1 марта 2022 стало известно, что компания Walt Disney Pictures приостанавливает выпуск своих фильмов на территории РФ. Вскоре к ней присоединились другие крупнейшие голливудские студии: Warner Bros., например, отменила выход нового «Бэтмена», назначенный на 3 марта. О том, как это повлияет на прокат, нашему обозревателю Денису КОРСАКОВУ рассказал главный редактор журнала «Бюллетень кинопрокатчика» Александр Нечаев.
– Неправильно говорить, что голливудские студии ввели санкции против России, – рассказывает он. – Санкции вводят государства, а это – частные компании, которые считают неуместным в данный момент показывать в России свои фильмы. Они несут финансовые потери: наша страна – все-таки довольно большой для американского кино рынок. И все же он в среднем приносит голливудским студиям лишь 2% от сборов того или иного блокбастера. Потеря для голливудских колоссов будут неприятна, но, скажем прямо, не смертельна. Насколько быстро они поменяют решение и допустят свои фильмы в наш прокат, зависит исключительно от того, как будет развиваться ситуация.
По словам Александра Нечаева, у Walt Disney, Sony, Universal, Warner Bros. и Paramount – есть свои представительства в России, и их сотрудники сейчас в некоторой растерянности. Дело еще и в том, что в России эти подразделения прокатывают не только голливудское кино: у них в графике есть и отечественные картины. Например, у Walt Disney – «Сердце Пармы», многомиллионный исторический фильм Антона Мегердичева («Движение вверх») по бестселлеру Алексея Иванова. Прокат его был намечен сначала на весну, потом на осень, а что с ним будет сейчас – неведомо. Пока он стоит на прежней дате – 6 октября 2022.
– Но вообще весь наш прокат был заточен на прокат голливудских блокбастеров. В основном наша киноходящая аудитория – люди, которые смотрят именно их. Доля сборов голливудского кино в российском прокате составляла около 70%. Что будет с рынком, который лишается 70% выручки, представить легко. Если в мае, когда начинается сезон блокбастеров, ситуация не изменится, кинотеатры начнут консервироваться до лучших времен, – продолжает специалист. – Мы в редакции на связи с представителями российских кинотеатров, в том числе крупных региональных. Один из них сказал: «У нас восемь залов, пять из них очень скоро придется законсервировать».
– В этой ситуации, скорее всего, расцветет пиратство?
– Да, люди, которые давно не пользовались такими сайтами, начнут вспоминать подзабытые навыки. Может быть, кто-то сейчас открывает шампанское: «Ура, наконец-то весь этот голливудский шлак исчезнет с экранов»!». Разочарую: те, кто раньше смотрел американские блокбастеры, продолжат это делать. Просто дома, на больших телевизорах, которые за последние десять лет появились во множестве семей.
– А что с большими российскими фильмами? У них нет причин исчезать из кинотеатров.
– Понятно, что многие отечественные фильмы с серьезным коммерческим потенциалом, премьера которых была назначена на лето или осень, сейчас начнут срочно переезжать на весну. Во-первых, освободятся даты, на которые были назначены премьеры голливудских хитов. Во вторых, если осенью кинотеатров станет меньше, то и сборы также сократятся. То есть спрос на отечественную продукцию у кинопоказчиков сейчас будет высоким. Пока эта продукция есть, или вот-вот появится: те отечественные фильмы, которые уже запущены в производство или сняты, – то есть все, на что выделили деньги в прошлом году и ранее, – будет доделано и выйдет. Что будет потом – опять же, зависит не от кинопроизводителей, а от экономической ситуации в стране. Если все будет сложно, государство начнет поддерживать в первую очередь иные отрасли, хотя совсем без внимания кино, конечно, не оставит.
– У нас выходило множество европейских фильмов, хотя и скромных, если сравнивать их с голливудской продукцией…
– Независимые прокатчики приобретают их на кинорынках, и, как правило, выкупают права целиком. То есть производитель не может запретить показывать этот фильм. Или может – если это заранее прописано в контракте. Пока, как мы видим, такого почти не происходит. Во всяком случае, у нас 3 марта вышла венгерско-французская «История моей жены», премьера которой состоялась в прошлом году в Каннах, или франко-бельгийская «Эта безумная любовь», начался повторный прокат классической трилогии Кшиштофа Кесьлевского «Три цвета». Другое дело, что такие фильмы собирают совсем скромные деньги по сравнению с «Человеком-пауком». И ждать, что вся аудитория «Бэтмена» сейчас рванет на архивного Кесьлевского или на артхаусную драму венгерского режиссера Ильдико Эньеди, мягко говоря, не приходится. Целиком иностранных фильмов мы не лишимся, но это будут картины со скромным кассовым потенциалом.
— Ситуация отчасти напоминает август 2020 года, когда только-только сняли самые суровые пандемийные ограничения и кинотеатры начали потихоньку открываться. Голливудских блокбастеров не было и тогда. Но в тот период у кинотеатров была уверенность, что скоро все выправится, — продолжает Александр Нечаев. — Сейчас есть только слабая надежда: наш источник в российском офисе одной из голливудских компаний считает, что в лучшем случае голливудские фильмы начнут выходить в России в мае, а в худшем – через полгода. У голливудских студий нет желания терять российский рынок полностью. Все зависит от текущей ситуации в мире.