В российский прокат без ведома правообладателей вышел фильм «Человек-муравей и Оса: Квантомания». Это очередной, уже третий хит о похождениях «мстителя» Скотта Лэнга и его родных и близких. Наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ в целом порадовался жизнеспособности скромного, но бойкого персонажа, но невольно задался вопросом: когда же все это наконец кончится?
В американском прокате третий «Человек-муравей» собрал больше всего денег на старте ($105 млн за три дня — в то время как у первого фильма было $57 млн, а у второго $76 млн). Но при этом у него самые низкие зрительские оценки. И с каждым днем аудитория убывает — падение сборов рекордное. Причем новый фильм на самом деле не хуже и не лучше первых двух. Западные аналитики говорят об элементарной «усталости зрителей от Marvel». А некоторые судачат о том, что скоро торжество этой студии вообще закончится: самая успешная франшиза в истории кино уже начинает надоедать.
Лучшим фильмом из всей «вселенной» были «Мстители. Финал», и не случайно он в свое время стал самым кассовым проектом в истории кино, обогнав «Аватар». Персонажи, ставшие для зрителей родными, встречались в полном составе в последний раз, по-настоящему спасали мир, возвращали из царства мертвых миллиарды живых существ — и некоторые при этом жертвовали своей жизнью. Вот только на сюжетном и эмоциональном уровне это действительно был финал. Рискованная затея — продолжать сериал, убив главных героев (Железного человека, Капитана Америку и Черную вдову) и в новых сезонах (которые тут для понта называются «фазами») вытаскивать на первый план второстепенных. При всем уважении, Сокол, Зимний солдат, капитан Марвел, герои Ваканды и прочая шушера сами по себе тянуть это дальше не могут. А новые персонажи, вроде убогих «вечных» или маловразумительного Шан-Чи, не в состоянии и близко конкурировать со старыми. Продюсер Кевин Файги и компания остались почти без козырей.
Но «Человек-муравей» — это все-таки козырь. Он не был самым ярким из Мстителей, но он все-таки настоящий Мститель, из золотого состава, достойный отдельных фильмов, ради которых стоит идти в кино, а не унылых мини-сериалов. Не сбоку припека. На самом деле его зовут Скотт Лэнг, и его играет обаятельный Пол Радд; его подругу Хоуп ван Дайн, больше известную как Оса — симпатичная Эванджелин Лилли; а его тестя Хэнка Пима и тещу Дженет ван Дайн — вообще Майкл Дуглас и Мишель Пфайффер (у последней, кстати, в новом фильме очень большая, центральная роль).
Героиня Пфайффер, как мы знаем из предыдущих фильмов, тридцать лет была заперта внутри квантового мира. Что это такое? О, все так просто: «субатомные уровни, миры внутри других миров, вне пространства и времени, тайная цивилизация, скрытая внутри нашей». Чем-то Дженет ван Дайн там эти 30 лет занималась, но чем — умалчивала. Теперь придется расколоться.
В самом начале «Человека-муравья» в квантовый мир засасывает всю веселую семейку (в том числе подросшую дочку Муравья от первого брака, Кэсси), и они там любуются существами, похожими на вешенки, на брокколи, на какие-то жемчужные тиары, на гигантских сороконожек, на скатов (только летающих)… А также Биллом Мюрреем, с которым Мишель Пфайффер не раз успела изменить Майклу Дугласу, покуда куковала в субатомной вселенной. И это не главный ее секрет. Главное, что она подружилась там с Кангом (Джонатан Мейджорс), не подозревая, что он — один из величайших злодеев на свете, «готовый выжигать вселенные, не считаясь с триллионами жизней», и отправлен в квантовую пустыню в ссылку. Она сама помогла ему починить корабль, чтобы он мог выбраться на свободу, но в последнюю секунду осознала ошибку и все поломала. Теперь она вернулась с семьей, и Канг хочет, чтобы эта семья обеспечила ему давно замысленный побег. Способность Человека-муравья, его подруги и его дочки с помощью специальных костюмов то невероятно уменьшаться, то дико увеличиваться в размерах тут очень пригодится.
Канга во «вселенной Marvel» собираются сделать новым мега-злодеем, наподобие Таноса. У него есть то преимущество, что он не фиолетовый и не нарисованный, и тот недостаток, что он скучноватый: ему пока что недостает эпичности. Мейджорс хороший актер, и Канг неплохой злодей, но таких в марвеловском мире было много. Словно осознавая это, словно в качестве компенсации, режиссер Пейтон Рид заполняет кадр феноменальным количеством крокозябликов, тяни-толкаев, хливких шорьков и прочих фантастических тварей. Их обилием «Квантомания» напоминает даже не «Звездные войны», а скорее «Валериана и город тысячи планет». Кульминацией становится появление орд муравьев, которые в квантовом мире эволюционировали в сторону разумности и создали замечательную коммуну («нынче слово «социализм» имеет негативную окраску, — комментирует Хэнк Пим, — но у них есть чему поучиться!»).
Это невероятная катавасия, способная скрасить школьникам вечер в кино. А что касается жизнеспособности вселенной Marvel… Канг в какой-то момент бросает героине Пфайффер фразу: «Ты так и не поняла: это никогда не кончится». Не кончится как минимум несколько лет, а там — посмотрим: велики шансы, что школьники повзрослеют, а новым поколениям свистопляски с супергероями и альтернативными вселенными все-таки надоедят.