Фильму «Экипаж» — 45 лет: как советская картина-катастрофа стала «трижды первой»

Фильму «Экипаж» — 45 лет: как советская картина-катастрофа стала «трижды первой» Кадр из фильма «Экипаж» (1979 год)

12 мая 2024 года фильму «Экипаж» исполняется 45 лет. В 1979 году на экраны вышла двухсерийная лента, сразу попавшая в десятку самых посещаемых фильмов в истории советского проката, заняв почетное в ней 6-е место. Рассказываем историю создания советского шедевра.

В первый же год «Экипаж» посмотрели более 70 миллионов зрителей. В истории отечественного кино авангардная картина навсегда останется «трижды первой»: как первый советский фильм-катастрофа, первая отечественная лента с эротическими сценами и первая в СССР продюсерская картина – ее финансировали не только из госбюджета, но и за счет средств «Аэрофлота». «Экипаж» не потерял своего кинематографического обаяния и сегодня.

История создания

В Голливуде фильмы-катастрофы начали снимать на 15 лет раньше, чем в Союзе. И вот советский ответ мировой цитадели кинопроизводства назрел: 45-летний экспериментатор «Мосфильма» Александр Митта задумал снять фильм про наш самолет в противовес нашумевшей экранизации бестселлера Артура Хейли «Аэропорт».

Кадр из фильма «Экипаж» (1979 год)

Авторами сценария стали Юлий Дунский и Валерий Фрид. Но в Министерстве гражданской авиации СССР, как тогда говорилось, забили тревогу: «герой» фильма, самолёт Ту-154 новейшей модели, не мог потерпеть крушение из-за технической неисправности, все лайнеры Туполева — самые безопасные в мире. В этом надо было убеждать мировую общественность в тот момент особенно активно – тогда во Франции разбился советский самолет. И на этом фоне снимать фильм об авиакатастрофе — нонсенс.

Кадр из фильма «Экипаж» (1979 год)

Последовал отказ. Тогда режиссер вместе со сценаристами нашел блистательное решение: катастрофа происходит в одной из стран третьего мира, а советский самолет становится территорией подвига. Сценарий утвердили, но потребовали побольше советского реализма. Александр Митта использовал это требование на благо фильма просто гениально: вместе с директором картины Борисом Криштулом уговорил действующего замминистра гражданской авиации Сергея Павлова стать официальным консультантом картины. Так съемки взялся курировать «Аэрофлот», который помог не только финансами, но и матчастью.

Цензура: контроль на уровне Брежнева и встревоженных старушек из кинолаборатории

Идеологическая шлифовка идеи продолжалась. Госкино зарубило сценарий снова: категорически не устроил финал, где командир экипажа Андрей Тимченко попадает после «огненного» рейса в больницу и умирает. Этот сценарный ход не прошел: сразу два министра — гражданской авиации и кино — настаивали на хэппи-энде. По одной из версий происходящего, Брежнева, пожилого генсека, возмущали такие авторские концовки: это что за намеки, на то, что старики умирают?! Финал из драматичного стал мелодраматичным: члены экипажа навещают своего выздоравливающего командира. Не сразу прошли и «фривольные» сцены. Их снимали ночью, чтобы не привлекать излишнее внимание. И вот плёнка со смелыми кадрами поступила на проявку. Старушки-лаборантки всполошились и быстро отнесли отснятое начальству — Митта по ночам оргии снимает!

Руководство студии вызвало режиссера на ковер и приказало «привести снятый материал в соответствие с нашими этическими нормами». В итоге в кадре осталась лишь, по выражению самого Митты, «тень задницы Яковлевой сквозь стекло аквариума» и часть обнаженной груди героини. Но это не помешало «Экипажу» стать первой эротической лентой в советском кино. Собственно, картина стала рекордсменом по перечню аморальных на тот период решений: добрачный секс, эмоциональный развод, страдающий от него до заикания сын, попытка аборта, три истории конфликта уравновешенных мужчин с готовыми на все женщинами. Искусствоведы говорили, что с этой картиной советского зрителя накрыла волна свежести. Похоже, накрыла она его во всех отношениях – от катастрофы до целого каскада бытовых сцен, о которых раньше кинематограф предпочитал умалчивать.

Пробы: неожиданная смена экипажа

На пробах в картину утвердили совсем другую команду актеров. На месте Георгия Жженова должен был быть Алексей Петренко, Анатолия Васильева – Николай Караченцев, Леонида Филатова – Олег Даль, Александры Яковлевой – Елена Проклова. Первым заменили Петренко. Причина его отказа от роли до сих пор загадка. Выбор Георгия Жженова на замену оказался удачным, артист со сложной судьбой просто не играл, а жил в кадре. Даль после двух недель съемок отказался от дальнейшей работы, его только закодировали и он действительно чувствовал себя плохо. Через год гениального актера не стало по этой же причине — на Украине его, закодированного, угостили алкоголем. Эта доза оказалась смертельной.

Алексей Петренко и Олег Даль. Фото: кадр из фильма Ёлки-2, globallookpress

Замена Олега Даля стоила кинопроизводству дорого – все пришлось переснимать с другим артистом. Им оказался никому тогда неизвестный Леонид Филатов. Он сначала не поверил, что Даль сам отказался от роли. Пошел к нему в гости и убедился. Только тогда согласился играть в ленте. Проблема с ним была в том, что Филатов не вписывался в образ красавчика. Пришлось корректировать сюжет, вводить в него предшественниц Тамары, чтобы убедить зрителя, что перед ним настоящий «сердцеед». Но все эти трудности окупились сполна: «Экипажем» открыт отличный актер, который после премьеры проснулся звездой. Вторым пилотом Николай Караченцов не смог стать из-за творческой востребованности — на «Экипаж» актер готов был выделить не больше двух дней в неделю. Это бы значительно затормозило съемочный процесс. Тогда начали снимать менее занятого Анатолия Васильева из Театра Советской Армии.

Николай Караченцов и Елена Проклова. Фото: globallookpress, кадр из фильма «Мимино»

Создатели ленты и тут не ошиблись, мужественному пилоту, страдающему от скандальной жены, сочувствовала вся страна. Елена Проклова была «стюардессой» хоть куда! Это видно из «Мимино» Георгия Данелия. Но в «Экипаже» она бы могла нанести урон своей репутации – член ЦК ВЛКСМ, а тут сцена в стиле ню. В итоге актриса отказалась от роли, объяснив свое решение занятостью. Съемки пришлось начинать без стюардессы. Вскоре на эту роль взяли Александру Яковлеву. Это был дебют недоучившейся студентки Ленинградского театрального института, которая потом станет одной из самых первых красавиц в отечественном кинематографе.

Съемки: катастрофа до команды «Мотор!»

Съемки проходили очень тяжело: актеры, утверждённые на роли, отказывались играть, отдельные сцены не проходили цензуру, их беспощадно резали или переснимали заново. Но это все мелочи по сравнению с ЧП на съёмочной площадке. Как известно, по сюжету экипаж самолета получает задание совершить сложный рейс. Из пострадавшего от землетрясения горного города нефтяников Бидри нужно эвакуировать работающих там советских специалистов. Готовились к съемке аэропорта, где самолет совершил посадку. Там все горит и рушится, с гор несется селевой поток, на взлетно-посадочную полосу льется горящая нефть. «Аэрофлот» позволял снимать эпизоды на кладбище самолетов — там поджигали списанные Ту, свезенные со всей страны. И вот однажды, готовясь к съемке, в старенький Ту-114 вечером закачали две тонны горючего, закрыли двери, чтобы оно не выветрилось. Вокруг уже были сооружены декорации аэропорта. Но утром, когда пиротехники открыли одну из дверей, от контакта горючего с воздухом произошло самовозгорание. Самолет запылал. Пришлось тушить пожар всем, кто был рядом. У Митты и Филатова были опалены волосы и ресницы. Но главным было не это, а то, что так бестолково сгорел самолет и киношный «аэропорт».

Кадр из фильма «Экипаж» (1979 год)

Взрыв самолета на взлете решили снять без использования макета. «Жертвой» должен был стать Ту-114. Но ещё ни один самолет этой новой модели не был списан. Пришлось «собирать» его по частям: «тушку» взяли с украинского аэродрома Борисполя, где на борту разлили ртуть, «хвост» — со сгоревшего Ту в Новосибирске, к этому арсеналу прибавили несколько макетов. Надо сказать, что уровень монтажа и комбинированных съемок в фильме, как отмечают специалисты,  высочайший, он потрясает воображение и поныне. И это при том, что все, по большей части, делалось вручную. По признанию режиссера, «в духе техники фильмов Александра Птушко 30-ых годов». Снятая при скромном бюджете, с множеством бюрократических препон, катастрофа дала удивительный результат – только в двух кадрах заметно, что съемочная группа работала с макетами. А это пять секунд на час экранного времени.

Статистика катастрофы

За время съемок сожгли около двадцати настоящих самолетов. Плюс «куклы» воздушных судов. Самая крупная модель (5 м 40 см) обошлась в 40 тысяч рублей – по тем временам это цена четырёх «Волг». Для сцены взрыва самолета и «аэропорта» использовали шесть тонн керосина. В один из визитов в СССР кинематографисты из Голливуда, впечатлённые «Экипажем», поинтересовались, сколько миллионов долларов стоили его съёмки. Узнав сумму — 1 млн 250 тысяч рублей – попросили наших мастеров комбинированных съёмок поработать на их киностудии. Такая работа и при такой цене – весьма соблазнительный вариант.

Ляпы: летчики смеялись, но делали это беззлобно

В отечественном кино исповедуемый в советской культуре реализм резал творческую фантазию без ножа. Этот самый реализм проник и в сознание зрителя – события в фильме он оценивал с позиции «так бывает?». Особенно страдали от этого боевики. К примеру, «Пираты ХХ века» (1979) морякам не очень-то и понравились именно по этой причине. Авиаторы оказались снисходительнее, они смеялись над «ляпами» «Экипажа», но по-доброму и фильм полюбили. Профессиональные летчики нашли в картине массу мелких огрехов —  «герой» фильма самолет с двумя двигателями, а в огне он уже с четырьмя, постоянно меняется бортовой номер самолета и прочие незначительные детали. Смех у пилотов вызывали лишь ремонт фюзеляжа при помощи молотка и посадка с оторванным хвостом. А на авиационном заводе в Самаре, где делали ТУ-154, профессиональные шутки вызвала сцена, в которой бортинженер из салона вылез к двигателю, обычно там сплошная перегородка, которую не взломать. Такой минимум для фильма-катастрофы обусловлен тем, что на вторую часть картины, где все горит и взрывается, был привлечен к написанию сценария известный авиаинженер Борис Уриновский. Поэтому даже то, чего не бывает, смотрится правдоподобно и только усиливает интригу сюжета. Так обстоит дело и с «ляпом», на который указал сам Александр Митта: в фильме потоки горящей нефти текут с горы к аэропорту. На самом деле это невозможно, нефть в горах не добывают и не перерабатывают. Авторы фильма понимали это, но ради зрелищности оставили такую «неточность».

Ноу-хау картины: архисмелая сладкая парочка и плейбой в штанах

Кадр из фильма «Экипаж» (1979 год)

Застенчивый от природы Леонид Филатов лишь в одном дубле лег в постель в трусах, в остальных снимался в джинсах, по пояс прикрывшись одеялом. В жизни он был любящим супругом, убежденным семьянином и прилюдно обнажаться стеснялся даже на пляже. Александра Яковлева в интимных сценах не смущалась наготы. Осветитель, засмотревшись на нее, упал со своей «точки» прямо во время съёмки, а режиссер с операторами отсняли в несколько раз больше интимных сцен, чем пропустила цензура.

Кадр из фильма «Экипаж» (1979 год)

После выхода картины на экраны ярые поборники нравственности забросали инстанции гневными письмами, в итоге «Экипаж», включенный в списки на Госпремию, вычеркнули из перечня кандидатов.

45 лет спустя: в чем разница двух «Экипажей»?

Сегодняшний зритель может следить за героическими действиями сразу двух «Экипажей» — режиссер Николай Лебедев, до этого снявший «Легенду № 17», был с детства влюблен в картину Митты. В 2016 году на широкие экраны вышел его «Экипаж», созданный по мотивам  советского блокбастера. Это не ремейк, разные сюжетные линии, другие персонажи. Роднит две картины только одно – авиакатастрофа, последствия которой преодолевают мужественные люди, профессионалы высокого класса, гении полета. Зритель продолжает искать сходство между полюбившимися «Экипажами». И они есть.

Командиры

Больше всего параллелей в образах командиров двух экипажей.

Георгий Жженов. Кадр из фильма «Экипаж» (1979 год)

Андрей Тимченко. Крайне серьезен, но при этом безмерно добр и справедлив. Гениальный пилот, способный совершить настоящее чудо в пилотировании воздушных судов. От Георгия Жженова ему досталось море обаяния.

Владимир Машков. Кадр из фильма «Экипаж» (2016 год)

Леонид Зинченко. Строгий. Может запросто отыграться на молодом коллеге. Справедлив и готов признать талант подопечного: «у нас — руки, а у него — крылья!». Владимиру Машкову веришь – в этот образ вложены присущие ему нерв и вес командира.

Молодые пилоты

Леонид Филатов. Кадр из фильма «Экипаж» (1979 год)

Игорь Скворцов — идеальный советский жених, с большой квартирой в центре и машиной. В образ бортинженера Леонидом Филатовым заложены резкость и матерость, которые в минуту опасности и толкают героя на сильные поступки. В нем есть и намеки на гениальность, которая в случае с Алексеем Гущиным возведена в основное качество.

Данил Козловский. Кадр из фильма «Экипаж» (2016 год)

Алексей Гущин в исполнении Данилы Козловского тоже не отличается покладистым характером и тоже из мажоров, по протекции отца, бывшего авиаконструктора, устроился в гражданскую авиацию. Он – пилот от бога! С развитием сюжета обнаруживается его главное сходство со Скворцовым: в минуты опасности он действует четко и эффективно – куда и девается скверный характер!

Девушки

  • Тамара 
Александра Яковлева. Кадр из фильма «Экипаж» (1979 год)

Образованна, умна и раскована, и все же к любви относится всерьез. Александра Яковлева — свежее лицо, талантливая актриса создала образ красавицы с характером.

Александра Яковлева. Кадр из фильма «Экипаж» (2016 год)

Примечательно, что уйдя из кино в 1993-ом, она вернулась, сыграв теперь уже в «Экипаже»-2. Ее персонаж, Тамара Игоревна, занимает важный пост в авиации. И зритель сразу понимает – это путь той самой Тамарочки. Достойный путь. 

  • Александра
Агне Грудите. Кадр из фильма «Экипаж» (2016 год)

Не стюардесса, а пилот. Интеллектуальна и неприступна, но, как и Тамарочка, способна на искреннее чувство. Литовка Агне Грудите старше Александры Яковлевой: той на момент съемок был 21 год, а Грудите — 29. Двух героинь роднит, что называется, крутой характер, проступающий через красоту и женственность.

Расскажите об этом друзьям!