Фильм «Блондинка за углом»: почему картину о любви лузера и продавщицы гастронома не хотели выпускать на экран

Фильм «Блондинка за углом»: почему картину о любви лузера и продавщицы гастронома не хотели выпускать на экран Кадр из фильма «Блондинка за углом»

Летом 1984 года в прокат вышла комедийная лента «Блондинка за углом» с Андреем Мироновым и Татьяной Догилевой – почти фантастическая история отношений физика-лузера и сотрудницы московского гастронома – хозяйки «праздника жизни». КП-Афиша решила создать своеобразный гид по этому фильму: где его снимали, почему не хотели выпускать на экраны и зачем Наде автоматическая стиральная машина. 

Сюжет

Скромный и застенчивый астрофизик Николай Порываев, переживая кризис среднего возраста, уходит из института, в стенах которого он 15 лет «ждал сигнала от братьев по разуму». Совершив отчаянный поступок, главный герой устраивается грузчиком в универсам, а потом признается в любви симпатичной продавщице гастрономического отдела Наде – девушке прагматичной и очень целеустремленной. Противоположности, как известно, притягиваются: Надя отвечает «Николеньке» взаимностью и, более того, соглашается стать его законной женой. Увы, главный герой не учитывает одну деталь: став мужем предприимчивой блондинки, он должен полюбить всех ее «нужных друзей» – товарищей откровенно неприятных… 

Как снимали фильм

Путь «Блондинки за углом» на большой экран оказался непростым. Режиссер Владимир Бортко завершил работу над фильмом еще в 1983-м, однако киночиновники не только не приняли проект, в котором высмеивалось мещанство, но и заставили режиссера его переделать. Из ленты было вырезано сразу несколько важных сцен, а Андрею Миронову – исполнителю роли Николая – пришлось записывать «комментарии» под музыку Исаака Шварца, которых в сценарии не было вообще. Впрочем, без этих лирических отступлений «Блондинку за углом» представить невозможно – особенно без проникновенного финального номера: Миронов призывает зрителей как можно чаще смотреть на звездное небо.  

Только летом 1984-го картина вышла на экраны: на критиков она не произвела особого впечатления, а вот зрителям понравилась – и еще как! «Блондинка за углом» имела оглушительный успех: хотя жанр ленты определяется как трагикомедия, в первой половине 1980-х (в условиях товарного дефицита) для большинства советских граждан эта история была кинофантастикой чистой воды. В одной из сцен главные герои совершенно серьезно планируют свадебное путешествие на теплоходе вокруг Африки, а потом несутся по ночному проспекту Калинина (сегодняшнему Новому Арбату) в зеленом Chrysler New Yorker, в котором есть мини-бар с шерри и солеными орешками!  

Кадр из фильма «Блондинка за углом»

Татьяна Догилева: продавщица по имени Надя 

В начале 1980-х Бортко еще не был известным режиссером, зато на роль Николая утвердили Андрея Миронова – одного из самых популярных актеров Советского Союза. Не знающей проблем блондинкой из гастронома стала брюнетка Татьяна Догилева – актриса «Ленкома» и Нина из молодежной комедии «Безбилетная пассажирка», а ее молчаливым братом Геной – Анатолий Сливников (пират Эндерсон из трехсерийного фильма «Остров сокровищ»). Роли родителей главного героя достались легендам МХАТа – Марку Прудкину и Евгении Ханаевой, а его подруги детства Регины – Елене Соловей. Хоть и маленькую, но очень яркую роль члена-корреспондента Огурцова сыграл Павел Кадочников, кумир нескольких поколений.  

Кадр из фильма «Блондинка за углом»

Минтай, кефир, маргарин: почему остальное было фантастикой

Одна из самых фееричных сцен «Блондинки за углом» – со столом на кухне Порываевых, заваленным деликатесами из сумки Нади. Людям, родившимся после 1990 года, конечно, трудно поверить в то, что почти все содержимое этого продуктового набора найти в свободной продаже не представлялось возможным – даже в универсамах городов «особой категории снабжения», к которой относились Москва и Ленинград. Однако бутерброды с икрой и осетриной (от 50 копеек) можно было купить в театральных буфетах: некоторые граждане шли в учреждение культуры не только ради спектакля, но и для того, чтобы вкусно перекусить во время антракта. 

Ну а вступительные титры фильма переносят зрителя в типичный советский магазин самообслуживания начала 1980-х: консервированный минтай, молочная продукция в стеклянных бутылках и банках, «украшенных» разноцветными крышками из фольги (зеленая – кефир, золотистая – ряженка, сиреневая – сливки), брикеты маргарина, хлебобулочная продукция, винный отдел, фасованный репчатый лук… В общем, о крабах, югославском ягодном сиропе и прочих разносолах из сумки Нади оставалось только мечтать.  

Кадр из фильма «Блондинка за углом»

Как пройти в «Эксельсиор»: где снимали московский свадебный ресторан 

Хотя действие этой ленфильмовской картины разворачивается в Москве, большая часть съемок проходила в Ленинграде. Универсам «Южный», где работают главные герои, расположен в Купчине – на улице Ярослава Гашека (сейчас это ТЦ «Южный»). Сцену же в банкетном зале модного ресторана под вдохновляющим названием «Эксельсиор» («все выше» в переводе с латинского), где Николай и Надя отмечают свадьбу, снимали в гостинице «Прибалтийская» (в которой, кстати, проходили съемки и «Интердевочки» – другого знаменитого фильма 1980-х).   

Наша любимая сцена 

Надя и Гена знакомятся с Татьяной Васильевной, мамой Николая. Она всегда кричит – это ее «профессиональное заболевание»: женщина 40 лет проработала в школе. Татьяна Васильевна буквально ошарашивает всех новостью о том, что Регина уронила мыло в суп и теперь в доме нет еды.  

Кадр из фильма «Блондинка за углом»

И еще пять фактов о фильме

1. Стиральная машинка «Вятка-автомат», которую так хочет Надя, – мечта каждой советской домохозяйки. Стоило это чудо техники, кстати, невероятно дорого – около 500 рублей. 

2. Возле Смольного собора (сцену крестного хода тоже снимали в Ленинграде) Николай читает Наде отрывок из одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Во всем мне хочется дойти…», написанного в 1956 году. 

3. Зеленый Chrysler New Yorker молчаливого Гены – модель 1973 года.  

Кадр из фильма «Блондинка за углом»

4. «Блондинка за углом» – не единственный фильм Владимира Бортко с участием Елены Соловей. Она снималась и в его экранизации романа Гектора Мало «Без семьи» (1984), и в психологической ленте о художниках «Единожды солгав…» (1987). Татьяна Догилева же сыграла одну из главных ролей в военной драме Бортко 1991 года «Афганский излом»

5. Эпизодическую роль сексопатолога исполнил Вячеслав Васильев (Мальтус из «Приключений принца Флоризеля») – врач-уролог, кандидат медицинских наук. 

Расскажите об этом друзьям!