В Лос-Анжелесе завершилась 95-я церемония вручения премии «Оскар». Одним из ее главных триумфаторов стал 54-летний актер Брендан Фрейзер — победитель в категории «Лучший актер» за роль в драме Даррена Аронофски «Кит». Получая заветную статуэтку из рук Джессики Честейн и Холли Берри, актер еле сдерживал слезы.
А все потому, что путь к ней оказался для Брендана слишком тернист. Еще совсем недавно он за короткий срок из главного секс-символа Голливуда превратился в ничем не примечательного мужчину, который находился на грани банкротства и боролся с лишним весом и депрессией. Работать с ним отказались почти все режиссеры. Но не Даррен Аронофски. Он предложил ему роль страдающего ожирением преподавателя литературы в драме «Кит». И не прогадал!
Наш корреспондент Николай ГЕРАСИМОВ выяснил подробности жизни актера, совершившего один из лучших камбэков за всю историю Голливуда.
В 90-е и начале 2000-х Брендана Фрейзера знала вся планета. Достаточно вспомнить «Мумию» – один из самых лихих, смешных и обаятельных голливудских блокбастеров, где он сражался с вернувшимся из мертвых египетским жрецом Имхотепом. А еще было два продолжения «Мумии» (в одном из них Фрейзер бился с ожившей китайской терракотовой армией).
Вообще-то хиты с ним выходили каждый год: то «Джордж из джунглей», где Фрейзер играл комическую версию Тарзана, то «Взрыв из прошлого», где он изображал человека, выросшего в подземном бункере (его родители переселились туда во время Карибского кризиса в полной уверенности, что мир вот-вот погибнет), то «Ослепленный желаниями», где его герой неосмотрительно связался с дьяволом, сыгранным красавицей Элизабет Херли. Он снимался и в фантастических фильмах («Путешествие к центру Земли»), и в фэнтези («Чернильное сердце»), и в серьезных драмах («Столкновение», получившее «Оскара» как лучший фильм 2005 года…)
А потом он просто куда-то исчез. И сначала этого даже никто особо не заметил. Только в середине 2010-х спохватились: а где, собственно, Брендан Фрейзер? Оказалось, что у него вышло несколько неудачных фильмов, потом он перекочевал на телевидение… И вообще он в одиночестве и затяжной депрессии. Брендан сначала стал объектом насмешек в интернете, но почти сразу у него появились заступники, в каком-то смысле спасшие его карьеру.
В 2015 году в интернете появился мем: фотография плачущего Брендана Фрейзера. К лицу актера с помощью фотошопа прилепили другую прическу «Мумию» совершенно ужасную – и подпись Just Fuck My Shit Up (труднопереводимая игра слов, что-то вроде «Эк меня раскорежило»). Вроде бы выглядело забавно – но некоторые всерьез обеспокоились.
А в следующем году Фрейзер дал первое интервью за несколько лет. (Собственно, эти несколько лет его об интервью никто и не просил). Было видно, что он постарел, располнел, и уже мало напоминает мускулистого героя «Джорджа из Джунглей». Он выглядел сильно подавленным, а говорил почти шепотом. Интервью было посвящено сериалу «Любовники», в котором у Фрейзера была совсем маленькая роль, и казалось, он не очень понимает, о чем разговаривать с журналистом. Вскоре появились короткие ролики – нарезки фрагментов из интервью с комментариями: пользователи уже всерьез беспокоились за душевное состояние Фрейзера, гадали, что довело актера до такого состояния. А еще через несколько дней в сети появилась петиция с призывом «Вернуть Брендана Фрейзера в кино и на телевидение». За двое суток ее подписало более 11 тысяч человек, а потом все это превратилось в массированную кампанию с призывами по всему интернету.
Во всяком случае, и сериал «Любовники», и этот шум не прошли незамеченными. Режиссер Дэнни Бойл (автор «На игле» и «Миллионера из трущоб») вспомнил о Фрейзере и пригласил его на важную роль в сериал «Траст». Прошло еще два года – и актер дал большое и очень откровенное интервью журналу GQ. Оказалось, что то самое интервью на камеру по поводу «Любовников» он давал через несколько дней после похорон матери, скончавшейся от рака, и не пришел в себя от горя. В целом, у него в жизни уже довольно давно шла черная полоса, просто он старался не делиться ни с кем своими переживаниями.
Во-первых, давно уже мучили проблемы со здоровьем. Фрейзер выполнял на съемках фильмов множество трюков, и к 2008 году, когда он снимался в Китае в «Мумии: гробнице императора-дракона», его тело уже буквально «начало разваливаться». «Оно держалось благодаря клейкой ленте и пакетам со льдом [лед делал боль от травм терпимой], – мрачно шутил Фрейзер. – Я чувствовал себя как конь из «Скотного двора» Оруэлла, который бесконечно работал, работал и работал. Оруэлл придумал персонажа, который, наверное, воплощал пролетариат. Тот трудился ради общего блага, не задавал вопросов, не создавал никому проблем, пока все это его не убило…» И вот так же Фрейзер работал буквально на разрыв, чтобы всем на съемочной площадке было хорошо, не заботясь о себе. В результате он потом семь лет кочевал по больницам. Ему удалили часть позвонка, потом потребовалась еще одна операция на позвоночнике, потом еще одна… Еще актеру частично заменили коленный сустав, сделали операцию на голосовых связках. Понятно, что при этом трудно было поддерживать себя в форме.
На фоне всего этого еще и возникли проблемы с деньгами. В конце 2007 года Фрейзер и его жена, актриса Эфтон Смит, решили развестись. У них было трое сыновей, причем старший родился с расстройством аутического спектра. Фрейзер обязался выплачивать Смит по 900 тысяч долларов алиментов каждый год, но вскоре деньги у него начали заканчиваться. Он был вынужден обратиться в суд с просьбой уменьшить сумму выплат, что привело к скандалу с Эфтон – та объявила, что деньги у Брендана есть, просто он их где-то прячет.
Ну и, наконец, в ходе интервью журналу «Фрейзер» совершенно неожиданно влился в движение MeToo: рассказал, что стал жертвой сексуальных домогательств. Правда, было это в 2003 году, когда он еще находился на пике карьеры. Актер пришел на ланч, устроенный HFPA (Ассоциация иностранных журналистов, работающих в Голливуде – именно она вручает «Золотой глобус», который в то время был одной из самых престижных кинопремий мира). И президент HFPA Филип Берк в буквальном смысле схватил его за задницу. Ну, как бы в шутку. Но Фрейзер утверждает, что ему было не до смеха: Берк, пользуясь столпотворением, попытался залезть рукой ему в промежность. Актер был настолько ошеломлен, что не смог никак отреагировать – только оттолкнул наглеца. «Меня захлестнули паника и страх, мне было плохо, я себя чувствовал как маленький ребенок, у меня ком стоял в горле, я думал, что сейчас расплачусь…»
С одной стороны – наверное, не та реакция, которую ожидаешь от 35-летнего мужика. С другой – любой, кто часто видел Фрейзера на экране, подтвердит, что в нем есть что-то от большого ребенка. В целом, душевное устройство героя «Мумии» оказалось необыкновенно нежным и уязвимым: Фрейзер относится к людям, которых может выбить из колеи любая неудача, любой неприятный инцидент. Например, в том же 2003-м он был одним из претендентов на роль Супермена, и его не утвердили. Казалось бы, рабочий момент – мало ли кого тогда не утвердили (да и весь проект рассыпался: фильм в итоге снял другой режиссер и только через несколько лет). Но это произвело на Фрейзера мощный эффект: ему показалось, что он плохой актер, который не достоин роли национального героя Америки. Он начал грызть себя и догрызся до полного отчаяния. Сейчас он и сам говорит, что для работы в Голливуде и в актерской профессии нужна куда более толстая кожа.
Ну, а Филип Берк в 2003 году был очень влиятельным человеком в Голливуде, и мог подпортить карьеру кому угодно. Может, и подпортил? Во всяком случае, на роли в блокбастерах (и на церемонии вручения «Золотого глобуса») Фрейзера стали приглашать все реже. И у актера началась депрессия – он опять-таки начал винить самого себя (!) в этом инциденте, все сильнее замыкался в себе, перестал думать о карьере. Кстати, Берк яростно отрицает, что всерьез приставал к актеру – настаивает, что просто по-дружески хлопнул его пониже спины. Но после этого интервью на Брендана обрушился настоящий шквал народной любви. В ТикТоке начали появляться десятки роликов, в которых пользователи выражали поддержку актеру и призывали голливудских кинематографистов давать ему большие роли. Это назвали «бренессансом».
Что с Бренданом сейчас? Актер живет на ферме в часе езды от Нью-Йорка. Заботится о трех своих сыновьях, особенно любит старшего – того, у которого расстройство аутистического спектра. Сыновья живут с матерью, но очень много времени проводят с отцом. Кстати, алименты он с конца января 2019 года уже не выплачивает, что стало поводом для нового бума картинок в интернете (слева – рыдающий Фрейзер, которому еще надо расставаться с 900 тысяч долларов в год, справа – счастливый, под датой 31.01.2019).
А что касается карьеры – в Голливуде призыв тик-токеров услышали. Фрейзер снялся в двух весьма заметных кинопроектах. Первый – «Убийцы Цветочной Луны» Мартина Скорсезе, драма с бюджетом 200 миллионов долларов, где его партнерами стали Леонардо Ди Каприо и Роберт Де Ниро.
Второй – «Кит» Даррена Аронофски (автора «Реквиема по мечте», «Черного лебедя», «Рестлера» и «Ноя»): Фрейзер играет там человека весом в 270 килограммов, погруженного в депрессию и пытающегося восстановить отношения с 17-летней дочерью после того, как бросил семью. (На всякий случай, не беспокойтесь – актеру не пришлось набирать для съемок дополнительный вес: его просто загримировали и надели на него специальный костюм с «утолщающими» вкладками).
Премьера «Кита» состоялась в сентябре 2022-го на 79-м Венецианском кинофестивале. Публика осталась в восторге от картины и осыпала Фрейзера бурными шестиминутными овациями. В широкий прокат лента вышла в декабре 2022 года, собрав кассу в $35 млн при бюджете всего в $3 млн.
В январе 2023-го на церемонии премии Critics Choice Awards ему вручили награду в номинации «Лучший актер», в феврале он получил премию Гильдии актеров США за лучшую мужскую роль, и вот теперь – «Оскар». Брендан Фрейзер стал лучшим актером 2022 года, обойдя Остина Батлера («Элвис»), Колина Фаррелла («Банши Инишерина»), Пола Мескала («Солнце мое») и Билла Найи («Жить»).
А еще он исполнил роль злодея в кинокомиксе «Бэтгерл» о юной последовательнице Бэтмена. Может быть, действительно речь идет о «бренессансе», и через пару лет Брендан вновь станет таким же знаменитым, как на рубеже веков, когда вышли «Джордж из джунглей», «Мумия» и «Взрыв из прошлого»?