Фильм «Человек-паук: нет пути домой»: ностальгический капустник, и в этом нет ничего плохого

Фильм «Человек-паук: нет пути домой»: ностальгический капустник, и в этом нет ничего плохого Кадр из фильма «Человек-паук: нет пути домой»

На экраны выходит очередной голливудский блокбастер из числа самых ожидаемых фильмов 2021 года — «Человек-паук: нет пути домой». В нем народный кумир Питер Паркер немного взрослеет и сталкивается с персонажами из параллельных вселенных, где есть свои Человеки-пауки. Нашему кинообозревателю Денису КОРСАКОВУ эта картина показалась едва ли не самой удачной (во всяком случае, самой умилительной) изо всех восьми картин о Спайдермене.

Сюжет

В Сибири прошел буран, а доктор Стрэндж неудачно открыл туда портал — и всю прихожую в его нью-йоркском доме замело снегом. Не успел доктор почувствовать себя Дедом Морозом, как к нему явился мальчик с нижайшей просьбой. Весь мир на днях узнал, что он не просто Питер Паркер, выпускник средней школы из Квинса, а еще и Человек-паук. Причем нехорошие люди обвинили его в том, что он убил одного дядю и перепугал до смерти весь Евросоюз. И теперь над его домом барражируют вертолеты с папарацци. А еще с такой репутацией ни его, ни его друзей не принимают в Массачучетский технологический институт. Так что нельзя ли сделать так, чтобы все забыли о том, что Паркер и Паук — одно лицо, ну дедушка Мороз, ну пожалуйста.

Кадр из фильма «Человек-паук: нет пути домой»

Доктор Стрэндж начал колдовать, а Питер Паркер — некстати говорить ему под руку, и в результате разверзлись натуральные бездны: из параллельных вселенных выскочил сначала доктор Осьминог, потом Зеленый Гоблин, потом Ящер, Электро и Песочный человек. Кто это такие, Питер Паркер не знал. Но ему объяснили, что это — поверженные враги других Питеров Паркеров, проживающих в других Нью-Йорках, и в эту вселенную все они попали за секунду до того, как погибнуть в своей (впрочем, Песочный человек вроде бы в своей не погиб — его  засосало случайно). Самое логичное — отправить их обратно, но тогда они мгновенно умрут, причем не раскаявшись. Доктор Стрэндж, быстро уставший от роли доброго дедушки, именно на этом и настаивает. А Питер Паркер хочет их вылечить, сделать злодеев обратно добрыми, в общем, спасти их души.

Кадр из фильма «Человек-паук: нет пути домой»

Самое лучшее в новом фильме

Это третий сольный «Человек-паук» с Томом Холландом в роли Паркера. А вообще, если считать фильмы с Тоби Магуайером (три) и Эндрю Гарфилдом (два) — это восьмой «ЧП». Киносериалу в следующем году будет двадцать лет, и, не дожидаясь юбилея, Marvel решила его отметить новогодним капустником, в котором все наконец перемешано и закрючковано. Доктор Осьминог (Альфред Молина) цапает своими хищными щупальцами Электро (Джейми Фокс — к счастью, он тут уже не синий, а логичным образом черный), Зеленый Гоблин (Уиллем Дефо) изливает душу паркеровской тетушке (Мариса Томей), а Стрэндж (Бенедикт Камбербэтч) собачится с Ящером (Рис Иванс).

Кадр из фильма «Человек-паук: нет пути домой»

Всех фанатов, конечно, волнует еще один вопрос, на который мы, пожалуй, без проволочек тут и ответим: ДА. Ну, было бы странно, если бы нет. Но анализировать эту коллизию все-таки не стоит, это все-таки спойлер, по-старинному выражаясь, сюрпризъ (пусть даже об этом сюрпризе уже год пишут все специальные американские киноиздания, а через два дня будет обсуждать вся планета). Взаимодействие Питера Паркера с кое-кем еще занимает почти всю вторую половину фильма, и это, конечно, самое трогательное, умилительное и ностальгическое, что в нем есть.

Вряд ли хоть один предыдущий фильм о Человеке-пауке всерьез можно назвать шедевром (хотя свои фанаты есть у вышедшего в 2004 году «ЧП-2», того самого, где появлялся Осьминог). Но здесь количество переходит в качество: когда тебе оптом выдают целую толпу персонажей из всех фильмов, вспоминаешь, что вообще-то под эти фильмы прошло полжизни. Причем сказать такое о себе с равным успехом может и сорокалетний критик, и шестиклассник. И это, конечно, обезоруживает.

Кадр из фильма «Человек-паук: нет пути домой»

Лучший друг Питера Паркера, пухлый филиппинец Нед, все так же невыносим (кажется, со времен Джа-Джа Бинкса в «Звездных войнах» на экране не появлялось более раздражающего персонажа). И герои все так же часто шутят (тетя Мэй, предлагая доктору Осьминогу воду, спрашивает: «Вам просто воду, или с солью? Вы же все-таки осьминог…»). Но сам Питер наконец-то несколько взрослеет, и авторы это подчеркивают: по ходу фильма в определенных ракурсах у Тома Холланда становится другое, более серьезное лицо. Он больше не школьник, не вспоминает по поводу и без фильмы, которые обожает, более-менее научился вести себя со взрослыми. Он даже (это вряд ли ужасный спойлер) в финале снимает себе квартиру, и его впереди ждут другие приключения.

Кадр из фильма «Человек-паук: нет пути домой»

Как возродили франшизу

Какие — пока, наверное, не скажет никто. «Человек-паук: нет пути домой» рождался в страданиях: студия Sony (которой принадлежат права на фильмы о Человек-пауке, его врагах и друзьях из комиксов) и студия Disney (которой принадлежат права на всех остальных героев Marvel, хотя бы на того же доктора Стрэнджа) никак не могли договориться о том, как распилить прибыль, и проект официально сорвался. А через три дня, из-за возмущенного гула фанатов по всему миру и личных мольб Холланда, возродился. При этом за месяц до премьеры Холланд говорил, что это запросто может быть последний фильм про Паука с его участием («мы все рассматривали «Нет пути домой» как последний фильм франшизы»), а продюсеры сейчас заявляют, что очень хотят еще три фильма с его участием. Так что тех, кто за всем этим внимательно следит, ждет еще много волнующих событий.

Расскажите об этом друзьям!