17 октября 2024 года в российский прокат выйдет фильм «Анора». В мае лента получила главную награду 77-го Каннского фестиваля, «Золотую пальмовую ветвь». Шон Бейкер — широко известный в узких кругах американский независимый режиссер, чьи фильмы «Проект «Флорида» и «Красная ракета» очень понравились критикам. В его новой картине «Анора» снялись русские актеры Марк Эйдельштейн, Юра Борисов, Алексей Серебряков и Дарья Екамасова. О ней рассказывает наш корреспондент Николай Герасимов.
Анора (сама она предпочитает, чтобы ее звали Ани) — девушка, работающая стриптизершей в ночном клубе. Она выросла в Нью-Йорке, в районе Брайтон-Бич, где живут в основном иммигранты из СССР и России, и благодаря бабушке, не знавшей по-английски ни слова, научилась чуть-чуть говорить по-русски. Клиенты, для которых она исполняет «приватные танцы» — в основном мужики, годящиеся ей в отцы. Но однажды клиентом оказывается 18-летний Ваня Захаров, сын русского миллиардера. Анора ему очень нравится, и, кажется, это взаимно. Они встречаются, уже в частном порядке, снова и снова… А потом Ваня делает ей предложение: стать его девушкой на неделю за гонорар в 15 000 долларов. Естественно, Ани соглашается. «Бойфренд» везет Ани на частном самолете в Лас-Вегас, они прекрасно проводят время, а потом Ваня, обалдев от нахлынувшей подростковой влюбленности, предлагает красотке стать его женой. Лас-Вегас известен тем, что в нем можно заключить брак почти моментально, безо всяких предшествующих формальностей. И вот Ани — законная жена сына русского олигарха.
Естественно, семья Захаровых приходит в ужас, узнав, что мальчик женился на «проститутке». И подключает все ресурсы, чтобы заставить влюбленных аннулировать брак; особенно активно действует разъяренная Ванина мать. Так и начинаются приключения, в которых не последнюю роль сыграет русский gopnik Игорь, посланный в Америку с целью разъяснить ситуацию.
Игоря играет Юра Борисов, Ваню — Марк Эйдельштейн («Сто лет тому вперед», «Праведник»), его отца и мать — Алексей Серебряков и Дарья Екамасова. А Анору играет Майки Мэдисон, снимавшаяся в маленькой роли у Тарантино в «Однажды в Голливуде», но в первую очередь известная по очень успешному ужастику 2022 года «Крик».
На Каннском кинофестивале «Анора» удостоилась овации, которая длилась семь с половиной минут. Это не рекорд по продолжительности, но результат очень недурственный. И критикам картина понравилась. Все, разумеется, пишут о том, что это своеобразное ироничное переосмысление знаменитой «Красотки» с Джулией Робертс, и все очень хвалят работу Майки Мэдисон.
Variety называет фильм «неограненным бриллиантом», «буйным фильмом о двух культурах (русской и американской), двух языках (русском и английском) и двух валютах (деньгах и сексе)». Критик Питер Дебрюж пишет: «В свою роль Ивана Эйдельштейн привносит свойственную Тимоти Шаламе тщедушность. Его манеры и движения меняются в зависимости от того, как к нему относится Ани: сначала как к прекрасному принцу, но потом, когда в дело вмешиваются его родители — как ко все более жалкому существу». Юра Борисов «выглядит так, словно может кого-то убить (Ани настаивает, что у него «глаза насильника»), но в итоге оказывается единственным, кто искренне заинтересован в преодолении разрыва между двумя мирами».
Vanity Fair пишет: «В ошеломительной, обезоруживающей финальной сцене мы вынуждены переосмыслить все, что только что увидели. Что это было: разухабистый фильм о погоне или тихая трагедия?» Критик также замечает, что Борисов очень здорово сыграл своего героя. The Hollywood Reporter сообщает о герое Эйдельштейна: «В свои 23 года Иван — незрелый, смешливый обдолбыш, который любит играть в видеоигры и занимается сексом, как кролик из рекламы Duracell. Но Ани, кажется, привлекает его нелепое обаяние… Борисов, который был столь великолепен в роли душевного русского шахтера в фильме финского режиссера Юхо Куосманена «Купе № 6», здесь изображает чувства своего персонажа на тонком, почти невидимом уровне, вплоть до финальной сцены, намеренно неуклюжей, но по-настоящему трогательной».
Что самое интересное, согласно рейтингу критиков, ежегодно составляемому Screen Daily, «Анора» — пока что лучший из показанных на фестивале фильмов. Его оценка — 3,3 балла из четырех возможных. Очень многие рецензенты проставили картине высшую оценку в четыре балла (то есть «шедевр»). Для сравнения, в том же рейтинге оценка нового фильма Паоло Соррентино «Партенопа» — 1,6 балла, фильма Дэвида Кроненберга «Саван» — 2,2 балла, а фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Мегалополис» — 2,1 балла.