Страшная смерть актисы Елены Майоровой почти 25 лет остается загадкой не только для ее поклонников. Коллеги погибшей звезды по сей день гадают, что это на самом деле было. Кто-то винит в трагедии алкоголь — мол, в последние годы жизни она много пила, страдала от отсутствия детей, ее тяготил бурный роман с молодым красавцем Олегом Васильковым, с которым она изменяла своему мужу художнику Сергею Шерстюку. Да и мистические совпадения сопровождали актрису почти всю жизнь.
Елена по-гречески «факел». Актриса горела на работе, проживая каждую свою роль, горела в любви, отдавая всю себя без остатка. Никогда себя не жалела. И по злой иронии сгорела заживо.
Елена Майорова родилась 30 мая 1958 года в Южно-Сахалинске в рабочей семье. Отец работал на автобазе, а мать — на мясокомбинате. В школе Елена с третьего класса занималась в театральной студии при Дворце пионеров. В 17 лет будущая звезда экрана приехала в Москву поступать в театральные вузы. Но ни в один из них не прошла. Чтобы получить прописку в Москве, поступила в строительное ПТУ, которое закончила с красным дипломом по специальности «изолировщица труб». В 1976 году поступила в ГИТИС.
Сначала играла на сцене «Современника». С 1983 года служила во МХАТе СССР им. Горького, а после его разделения в 1987 году — во МХАТе им. Чехова. В театре она играла центральные роли, практически сразу став примой.
Елена Майорова дебютировала в кино в 1981 году, снявшись в культовом фильме Ильи Фрэза «Вам и не снилось…». Хрупкая красавица с синими глазами полюбилась телезрителям по фильмам «Одиноким предоставляется общежитие», «Забытая мелодия для флейты», «Затерянный в Сибири», «На ножах» и многим другим. Последней работой актрисы стали съемки в фильме «Послушай, не идет ли дождь…». Она сыграла Смерть. Картина увидела свет спустя два года после гибели звезды.
Первый муж Елены Майоровой — сокурсник по ГИТИСу Владимир Чаплыгин. О причинах развода есть разные мнения. По одной версии, брак был неудачным —из-за того, что кроткая Елена Владимировна не сошлась характером со свекровью. Они с мужем жили во МХАТовском общежитии. В итоге заласканный мамой супруг не выдержал кочевой жизни и бросил любимую женщину. По другой версии, брак изначально был фиктивный. Несмотря на чувства мужа, актриса вышла замуж только для того, чтобы избежать после окончания вуза распределения на Сахалин. Через три месяца после свадьбы Майорова съехала из московской квартиры мужа в общежитие.
Второй муж актрисы — сын генерала, художник-гиперреалист Сергей Шерстюк. Вообще в судьбе Майоровой было много мистического. Однажды в гостях у своей подруги в общежитии она изливала ей душу. В какой-то момент Елена внезапно сказала: «Вот сейчас дверь распахнется, и он войдет…» В ту же секунду постучали, и в комнату вошел Сергей. Это была любовь с первого взгляда.
В 90-е она будет работать за двоих — содержала не только себя, но и Шерстюка. После 1991 года он перестал быть востребованным. Шерстюк переживет жену ровно на девять месяцев. После похорон актрисы он узнал, что у него рак желудка. Вдовец отказался проходить лечение. Художник скончался 23 мая 1998 года. Даже даты смерти супругов совпали. 46-летнего мужчину похоронили в одной могиле с актрисой.
Детей у Майоровой не было. Ей поставили диагноз «бесплодие» после перенеcенного в детстве туберкулеза.
Ходили слухи, что Майорова была последней любовью Олега Ефремова. Стареющий и уже очень больной мэтр поставил «Трех сестер». Елена Владимировна в роли Маши потрясла всю театральную Москву. Эта роль далась ей кровью и потом. За день до премьеры злопыхатель позвонил ей и сказал, что она снята с роли. Артистка поверила и запила. Но премьера прошла с триумфом. Растроганный Ефремов сделал Елене предложение руки и сердца, а она его отвергла: «Я мужа люблю!».
23 августа 1997 года у главного входа в театр Моссовета на Большой Садовой нашли обгоревшую Елену Майорову. Она была едва жива. Приму МХАТа и одну из главных звезд российского кино привезли на скорой помощи в Институт Склифософского с 85% ожогов тела. Спустя несколько часов актриса скончалась в реанимации. Все это время Майорова была в сознании. Ей было 39 лет…
В последние годы жизни актриса находилась в депрессии. Она переживала глубокий кризис. Много пила. Близкая подруга актрисы Татьяна Догилева рассказывала, что в тот день Елена не утерпела и выпила-таки рюмку водки. Это усугубило и без того упадническое состояние.
— Ей хватало буквально рюмки водки… От минимальной дозы алкоголя она впадала в очень тяжелое депрессивное состояние. Меня это сильно беспокоило, и я в течение нескольких месяцев порывалась ее отвезти к наркологу, который лечил меня от алкоголизма. Но и она, и Сережа были против. Сейчас я чувствую себя виноватой, что все-таки не отвезла ее к врачу. Тогда, возможно, все сложилось бы совсем иначе, — делилась Догилева.
Кроме того, душевный надрыв Майоровой связывали с ее ролями. У актеров есть суеверие, что если играть «черную» роль, персонажа, обладающего мощной отрицательной энергетикой, это может отразиться и на душе самого актера. Незадолго до смерти артистка играла Глафиру в сериале по роману Николая Лескова «На ножах». Героиня была убийцей. Каждый день, идя на эти съемки, Майорова заходила в храм и молилась, боясь накликать беду.
Другая роковая роль — еврейская девушка Тойбеле в спектакле «Тойбеле и ее демон». По сюжету, неискушенную Тойбеле совращает демон страсти Алханон. В театре до сих пор рассказывают, что это был поистине роковой спектакль. Вячеслав Невинный, который играл ребе, на прогоне свалился в люк и сломал себе ребра. Исполнитель роли демона Сергей Шкаликов ушел из жизни от сердечного приступа. Майорова в одном из интервью как-то говорила, что не умеет совершенно освобождаться от своих ролей, что они продолжают жить в ней и вне съемочной площадки или сцены.
Наконец, у актрисы был роман на стороне с партнером по фильму «Странное время» Олегом Васильковым. Он был моложе актрисы на 10 лет. Елена разрывалась между мужем и любовником, ситуация очень тяготила ее. Именно Василькову в день гибели Майорова послала несколько отчаянных сообщений на пейджер, которые он не смог прочесть, поскольку был далеко от Москвы.
Официальной версией стал несчастный случай. Майорова вышла на лестницу, чтобы покурить, в то время как на ее одежде были пятна от керосина, который она незадолго до этого случайно пролила на себя. Из туристической поездки в Грецию Майорова привезла антикварную керосиновую лампу. В день, когда произошла трагедия, у актрисы болело горло. Она лечила ангину дедовским способом — полоскала горло керосином. Затем пыталась заправить лампу и облилась. После этого вышла на лестничную клетку покурить. Зажгла спичку и шифоновое платье вспыхнуло на ней, как факел.
Будучи целиком обгоревшей, Майорова каким-то чудом выбежала на улицу и, добежав до служебного входа театра имени Моссовета, который находился во дворе ее дома, упала без чувств прямо на пороге культурного учреждения.
Врачи пытались ее спасти. Но ситуацию осложняло то, что длинные волосы и сгоревшее платье образовали плотную коричневую корку и словно пленкой обтянули тело актрисы. Умерла Майорова в реанимации Института Склифосовского в тот же день. Похоронена на Троекуровском кладбище. На прощании гроб с телом актрисы был открыт, но само тело было прикрыто. В том числе и лицо.
На могиле актрисы и ее мужа, с которым она прожила 12 лет, стоит простой деревянный крест. На нем висят две фотографии: сверху — Елены, ниже ее совместное с мужем. Рядом с крестом, прислонившись друг к другу, лежат валуны. На каждом из них выбиты имя и годы жизни усопших. Вдоль камней с одной стороны высажен небольшой цветник с незабудками. С другой — участок засыпан гравием. Возле бетонного бордюра установлена простая скамейка.