30 декабря 2021 года в прокат выходит фильм о том, как комсомолец, спортсмен и красавец Анатолий Карпов в 1978 году разгромил на турнире в далеком Багио эмигранта и «шахматного хулигана» Виктора Корчного. Вдохновенная игра Константина Хабенского делает это зрелище не только патриотическим и духоподъемным, но и местами похожим на комедию с Джимом Кэрри. О фильме рассказывает наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ.
1961 год, город Златоуст. Гроссмейстер Виктор Корчной дает сеанс одновременной игры в местном доме культуры, за одной из досок сидит школьник Толя Карпов. «Гроссмейстер подставил ферзя, что-то задумал!» — шепчутся взрослые, стоящие у Толи за спиной. И уже на этих словах — первых, звучащих в фильме — невозможно не вспомнить «Двенадцать стульев»: «Гроссмейстер жертвовал пешки, тяжелые и легкие фигуры направо и налево. Обхаянному на лекции брюнету он пожертвовал даже ферзя. Брюнет пришел в ужас и хотел было немедленно сдаться, но только страшным усилием воли заставил себя продолжать игру».
Вряд ли обильное цитирование Ильфа и Петрова входило в планы режиссера Алексея Сидорова, но похоже, именно их роман в первую очередь вдохновлял великолепного Константина Хабенского. Его Корчной, сыгранный с необыкновенными легкостью и блеском, наполовину вышел из слов Остапа Бендера: «Вы знаете, Ласкер дошел до пошлых вещей, с ним стало невозможно играть. Он обкуривает своих противников сигарами. И нарочно курит дешевые, чтобы дым противней был. Шахматный мир в беспокойстве».
В следующем эпизоде (1974, Колонный зал Дома Союзов) вредина Корчной проигрывает Карпову матч претендентов на право сразиться с действующим чемпионом мира Бобби Фишером. А потом едет в Югославию и, не в силах скрыть раздражения, сообщает репортеру-сербу, что Карпов победил лишь потому, что так распорядилась советская власть. По возвращении его распекают чиновники: «Как вам не стыдно! Ваши коллеги уже прозвали вас «Злодей»! Ведь вы недавно так запинали гроссмейстера Петросяна ногами под столом, что довели его до больницы!» А в газете появляется статья «Неспортивно, гроссмейстер!», после которой Корчной совсем распаляется и теряет берега: оказавшись в Амстердаме, бежит в местную полицию и требует «политикал асайлем». И продолжает шахматную карьеру в свободном мире. Посреди сражений он достает сэндвич и начинает закусывать — такое поведение фраппирует и деморализует противников, потому-то Виктор Львович и обыгрывает одного западного шахматиста за другим.
«Что тебя заставило забыть мелодию любви?» — как бы спрашивает Корчного за кадром Муслим Магомаев. Не найдя ответа на этот вопрос, советские чиновники объявляют беглеца предателем и «шахматным хулиганом». Но хулиган уже с другой стороны (западной) подобрался к званию претендента на чемпионский титул, и теперь Анатолию Карпову предстоит снова с ним сражаться.
Незадолго до этого Бобби Фишер отказался защищать свой титул, и по правилам ФИДЕ Карпов стал чемпионом мира автоматически, без боя. За глаза его называют «бумажным чемпионом», предполагая, что если бы дело все-таки дошло до матча, «Бобби из Карпова котлету бы сделал». Так что именно матч с Корчным в филиппинском городе Багио, должен стать для него настоящим испытанием. Спортивное руководство задается вопросом: «А по медвежонку ли дерево?» и предлагает отказаться от турнира, официально объявив предателю бойкот. Но в таком случае по тем же правилам ФИДЕ Корчной станет чемпионом, а этого «медвежонок» допустить не может. Игра для Карпова — главное в жизни, и даже жене своей он сообщает: «Я очень тебя люблю, но никогда не смогу любить сильнее, чем игру». Жена пытается с ним объясниться — а он отрезает: «Я гроссмейстер, я чемпион мира, и не могу тратить нервную энергию!».
Нервная энергия на этом турнире ой как пригодится. На первую же игру коварный Корчной притаскивает усатого экстрасенса, который, усевшись в первом ряду и страшно вытаращив глаза, посылает в сторону Карпова волны негатива. Но это совсем слабенькая магия, и, разочаровавшись в ней, Корчной вскоре пригласит более мощных Хоттабычей из индийской секты «Ананда Марга». Из-за их мантр Карпов, защищенный лишь жалкой броней материализма, провалится в красочную галлюцинацию, где Виктор Львович предстанет в зловещем фиолетовом сиянии.
А еще злодей демонстративно приносит на игру счетчик Гейгера, чтобы замерить радиацию (а потом кричит в зал: «Пока все нормально, но Советы способны на все!»). Еще Карпов посреди ночи обнаружит в своем номере змею, а включив свет, увидит, что картина на стене висит вверх ногами. Потом за окнами номера всю ночь кто-то косит траву газонокосилкой. Потом еще в воздух поднимается вертолет — чтобы Карпов не мог выспаться…
К этому моменту фильм ужасно напоминает даже не Ильфа и Петрова, а комедию с Джимом Кэрри в роли злодея, и ты, затаив дыхание, ждешь развития намеченных мотивов. Может, Корчной, переодетый горничной, прокрадется в номер Карпова, чтобы подсыпать ему в борщ одновременно снотворное и слабительное? Может, в пунцовом плаще и маске Ганеши начнет исполнять вокруг шахматной доски плавный индийский танец, не давая Карпову сосредоточиться?
Но увы, все это остается фантазиями. Впрочем, Иван Янковский обмолвился в недавнем интервью, что первая сборка фильма шла около пяти часов, а финальный вариант идет меньше двух с половиной — возможно, среди вырезанных сцен были и такие. Тем более, авторы явно чувствуют себя с Корчным гораздо свободнее, чем с Карповым: реальный Виктор Львович умер в 2016 году, ему уже все равно и он не возразит, в то время как насчет Анатолия Евгеньевича поди-ка пофантазируй.
Жаль, но вообще Константина Хабенского в прокатной версии фильма осталось мало. Его главная сцена — та, в которой Корчной встречается с Карповым в неформальной и максимально экзотической обстановке: на состязаниях двух боевых петухов, черного и белого (народная филиппинская забава). Жадно поглядывая на кровавое зрелище, злодей объясняет молодому сопернику: «Вам сложно даже представить, через что я прошел ради мечты, а вы забрали у меня ее. Звание чемпиона мира — мое по праву. Вы влезли без очереди!» — «Вы не в гастрономе, Виктор Львович!» — перебивает его Карпов. Это, увы, становится и самой яркой фразой Ивана Янковского, которому выиграть соперничество с Хабенским сложнее, чем его герою — матч с Корчным. Проблема тут во многом в сценарии: Хабенскому досталась роль чрезвычайно колоритная, а Янковский вынужден играть очень правильного и слегка деревянного комсомольца (символично, что в свите Карпова имеется Буратино — Дмитрий Иосифов в роли гроссмейстера Михаила Таля).
Из дерева в этом фильме вообще сделано многое — не только шахматные фигурки, не только основная дубовая коллизия «патриот против предателя-эгоиста-шулера-отщепенца-хулигана», но, кажется, и некоторые компьютерные спецэффекты. А их очень много. Алексей Сидоров справедливо подозревает, что шахматы — не особо зрелищный вид спорта, поэтому при малейшей возможности старается оживить картинку: еще на титрах, выполненных наподобие джеймс-бондовских, демонстрирует шахматную доску как настоящее поле битвы с компьютерными конями и слонами, в окружении гор, за которыми виднеются титанические мультяшные фигуры Карпова и Корчного. Кроме того, он всячески старается наполнить фильм саспенсом и экшеном. В фильме про шахматы неожиданно возникают сначала футбольный, а потом баскетбольный матчи — на первом Николай Озеров объявляет ликующему стадиону «Лужники» результаты очередных шахматных матчей в Багио, на втором Карпов приходит в себя после перенесенного стресса.
Накануне решающей партии он (гениальное озарение) вспоминает, что ход, который может принести победу, записан у него в тетрадке, а тетрадка в архиве, а архив в Москве, и надо звонить жене, чтобы она неслась с одной квартиру на другую, искала заветную тетрадь, копалась в ней, а потом звонила обратно на Филиппины (обычное в 1978 году для московской телефонной сети дело) и диктовала наборы букв и цифр, словно секретный код или рецепт спасительного снадобья. А Карпов в своем Багио ждет звонка — и при этом опаздывает на матч. Успеет или не успеет? Какая интрига!
Естественно, отсутствие вырезанной половины фильма очень чувствуется: например, мы так и не узнаем, кто та очаровательная спутница Корчного, которая аплодирует каждой его победе из первых рядов. Зато максимальное внимание уделено отношениям Карпова с отцом, который очень болен, находится практически при смерти, и все-таки из последних сил поддерживает сына звонками и телеграммами. А еще как бы разговаривает с ним из воспоминаний, наталкивая на тот или иной ход.
И сентиментальная магия в итоге задавливает в фильме все. Почему Карпов выиграл у Корчного? Потому что ему помогал папа, потому что жена вовремя добежала до тетрадки, и потому что в целом за ним стояла огромная солнечная держава. В фильме трижды звучит суперхит Софии Ротару «Темп», но еще уместнее смотрелась бы другая ее композиция: «Я, ты, он, она — вместе целая страна». С Карповым в шахматы играют все — и горцы у мангала, и металлурги у доменной печи, и оленеводы в снегах. И их эманации, судя по логике фильма, как бы поднимаются вверх, огибают земной шар и с высоты бьют супостата Корчного прямо по темечку. Ну и что с этим могут поделать его усатый экстрасенс и что-то шепчущие под нос сектанты?
Но главное даже не это. В самый ответственный момент советский министр спорта (Владимир Вдовиченков) достает фотографию Гагарина и, похоже, немножко молится на нее, как на икону. И тут же у Карпова все становится хорошо.
* * *
«Чемпион мира» сделан теми же продюсерами, которые выпустили «Легенду № 17» и «Движение вверх». И, честно говоря, я очень, очень, очень надеюсь, что ассортимент легендарных матчей полувековой давности, которыми мы до сих пор обязаны гордиться, на сражении Карпова и Корчного в Багио наконец исчерпан.
Фильм «Чемпион мира» в прокате с 30 декабря 2021 года.