На экраны выходит эффектная мелодрама об апашах — бандитах, когда-то до смерти пугавших жителей французской столицы. Кинообозреватель «КП» Денис КОРСАКОВ нашел ее в меру увлекательной, но не очень сбалансированной.
В оригинале этот фильм называется «Апаши». Легко понять, почему у нас его перекрестили в «Банды Парижа»: слово «апаш» в России, если у кого-то с чем-то ассоциируется, то только с модной в 30-е годы рубашкой, упоминавшейся в старых книжках. А это были лихие люди, соловьи-разбойники, чей омерзительный образ жизни сегодня заворожит многих. На рубеже XIX и XX они наводили ужас на весь Париж, с необыкновенной легкостью грабя и убивая его обитателей. Вино и гашиш, кровь и абсент, отблеск красного фонаря на лезвии, полосатая фуфайка, яркий кушак, небрежно повязанный на шее платок. «Апашами» их прозвали за лютость (будто бы в ней они не уступали апачам, кровожадным, как тогда считалось, американским индейцам). Очень живописные персонажи, хотя, конечно, несколько грязноватые-с.
Это, наверное, одна из главных претензий к «Бандам Парижа» (кстати, банда там всего одна): фильм идет полтора часа, а апаши заслуживали как минимум сериала Netflix. (Между прочим, самый знаменитый фильм про апашей — «Вампиры» Луи Фейяда, вышедший в 1915 году — шел семь часов и состоял из десяти серий). Режиссеру Ромену Киро не хватает времени, чтобы расписать парижскую бандитскую романтику в тех красках, которые она (с безопасного расстояния в 120 лет) заслуживает. У него не находится времени даже для того, чтобы показать знаменитый «револьвер апашей», уникальное приспособление для убийства людей, представляющее собой одновременно огнестрельное оружие, нож и кастет!
Его фильм — в первую очередь кровавая мелодрама, жестокий романс. Жила-была девочка, у которой мать умерла от холеры, отец спился и бросил детей, а старший брат погиб из-за апаша по имени Хесус (тот заставил парнишку сыграть в русскую рулетку, и бедняге не повезло). Девочку же на 15 лет отправили в тюрьму по обвинению в том, что она застрелила братца сама. Выйдя из-за решетки растрепанной и с бешеными глазами, она отправляется на священную месть, но как-то так получается, что сама становится членом банды, а в Хесуса невольно влюбляется. О — сюжет! Тут вопрос не «плюнет-поцелует», а «зарежет-поцелует», и героиня сама не знает, что ей делать с инфернальным объектом своего девичьего интереса.
Режиссер, в свою очередь, никак не может определиться с жанром. Он вроде как снимает легкомысленное кино: начинается оно с эффектного ограбления актрисы Сары Бернар, за кадром звучат песенки Джонни Холлидея и The Stooges, бандиты (с эпилированными, что характерно, подмышками) на пьянках освещаются почти дискотечным светом, да и весь сюжет о мести бедной сиротки весит как перышко. Но вся эта беспечность плохо сочетается с убитыми детьми, перерезанными глотками, сожженными заживо людьми или расстрелом почтенных тетушек просто за то, что они принадлежат к «буржуям» (как выражаются в русском дубляже). То есть наверняка можно было все как-то так смонтировать, чтобы выглядело адекватным кино. Но Ромен Киро такого просто не умеет.