Имя Руфины Нифонтовой хорошо известно любителям кино и театралам старшего поколения. Народная артистка СССР, на счету которой 30 киноролей, 45 лет игравшая на сцене Малого театра, познавшая и радость успеха, и горечь утрат, тем не менее, так и осталась до конца не раскрытой, не реализованной в творчестве при всем своем ярком и глубоком даровании. Итак, полная биография Руфины Нифонтовой, визитной карточкой которой является роль Кати в трилогии «Хождение по мукам» 1957 года.
Девочка с редким именем Руфина родилась 15 сентября 1931 года. Ее отцом был железнодорожник Дмитрий Питаде, работавший на станции «Москва-Товарная», грек по происхождению. Мать – Дарья Питаде, была портнихой и работала на ткацкой фабрике. Семья жила в одном из бараков, построенных для железнодорожников на Соколиной Горе в Москве, с деревенским крыльцом и туалетом во дворе. У Руфины было два старших брата, Александр и Борис, и брат-близнец Слава, с которым она всегда чувствовала особую связь. Стараниями Дарьи Семеновны их небольшая комната была украшена многочисленными комнатными цветами, а также вышивками и покрывалами, которые она делала сама. Все семейство Питаде участвовало в самодеятельности местного клуба железнодорожников. Дмитрий Иванович и Дарья Семеновна пели в хоре, Александр и Борис играли в духовом оркестре, а подросшие Руфина и Вячеслав занимались в драмкружке.
Начавшаяся Великая Отечественная война принесла в семью много горя. В первые дни войны погиб Александр, проходивший службу в армии недалеко от границы. В начале 1942 года умер в госпитале от тяжелого ранения ушедший добровольцем на фронт Борис. А еще через год в результате несчастного случая погиб глава семейства: его придавило вагонеткой. Руфина и Слава стали единственной надеждой и опорой для матери.
Свой твердый характер будущая актриса унаследовала от Дарьи Семеновны. Руфина хорошо училась в школе, но за плохое поведение и конфликты с одноклассниками ее даже исключали из школы. Возвращаться за парту девочке помогали обаяние и природный артистизм, которые пригождались в школьных спектаклях. В постановке пьесы «Ромео и Джульетта» ей доверили сыграть Ромео, и Руфа, как ее звали близкие, так вошла в образ, что чуть не задушила на сцене девочку, игравшую Джульетту.
Окончив школу, Руфина собиралась поступать в консерваторию: у нее был красивый низкий голос, но педагоги посоветовали ей попробовать поступить в театральный институт. В двух ВУЗах она не прошла отборочные туры и тогда решила узнать условия поступления во ВГИК. Конкурс был очень большим, взволнованную и рыдавшую в фойе девочку приметил профессор Борис Бибиков, которому показалось, что она похожа на Любовь Орлову, потому он и взял ее на свой курс. Вместе с Руфиной Питаде студентами его мастерской стали Надежда Румянцева, Изольда Извицкая, Майя Булгакова, Татьяна Конюхова. Впоследствии однокурсники ежегодно собирались и вспоминали веселое студенческое время.
Уже на первом курсе Руфина познакомилась со своим будущим мужем, фронтовиком и студентом 3 курса режиссерского факультета Глебом Нифонтовым. Он долго ухаживал за девушкой, а когда впервые признался ей в любви, то она лишь рассмеялась, сказав, что не любит его. Глеб был старше Руфы на 9 лет и был полной ее противоположностью по характеру. Она была неуемной, энергичной и прямолинейной, а он был очень спокойным и нелюдимым. Их союз называли «лед и пламень», но, несмотря на это, через год пара оформила отношения, а Руфа взяла фамилию Нифонтова.
В институте Руфина узнала, что ее имя в переводе с латыни означает «золотая, рыжая». И она действительно была рыжая, в конопушках с ярко-голубыми глазами. При этом она считала себя некрасивой. Ее единственную со всего курса никогда не звали на кинопробы. В учебном спектакле «Обломов» Нифонтова играла Акульку с приклеенной бородавкой. И в таком образе ее увидел режиссер Григорий Рошаль, искавший главную героиню в свой новый фильм «Вольница», пригласивший выпускницу ВГИКа и ее однокурсников сниматься в своей картине. Роль покорной и задавленной нуждой крестьянки Насти, освобождающейся от страхов, стала творческой победой актрисы. Критики отмечали поэтичность и женственность созданного ею образа, а на международном кинофестивале в Карловых Варах за свой дебют Нифонтова получила приз за лучшую женскую роль.
Следующей работой молодой актрисы стал фильм «Полюшко-поле», где она сыграла агронома Валю. В 1957 году Рошаль вновь приглашает Руфину в свой новый фильм – трилогию «Хождение по мукам» по роману Алексея Толстого. Ей была доверена одна из главных ролей – Кати Булавиной. Актриса Нина Веселовская, игравшая сестру Кати, Дашу, вспоминала, что когда впервые увидела рыжеволосую, конопатую, немного косолапую и басящую женщину, с которой ей придется играть, онемела, но когда Нифонтова вышла на съемочную площадку в гриме и костюме, то была вновь поражена: перед ней была блоковская «незнакомка».
С 1957 по 1959 год поочередно выходили фильмы трилогии: «Сёстры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро», сделавшие Руфину невероятно популярной. Картина пользовалась успехом даже за рубежом, откуда Нифонтовой приходили восторженные письма. Поговаривали о том, что в молодую актрису был влюблен ее партнер по фильму Николай Гриценко, а дома у режиссера Рошаля, обожавшего Руфу, висел ее огромный портрет в образе Кати.
В 1957 году Нифонтову приняли в Малый театр, хотя многие корифеи театра восприняли это негативно: у актрисы за плечами был кинематографический ВУЗ. Известная крутым нравом Вера Пашенная, выступила категорически против Руфины: «Из кино на сцену Малого театра? Никогда!» Волею судьбы им пришлось играть вместе в спектакле «Каменное гнездо», и во время работы над ним маститая актриса изменила свое мнение, отметив сильный характер и яркий талант дебютантки.
В 1959 году Нифонтовым выделили двухкомнатную квартиру и они, наконец, переехали из барака, где все это время продолжали жить. А через год Руфина родила дочь Ольгу, несмотря на то, что коллеги пугали ее, что это негативно скажется на карьере актрисы. Нифонтова к тому времени уже была много занята в театре, а Вера Пашенная пригласила ее на роль Катерины в свой спектакль по пьесе Островского «Гроза». Руфа быстро после родов вернулась на репетиции. За ребенком вначале присматривала бабушка, а после смерти Дарьи Семеновны Руфина взяла няню, которая прожила у них почти 10 лет.
В 1963 году Нифонтова сыграла главную роль в фильме «Русский лес», на съемках которого она вновь встретилась со своим партнером по «Хождениям по мукам» Николаем Гриценко. А год спустя на съемочной площадке фильма «Палата» она познакомилась с актером Театра Советской армии Андреем Поповым и потеряла голову. Их тайный и головокружительный роман длился 6 лет.
К тому времени мужа актрисы, который снимал документальные фильмы и даже был в составе первой советской антарктической экспедиции, назначили заместителем председателя Госкино. Он перестал ездить в киноэкспедиции и потому полностью занимался бытовыми вопросами дома. Роман жены был для него не тайной, он сам имел увлечения на стороне. Впрочем, это никогда не было причиной семейных скандалов. Нифонтовы сумели сохранить свой брак, прожив вместе почти 40 лет.
«Крестный отец» Нифонтовой в кино Григорий Рошаль продолжал приглашать ее в свои картины: она сыграла Женни Маркс в фильме «Год как жизнь» и жену профессора Калинина в драме «Они живут рядом». Эксцентричную роль налетчицы мадам Токарчук довелось сыграть актрисе в фильме Геннадия Полоки «Интервенция» с Владимиром Высоцким в главной роли, который по цензурным соображениям положили на полку и выпустили на экран лишь через 20 лет. В телевизионном фильме «Неизвестная» артистке досталась роль разведчицы Руты Янсон. В 1970 году Нифонтова сыграла расчетливую Панову в экранизации пьесы Тренина « Любовь Яровая», а спустя 7 лет воплотила уже образ самой Яровой на сцене и в телеспектакле Петра Фоменко.
Кинематограф использовал талант актрисы в основном в драматических фильмах и экранизациях классики, ее героинями были чаще всего сильные и волевые женщины. Такими были ее роли в лентах «Первый посетитель», «Ошибка Оноре де Бальзака», «Расплата», «Семья Коцюбинских». Впрочем, почти все фильмы, в которых снималась Нифонтова в 1970-1980-е годы кинематографическими событиями не стали.
В это же время на сцене Малого театра Руфина играла во всех основных репертуарных спектаклях: Варвару в «Дачниках» Горького, Комиссара в «Оптимистической трагедии» Вишневского, Одинцову в «Отцах и детях» Тургенева, баронессу Штраль в «Маскараде» Лермонтова. Неудачей считала Нифонтова роль Раневской в телевизионном спектакле «Вишневый сад», однако, критики называли ее игру превосходной.
О резком и взрывном характере актрисы слагали легенды. Нифонтова была соткана из противоречий, она могла быть как грубой и язвительной, так и ранимой и доброй. Коллеги вспоминают, что она постоянно помогала решать проблемы своих товарищей: выбить квартиру, провести телефон, похлопотать о звании, достать лекарства. Так, нынешний руководитель Малого театра Юрий Соломин рассказывает, что до сих пор живет в квартире, которую ему выбила Руфина.
Легендами обросла история взаимоотношений Нифонтовой с актрисой Элиной Быстрицкой, пришедшей в труппу Малого театра через 2 года после нее. Так как они были практически ровесницами, зачастую им приходилось бороться за роли. Обе обладали яркой внешностью, сильными характерами и могли не сдерживаться в выражениях. В театре доброжелатели не раз пытались их столкнуть лбами. По иронии судьбы звания народных артисток РСФСР, а потом и СССР они получали одним указом.
Вначале Нифонтова сумела увести из под носа звезды «Тихого Дона» роль Катерины в «Грозе». Когда директор театра Михаил Царев распорядился, чтоб Быстрицкой дали главную роль в будущей постановке «Любовь Яровая», Руфина пришла в бешенство. На каком-то банкете она неожиданно подняла тост: «Давайте выпьем за провал Быстрицкой!» Присутствующие молча выпили, а вскоре стало известно, что роль Любови Яровой досталась Нифонтовой.
По очереди с Быстрицкой Руфина играла баронессу Штраль в «Маскараде». Для того чтобы научиться обращаться с положенным по роли веером она даже специально ездила к балерине Майе Плисецкой. На сцене ее игра была встречена зрительской овацией. Увидев после спектакля восторженную толпу, Нифонтова прокричала: «Затопчем, затопчем Быстрицкую!» В своей сопернице Руфина не любила звездности, которой в ней самой не было совсем.
На гастролях театра в Ялте Быстрицкую поселили в люкс, а Нифонотову в двухместный номер. Разъяренная Руфина пошла разбираться с администратором, а когда он ей отказал, прокралась в его номер и обсыпала его костюм дустом. По приезду труппы в Москву над Нифонтовой устроили товарищеский суд и даже хотели уволить. На вопрос, зачем она это сделала, актриса, не моргнув глазом, ответила: «Вы что, не знаете, зачем применяют дуст? Чтобы уничтожать паразитов!» За хулиганку заступилась Вера Пашенная, написавшая министру культуры Фурцевой письмо с просьбой оставить актрису в театре.
Яркой киноработой Нифонотовой стала небольшая роль в экранизации пьесы Пристли «Опасный поворот», снятой актером и режиссером Владимиром Басовым. Персонаж актрисы – писательница Мод Мокридж – являлась ключевым действующим лицом фильма, именно она сочинила детективную фабулу, додумала все скандалы и трагедии, которые были показаны в картине.
В 1984 году восхищенный работой актрисы Басов пригласил ее на главную роль в своей следующей экранизации Пристли «Время и семья Конвей», где Нифонтова сыграла мать большого семейства. Именитые актеры (Евгений Леонов, Олег Табаков, Ирина Скобцева, Маргарита Володина, сам Басов) играли своих персонажей через 20 лет после событий, показанных в первой части фильма, где их роли исполняли их собственные дети. Нифонтова была единственной, кто сам играл свою героиню в обеих частях. Несмотря на звездный состав, фильм в прокате прошел незамеченным.
А вот совсем небольшая роль матери учительницы, героини Елены Соловей, в фильме «Вам и не снилось» запомнилась зрителям. Мелодрама стала лучшим фильмом 1981 года, ее посмотрело более 26 миллионов зрителей. Впрочем, свой переход на возрастные роли Нифонтова воспринимала болезненно и отказывалась от ролей бабушек. Свою последнюю роль – пациентку психлечебницы Анну Сергеевну в фильме «Сумасшедшая любовь» – Руфина Дмитриевна сыграла за два года до смерти.
Большой трагедией стал для Нифонтовой уход из жизни брата-близнеца Вячеслава. Он был инженером и жил в Ангарске, часто приезжал в командировки в Москву.
Актриса и ждала, и боялась его приездов: Слава много пил. Она пыталась его закодировать и перевезти в Москву, но не успела. Накануне нового 1975 года на гастролях в Минске Руфине неожиданно стало плохо на сцене. Потом выяснилось, что именно в это время ее брат захлебнулся в ванне в ярославской гостинице. Нашли его только через несколько дней. Тогда Руфина вспоминала историю про свою родную тетку, которая, будучи нетрезвой, зашла в воду и утонула. «Мы все уйдем также», – говорила она и панически боялась воды.
Следующим ударом для Нифонтовой стали проблемы с ее собственным здоровьем. У нее обнаружили онкологическое заболевание. Вначале пришлось удалить одну грудь, потом другую. Для актрисы со всенародной славой это было трагедией.
В театре в эти годы народная артистка переживала тяжелый период. Она видела, как быстро стареет и меняется. Еще в сорок три года она блестяще сыграла старуху в спектакле «Птицы нашей молодости», но тогда это был эксперимент, а теперь ее роли отдавали другим актрисам, а ей предлагали лишь бабушек. Провал спектакля «Федра», где Нифонтова играла главную роль, подкосил ее. А обещанную ей роль в спектакле «Царь Федор Иоаннович» режиссер отдал своей жене. Руфина перестала понимать не только своих героинь, но и задачи, которые перед ней ставили режиссеры. Ее мастерство осталось прежним, но прежде излучаемая магия неожиданно исчезла. Нифонтова стала вспыльчивой и раздражительной, пытаясь свою неудовлетворенность заглушить алкоголем, но делала это только дома, в театре никогда себе этого не позволяла.
Царившая много лет в доме Нифонтовых идиллия была нарушена появлением зятя. Дочь Руфины Ольга, закончив ВГИК, стала режиссером документального кино и на киностудии познакомилась с оператором Геннадием, который был на 12 лет старше ее. Дерзкое поведение избранника дочери, а также то, что он разведен, категорически не нравились Глебу Ивановичу. Новость о свадьбе ошарашила родителей, к тому же Геннадий переехал в их квартиру. Раздражение, скандалы, взаимные упреки делали жизни Руфины невыносимой. Дочь часто упрекала мать за то, что ей не уделялось должного внимания в детстве. Через год Ольга родила сына, внук Миша стал для Нифонтовой отрадой, она его обожала. В то же время на фоне постоянных конфликтов со старшим поколением Геннадий стал сильно выпивать. Пытаясь сохранить отношения, Ольга с мужем, забрав Мишу, съехали от Нифонтовых в однокомнатную квартиру.
Летом 1991 года Глеб Иванович поехал на дачу, где в то время находилась семья дочери. Здесь у Нифонтова произошла очередная ссора с зятем из-за садового инвентаря. Разозленный, он собрался и поехал в город. На обратной дороге в его машину врезался грузовик, Глеб Нифонтов в аварии не выжил. Руфина в случившемся винила не только зятя, хотя эта трагедия поставила между ними непреодолимый барьер. Она сама в свое время заставляла мужа сдать на водительские права. Нифонтов сопротивлялся, восемь раз проваливал экзамены, пока жена просто не купила ему документы.
На этом трагедии в ее жизни не закончились: племянница Руфины стала жертвой разборок. Молодую девушку увезли в лес, ограбили, убили. Это была очередная потеря для Нифонтовой, еще не успевшей оправиться от смерти мужа. Она очень любила племянницу, напоминавшую ей погибшего брата.
В последние годы у актрисы часто кружилась голова, Руфина Дмитриевна иногда теряла сознание. Однажды, возвращаясь домой, она упала в сугроб, откуда ее доставал живший по соседству Святослав Рихтер. В другой раз актриса упала в собственной квартире, сильно разбив лицо.
Осенью 1994 года в театре Нифонтовой предложили роль Мурзавецкой в спектакле «Волки и овцы», что стало для нее проблеском надежды. Однако 27 ноября 1994 года произошла трагедия. Хотя в некоторых источниках пишется, что актриса замерзла и потому решила принять горячую ванну, на самом деле все было не так. По воспоминаниям дочери, Руфина Дмитриевна решила помыть пол, бросила тряпку в раковину, включила воду. В этот момент ей, видимо, стало плохо, она упала. Тряпка заткнула сток, горячая вода в раковине быстро наполнилась и хлынула на лежащую актрису. Когда у соседей снизу стало капать с потолка, забили тревогу, позвонили дочери, в квартиру Нифонтовой примчался зять, но было поздно. Пророчество про смерть от воды сбылось.
Хоронили 63-летнюю актрису в шелковом лиловом платье, в котором она играла в спектакле «Обрыв», прикрыв ее лицо кисеей. На поминках по Нифонтовой в Доме актера, ее давняя соперница Быстрицкая, неожиданно для всех сказала, что всегда жила с оглядкой на нее, тянулась к ней: «Теперь не знаю, как играть, как жить». Пережила она Руфину Нифонтову на 25 лет.