему обязательно надо выиграть гонку Mille Miglia («Тысяча миль»), во-вторых, разобраться с женой и бизнес-партнером Лаурой (Пенелопа Крус). Та подозревает, что у мужа есть другая женщина, но даже не догадывается, что отношения с нею тянутся уже много лет, и у них растет двенадцатилетний сын (о котором знает примерно весь регион Эмилия-Романья). Все это на фоне трагедии: у Энцо и Лауры тоже был сын, но год назад он умер от мышечной дистрофии, и родители лезут на стенку от скорби, каждый день ходят с букетами на кладбище (порознь), Энцо там еще и подолгу беседует с фотографией на стене семейной усыпальницы. Потом он может пойти на трассу, увидеть, как его лучший гонщик гибнет, вздохнуть и хладнокровно утвердить ему замену.
Это не то чтобы черствость, это опыт. «24 года назад у меня на гонках погибли два друга — после этого я понял: Энцо, отгородись», — скажет он, когда журналисты начнут называть его «индустриальным Сатурном» (пожирающим, стало быть, своих отпрысков). Горевать Феррари и так есть о ком и любить есть кого: все свободное время он проводит со второй семьей — Линой Ларди (Шейлин Вудли) и сыном, который для него остался главной ценностью в жизни.
Стандартный тупой байопик под названием «Феррари» был бы выдержан в традициях серии «ЖЗЛ» и рассказывал о судьбе героя пунктиром от начала и до конца. Вот Энцо Феррари десятилетним мальчиком любуется на гоночные автомобили и влюбляется в них навсегда, вот он, молодой, бедный и подающий надежды, ищет работу и становится гонщиком, вот встречает хорошенькую девушку, женится, основывает свою компанию и так далее. Победы, победы, победы, кризис, победы, а потом Феррари умирает, но машины его бессмертны. Коротенечко, где-нибудь на два часа сорок минут.
Фильм Манна от такого механического подхода предельно далек. Биографию Энцо он рассказывает в скупых флешбэках, преподнесенных очень аккуратно. В какой-то момент все ключевые персонажи слушают одну и ту же «Травиату», кто — в театре, кто — в радиотрансляции, и во время арии Parigi, o cara начинают вспоминать: кто — детство, кто — счастливую семейную жизнь, оставшуюся в прошлом, кто, как мать Энцо, его брата, ушедшего на фронт и там погибшего… Монтаж получается по-своему трогательным и элегантным.
Мелодрама в «Феррари» тоже выруливает совсем не в ту сторону, в какую можно было бы предположить. Лаура, узнав наконец о том, что у мужа есть другая семья, страдает не из-за того, что он изменил ей, а скорее потому, что как бы изменял их общему больному сыну, обзаведясь на стороне здоровым наследничком. Рациональные возражения при таком раскладе не работают, и бедняга Феррари напрасно повышает голос, вступая в эпические споры с женой.
Не будем рассказывать, что там происходит на гонке Mille Miglia, но один кадр вы, скорее всего, не забудете до смерти. И не будем рассказывать, чем закончатся выяснения отношений Энцо с Лаурой. Но заметим, что в плане бизнеса они смогут найти общий язык: под их итальянской эмоциональностью кроется упертость, они родственные души, и они понимают, что хотя бы в том, что касается дел, им лучше быть вместе.
Две семьи решают встретить Новый год за городом, в роскошном коттедже. Но в силу ряда обстоятельств они забронировали один и тот же дом, который теперь придется делить. А делить совсем не хочется. Отцы семейств когда-то вместе служили в армии, причем один был старшим сержантом и заставлял другого, рядового, драить пол зубной щеткой. Естественно, когда папы встречаются спустя много лет спустя, между ними начинается холодная война, быстро перерастающая в горячую. А если учесть, что в коттедже прячутся двое беглых преступников, один — в костюме Деда Мороза, а другой — в костюме зайца, можно представить, какой случится кавардак.
В 1946 году Фрэнк Капра снял фильм «Это замечательная жизнь», который с годами стал одним из главных рождественских хитов в истории Голливуда. Герой в канун Рождества собрался покончить с собой, но ему явился ангел и показал, как печальна была бы жизнь в его городке без него и его добрых поступков. Этот фильм ужасов использует ту же концепцию: героиня-старшеклассница в канун Рождества смотрит на небо и ноет «Лучше бы я не появлялась на свет». Ап — и желание сбывается: она попадает в мир, где не рождалась и где никто ее не знает. А год назад она совершила небольшой подвиг: лично убила маньяка, который терроризировал город. В новом мире маньяк жив (ведь убивать его было некому) и продолжает резать ни в чем не повинных граждан. Более того, он стал мэром города. И как теперь прикажете с ним управляться?