Ровно 60 лет назад на страницах «Роман-газеты» была опубликована поветь Бориса Бедного «Девчата», по мотивам которой была снята одна из самых известных советских романтических комедий. КП-Афиша решила не только рассказать вам о том, чем книга отличается от фильма, но и вспомнить все самое интересное о Тосе Кислицыной – народной киногероине с железным характером.
Фамилия и имя: Кислицына Тося
Возраст: 18 лет.
Профессия: Повар.
Внешность: Миниатюрная, большие глаза, открытая улыбка.
Увлечения: История, военные марши, цирк.
Семейное положение: Не замужем.
Темперамент: Энергичная, оптимистичная, инициативная, но при этом нетерпеливая, а иногда и эмоционально неуравновешенная Тося – холерик.
Выпускница Симферопольского кулинарного училища Тося – наивная, совестливая и при этом дерзкая – по распределению приезжает в леспромхоз на Урале. Очень скоро за ней начинает ухаживать Илья – бригадир лесорубов, передовик и вообще местный сердцеед. Тося верит в искренность его чувств, пока не узнает о «коварном плане» кавалера. Но, как известно, от ненависти до любви один шаг.
Повесть Бориса Бедного «Девчата» – о том, как повариха «с характером», попав в уральский леспромхоз, обретает личное счастье – была опубликована на страницах «Роман-газеты» в 1961-м (хотя отрывки из нее печатались в «Работнице» еще в 1959-м). Литературный первоисточник отличается от фильма разительно: если картина – чистой воды романтическая комедия, то повесть – не очень-то и веселая история о разных девушках: с характером и без него. Особенно печальна книжная судьба Анфисы, но, виновата, естественно, она сама. Как говорит в фильме Катя: «Гордость надо иметь, гордость».
Режиссером «Девчат» назначили Юрия Чулюкина, а среди претенденток на роль Тоси была его жена – Наталья Кустинская, считавшаяся в то время одной из главных красавиц советского кино. Красота – красотой, но худсовет решил по-своему: на роль бойкой поварихи утвердили Надежду Румянцеву, за плечами которой была, в частности, очень удачная «производственная» комедия «Неподдающиеся», снятая кстати, Чулюкиным.
Что же касается бригадира лесорубов Ильи, чуть ли не главным претендентом на эту роль был Вячеслав Шалевич, однако худсовет утвердил кандидатуру Николая Рыбникова – одного из самых популярных советских актеров начала 1960-х. Специально для «Девчат» он сбросил 20 килограммов.
Рыбников очень надеялся, что на роль Анфисы возьмут его жену – актрису Аллу Ларионову, но легкомысленной телефонисткой в конечном итоге стала Светлана Дружинина. Роль Нади досталась Инне Макаровой, а ее экранного жениха Ксан Ксаныча – актеру Московского театра сатиры Виктору Байкову.
«Девчата» дались Чулюкину непросто: конфликт с женой из-за роли Тоси – Кустинская даже думала о разводе (пара все же рассталась в 1966-м), натурные съемки на Среднем Урале в 30-градусный мороз (их в конечном итоге перенесли на территорию леспромхоза в Тверской области, а поселок лесорубов был построен на «Мосфильме») и крайне натянутые отношения исполнителей главных ролей. Нет, нельзя сказать, что они вообще не сработались, но некоторые сцены приходилось переснимать – исключительно по просьбе Рыбникова. В одном из интервью Румянцева предположила, что кумир многих советских девушек, уже взявшись за проект, вдруг неожиданно для самого себя решил, что его Илья – в общем-то второстепенный персонаж, а «все строится относительно Тоськи».
«Девчат» ждал оглушительный успех – и не только в Советском Союзе. Лента получила почетный диплом Эдинбургского кинофестиваля, а Румянцева – награду за «Лучшее исполнение женской роли» на кинофестивале в аргентинском городе Мар-дель-Плата.
После окончания ВГИКа Надежда Румянцева вышла замуж за актера Владимира Шурупова, но этот брак был недолгим – пара разошлась, как говорят сегодня, «из-за непреодолимых разногласий»: Шурупов захотел работать в Свердловске, а Румянцева – в Москве. Только в середине 1960-х она встретила мужчину, с которым смогла провести остаток жизни, – сотрудника Министерства внешней торговли Вилли Хштояна. В 1967-м они узаконили свои отношения – этот брак просуществовал в общей сложности более 40 лет, до самой смерти актрисы. Румянцева не только подружилась с дочерью Вилли от первой жены (своих детей у супругов не было), но и на пике славы ушла из кинематографа, чтобы всегда находиться рядом с мужем – сначала в Малайзии, а потом в Египте.
Рыбников же всю жизнь любил Аллу Ларионову, с которой познакомился еще во ВГИКе. В 1957-м пара узаконила свои отношения – этот брак просуществовал 33 года, до самой смерти актера. Ларионова пережила своего мужа ровно на 10 лет.
Тося что-то кашеварит у себя в столовой почти весь фильм, но самая «вкусная» сцена – чаепитие главной героини. Въехав в общежитие, она решает перекусить – на столе оказывается половина всех продовольственных запасов соседок по комнате: консервированные персики, сырокопченая колбаса, сгущенка, сухари, конфеты (вазочка Анфисы!). Ну а главное украшение стола – Тосин фирменный «десерт»: половина батона с толстым слоем варенья.
1. «Хорошие девчата»
Заглавную музыкальную тему к фильму написала Александра Пахмутова, а автором слов «Хороших девчат» стал Михаил Матусовский. Среди исполнителей одного из главных советских кинохитов – московский квартет «Улыбка», таллинский октет «Лайне», Лариса Долина и Ирина Отиева, Марина Девятова.
«Хорошие девчата, заветные подруги, приветливые лица, огоньки веселых глаз! Лишь мы затянем песню, как все скворцы в округе голосами своими поддерживают нас…»
2. «Старый клен»
«Старый клен» – еще одна песня Пахмутовой и Матусовского, ставшая после выхода «Девчат» большим хитом:
«Старый клен, старый клен, старый клен стучит в стекло. Приглашая нас с друзьями на прогулку. Отчего, отчего, отчего мне так светло? Оттого, что ты идешь по переулку…»
В разные годы ее исполняли Людмила Сенчина, Надежда Кадышева, Максим Леонидов, Эдуард Хиль, Александр Рыбак и многие другие артисты. В картине же она звучит в исполнении актеров Люсьены Овчинниковой и Николая Погодина.
3. «Гренадер»
Не успев вселиться в общежитие, Тося обнаруживает в своей новой комнате чей-то проигрыватель и достает из рюкзака гибкую грампластинку с записью известного марша.