Чем фильм «Дом Гуччи» Ридли Скотта взбесил наследников модной империи. И что в нем понравится зрителям

Чем фильм «Дом Гуччи» Ридли Скотта взбесил наследников модной империи. И что в нем понравится зрителям Кадр из фильма «Дом Gucci»

2 декабря 2021 на экраны вышел второй за месяц (после «Последней дуэли») фильм Ридли Скотта, «Дом Gucci». Речь в нем идет не столько о моде, сколько о бизнесе и об одном из самых громких преступлений 90-х. О картине рассказывает наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ

Сюжет

Наверное, кто-то сочтет следующие строки спойлером, но вообще это очень нашумевшая история, четверть века назад занимавшая первые полосы европейских газет (российским, кажется, тогда было не до нее). В 1995 году Патриция Реджани, бывшая жена наследника модной империи Маурицио Гуччи, заказала его убийство, и 27 марта он был застрелен на ступеньках своего миланского офиса. Патрицию вскоре осудили на 29 лет, но выпустили через 18, осенью 2016 года. Ее личную гадалку, подружку и сообщницу, с которой она спланировала преступление, тоже уже выпустили. Киллеры пока сидят.

https://youtu.be/4pPTog6HM_8

Разумеется, кинематограф не мог рано или поздно не освоить этот сюжет — и за него взялся неутомимый 83-летний Ридли Скотт (он снял картину уже после «Последней дуэли», но та задержалась с выходом из-за пандемии, и в результате два фильма появились на экранах с интервалом в месяц). И если «Дуэль» в основном очень серьезна, то «Дом Gucci» для Скотта — во многом черная комедия.

Леди Гага может претендовать на Оскар

В центре ее — Леди Гага, которая в фильме «Звезда родилась» доказала, что может быть перед кинокамерой вполне убедительной, а здесь получила роль Патриции, пробивной девицы из семьи грузоперевозчиков, не испорченной образованием, зато отлично умеющей добиваться своих целей. Это роль жирная и сочная — примерно как итальянский чебурек, который Патриция в начала фильма пожирает на фоне Миланского собора, у входа в помпезную галерею с роскошными бутиками и дорогими ресторанами. Окрутить встреченного на вечеринке Маурицио (Адам Драйвер) ей не составляет ни малейшего труда, и как бы ни нервничал его отец (Джереми Айронс), как бы ни вразумлял сына насчет «охотниц за деньгами», которым нужны не мужья, а их миллионы, вскоре парочка вприпрыжку бежит под венец. И пока отец Маурицио за кадром проклинает новобрачных, дядя жениха (Аль Пачино) спешит к ним из Нью-Йорка с распростертыми объятьями: Патриции и его удается мгновенно обольстить. Дядя — совладелец бизнеса, и уговаривает брата и племянника помириться. Ну, а дальше, естественно, потянется цепь беззаконий, подлостей и измен. Маурицио окажется не таким тюфяком, каким представал в начале, Патриция еще много раз проявит свою феноменальную напористость — и всем основным персонажам в итоге придется как следует порыдать, все так или иначе окажутся у разбитого корыта.

Кадр из фильма «Дом Gucci»

Ридли Скотт прекрасно понимает, что запутанные финансовые интриги и выражения типа «мажоритарный акционер» не вызовут энтузиазма у зрителей, пришедших посмотреть мыльную оперу о страстях и предательстве в семье хорошо одетых миллионеров. Тем, кто никогда в жизни не мог одолеть ни одну полосу «Коммерсанта» или «Ведомостей», кроме культурных, в «Доме Gucci» предлагается любоваться на артистов — в первую очередь на Аль Пачино и Джареда Лето (который в невероятном, несусветном гриме играет его сына, придурка, убежденного в собственной гениальности). Оба с соизволения режиссера максимально переигрывают, позволяя себе самые яркие краски, на которые в принципе способны. И все же несколько меркнут на фоне Гаги, которая сейчас запросто может получить еще одну номинацию на «Оскар», хотя бы за одну сцену — где она, в отчаянной попытке вернуть мужа, ушедшего к подруге детства, предъявляет ему только что наспех сооруженный альбом с семейными фотокарточками. Выглядит Патриция при этом изумительно пошлой и расчетливой, фальшивой и жалкой — и чувствуешь, как за камерой кривит губы в сардонической ухмылке Ридли Скотт.

Леди Гага. Кадр из фильма «Дом Gucci»

Плюсы и минусы фильма

«Дом Gucci» трудно назвать идеальным фильмом. Как ни крути, у него рыхлый и затянутый сценарий (этой картине, в отличие от «Дуэли», совершенно необязательно идти два с половиной часа). Чтобы создать «атмосферу эпохи», Скотт каждые пять минут ставит в саундтрек на полную громкость какой-нибудь хит 70-х или 80-х, пока не доводит зрителя до белого каления (недолго думая, он выбирает именно те песни, что крепче всего навязли в зубах, от Heart of Glass Блонди до Ashes To Ashes Боуи, от I Feel Love Донны Саммер до Faith Джорджа Майкла).

Но целью Скотта были не поиски утраченного времени и не анализ финансовой документации: прежде всего он хотел еще раз проехаться по человеческой природе и нравам. Весь его фильм пропитан легким презрением к персонажам, иногда почти неуловимой мизантропией. Если он и пытается задать какой-то вопрос — так это почему в XXI веке в руководстве модного дома Gucci не осталось ни одного члена семьи Гуччи. И он получает на него ответ.

Что обидело наследников

Сэлма Хайек играет в фильме Пину Ауриемму, персональную гадалку и ближайшую подругу Патриции Реджиани. Не все зрители с ходу поймут внутреннюю шутку: в жизни Хайек замужем за Франсуа-Анри Пино, французским бизнесменом, главой группы Kering, которой с 1999 года и принадлежит с потрохами дом Gucci.

Кадр из фильма «Дом Gucci»

Ридли Скотт примеривался к этому сюжету еще в 2006 году: тогда он хотел, чтобы Леонардо ДиКаприо играл Маурицио Гуччи, а Анджелина Джоли — Патрицию. Проект развалился, а в 2012 году вроде бы собрался обратно — но ставить фильм уже должна была Джордан Скотт, дочь Ридли. На роль Патриции тогда прочили Пенелопу Крус. В 2016-м проект перешел к гонконгскому режиссеру Вонгу Кар-Ваю, который хотел снимать в роли Патриции Марго Робби. Только в 2019-м за фильм снова взялся Ридли Скотт.

Наследники Альдо Гуччи, которого в фильме играет Аль Пачино, после премьеры выступили с яростным заявлением: их обидело в фильме примерно все. И то, что создатели с ними не проконсультировались, и то, что члены семьи Гуччи выведены в картине «малокомпетентными и равнодушными к миру, который их окружает», и, конечно, то, что Патриция (понятно, как они к ней относятся) представлена «жертвой, пытающейся выжить в мужской шовинистической корпоративной культуре». Правда, от иска в суд наследники пока воздержались.

Расскажите об этом друзьям!