Рассматривая фотографии актрисы Людмилы Марченко, нельзя не заметить взгляда, полного грусти и печали, будто бы она предугадывала свою судьбу. Как получилось, что многообещающая артистка, у ног которой был самый влиятельный режиссер советского кино, лишилась ролей, женского счастья и красоты и умерла в полном забвении? Читайте историю сломанной жизни звезды фильмов «Белые ночи» и «Отчий дом» в нашем материале. Итак, полная биография Людмилы Марченко.
Будущая актриса появилась на свет в предвоенном 1940 году в селе Архипо-Осиповка Краснодарского края. После войны семья Марченко переехала в Москву. Любовь к театру девочке привила ее мама Зинаида Андреевна. Учась в школе №135, Людочка, мечтавшая стать артисткой, неизменно играла в школьных спектаклях, а в старших классах даже была режиссером постановок. Продолжая следовать своей мечте, девушка с легкостью прошла отборочные туры в Щепкинское и в Щукинское театральные училища, но преподаватели, отметив, что у абитуриентки не такой сильный голос, посоветовали ей пойти во ВГИК. Однокурсниками Людмилы в актерско-режиссерской мастерской, которую начинал вести Григорий Козинцев, а выпускал Михаил Ромм, стали Владимир Ивашов, Андрей Кончаловский, Игорь Ясулович.
Первую небольшую роль юная актриса получила уже на втором курсе: в фильме «Добровольцы» она сыграла комсомолку-метростроевку. А через год режиссер Лев Кулиджанов пригласил Марченко на главную роль в свою картину «Отчий дом». Актриса сыграла студентку Таню Скворцову — приемную дочь в семье врача, которая отправляется в деревню на поиски своей настоящей матери. Марченко, несмотря на отсутствие актерского опыта, смогла очень искренне и достоверно сыграть свою героиню, передать нежность к вновь обретенной матери и зарождающуюся любовь к молодому председателю колхоза. «Отчий дом» имел огромный зрительский успех, а открытки с дебютанткой стали разлетаться с прилавков киосков «Союзпечати». После показа фильма на международных кинофестивалях в Швейцарии и Чехословакии критики назвали молодую актрису «русской Одри Хепберн».
Увидев Людмилу в этом фильме, Иван Пырьев, готовившийся к съемкам экранизации повести Достоевского «Белые ночи», сразу понял, что, наконец, нашел актрису на роль Настеньки. После первой встречи, где именитый режиссер присматривался к юной артистке, он без проб утвердил ее на главную роль. Готовясь к съемкам, Марченко настолько погрузилась в образ Настеньки, что почти перестала общаться с окружающими, все время плакала и уходила в себя.
Пырьев много времени проводил с молодой актрисой, которая его поначалу побаивалась. Вскоре выяснилось, что режиссер не просто помогает Людмиле разобраться в своем персонаже, а пытается ухаживать за ней. Он пригласил ее вместе с подругой Аллой Будницкой в свою пятикомнатную квартиру на Котельнической набережной, где он жил со своей женой, актрисой Мариной Ладыниной. Вернулась оттуда Марченко потрясенная: дорогая мебель, антиквариат, шикарный стол и домработница произвели на нее неизгладимое впечатление. Пырьев задаривал ее букетами цветов, водил в лучшие столичные рестораны, но Людмила не воспринимала ухаживания 60-летнего режиссера всерьез.
Сама актриса не на шутку увлеклась своим партнером по фильму Олегом Стриженовым. Ее не останавливало ни то, что у актера была жена и маленький ребенок, ни возможный гнев режиссера, ни то, что встречаться им было негде. Пырьев же, не теряя надежды добиться своего, вручил Людмиле ключи от квартиры, которую он снял для нее. Стриженов врал своей супруге, актрисе Марианне Стриженовой, что временно поживет у друга, а сам мчался в уютное гнездышко к Марченко, которой обещал вскоре развестись и оформить с ней отношения.
Тайный роман закончился через полгода, когда Людмила узнала, что беременна. Чтобы не лишиться роли, ей пришлось сделать подпольный аборт, последствия которого были плачевны: больше она иметь детей не могла. От затяжной депрессии актрису спасли съемки в фильме «До будущей весны», где она сыграла учительницу, которую с ребенком на руках бросил муж.
Узнав о романе Стриженова и Марченко, Пырьев попал в больницу с инфарктом. Чувствуя за это вину, Людмила навещала его в больнице, а затем и в санатории. Режиссер это воспринял как свою победу.
Карьера Стриженова после этого случая тоже пострадала: на «Мосфильме» ему долгое время не предлагали больших ролей. С женой актер развелся лишь в 1968 году, затем был женат еще раз, и по иронии судьбы в 1976 году женился на последней жене Пырьева — актрисе Лионелле Скирда.
Фильм «Белые ночи» с успехом показали на международных кинофестивалях, а в Великобритании он был назван одним из лучших фильмов 1960 года. Оправившись после проблем с сердцем, Пырьев подал на развод с Мариной Ладыниной, которая в свою очередь написала письмо в Центральный комитет партии, в котором просила пропесочить своего аморального супруга. На партсобрании разбирали щекотливое дело: маститого режиссера и директора «Мосфильма» обвиняли в развращении молодой артистки и даже грозили исключить из партии, на что сам Пырьев ответил, что любит Марченко и собирается на ней жениться. За глаза Людмиле дали прозвище — Пырченко, а она продолжала уверять своих знакомых, что все это лишь шутки режиссера.
В ответ на очередные пылкие признания Пырьева в любви Людмила почему-то не отказывала прямо, а только молчала, улыбалась и продолжала принимать подарки. В характере девушки было много детской наивности, доверчивости и влюбчивости, но не хватало решительности, чтоб отказать, и она продолжала играть с любовью пожилого поклонника. Возможно, она боялась за свою актерскую карьеру, ведь отказавшим в свое время Пырьеву Екатерине Савиновой и Кларе Румяновой был перекрыт кислород: в кино их по указке всемогущего директора «Мосфильма» не снимали.
Марченко: как и героини, которых она играла, была мягкой, нерешительной и всегда ждала помощи со стороны. Пытаясь растопить сердце Людмилы, Пырьев стал обхаживать членов ее семьи, обещая им золотые горы, если они уговорят девушку выйти за него замуж, но тут встретился с отпором родственников, которых пугала разница в возрасте дочери и ее поклонника. Одержимый Людмилой режиссер не оставлял своих попыток получить желаемое. Он помог ей получить однокомнатную квартиру в кооперативе кинематографистов, выбил ей роль в советско-французском фильме «Леон Гаррос ищет друга», продолжал приглашать в рестораны и на банкеты, где то и дело подливал ей вина, пытаясь сделать более сговорчивой.
Но и кроме Пырьева у молодой актрисы всегда было много ухажеров. Еще в институте ей делал предложение режиссер Юрий Чулюкин, который впоследствии снял фильм «Девчата». В Марченко были влюблены актер Анатолий Ромашин и режиссер Виктор Туров. Но совершенно неожиданно в 1961 году Людмила выскочила замуж за студента МГИМО Владимира Вербенко. Узнав об этом, взбешенный Пырьев бросился в ее квартиру, взломал дверь, и устроил погром. Он крушил мебель и выкидывал одежду, которую привозил для возлюбленной из заграничных командировок. Испуганные соседи-актеры видели буйство своего начальника, но вызвать милицию или хотя бы вмешаться боялись.
Первый брак Марченко просуществовал меньше года. В 1962 году актриса получила главную роль в драме «Мой младший брат», где ее партнерами были Александр Збруев, Олег Даль, Андрей Миронов, Олег Ефремов. Съемки фильма проходили в Эстонии, приехав однажды на съемочную площадку, Владимир увидел свою молодую супругу вместе с Иваном Пырьевым, который не переставал преследовать Людмилу, вспылил и подал на развод. Марченко тогда еще не знала, что в этом фильме сыграла свою последнюю большую роль.
Дома у актрисы часто стали собираться веселые компании, куда приходили Владимир Ивашов со Светланой Светличной, Владимир Высоцкий, а однажды актер Владимир Гусев познакомил ее с геологом Владимиром Березиным. Поющий под гитару мужественный красавец покорил ее сердце, и она влюбилась. Узнав, что у Марченко появился новый кавалер, Пырьев вышел из себя: он запретил пускать ее на «Мосфильм» и в Дом кино, вычеркивал ее фамилию из претендентов на роли. Людмила ждала ответа от Леонида Гайдая, у которого пробовалась на роль Нины в «Кавказской пленнице», но не дождалась. Новых предложений не было. Каждый день актриса звонила на киностудию и спрашивала, нет ли для нее работы, но слышала отказ.
За семь следующих лет она сыграла лишь совсем небольшие роли или эпизоды в 7 фильмах, среди которых «Стряпуха» (Таисья), «Айболит-66» (рыжий клоун), первая экранизация «Цыгана» (жена Будулая). Спасением была работа на киностудиях других союзных республик: она снялась в драме «Человек бросает якорь» на «Азербайджанфильме» и в фильме «Разведчики» на киевской киностудии Довженко.
Семейное счастье с Березиным тоже оказалось под угрозой. Гражданский муж ждал, когда у них появятся дети, а Людмила боялась рассказать о своем бесплодии. Навещая Валентина в его очередной экспедиции, она узнала, что у него есть женщина и ребенок. Это стало для нее ударом. Березин пытался загладить вину и обещал официально оформить отношения. Каждый раз, возвращаясь из экспедиции, он слышал со всех сторон истории про приставания Пырьева к жене, и однажды, будучи пьяным, в порыве ревности Березин жестоко избил Людмилу, а опомнившись, сам вызвал скорую помощь.
Лицо избитой актрисы представляло из себя кровавое месиво. В институте Склифосовского ей сделали операцию, наложив швы на голову и лицо: речь в тот момент шла о спасении жизни Людмилы, а не о сохранении красоты. Следователям Марченко упорно отвечала, что попала под машину, не желая выдавать Валентина. Из больницы 26-летняя Людмила вышла изуродованной, со шрамами, порванными губами. Она уже совсем не была похожа на ту миловидную актрису, которую знали и любили зрители. С этого времени она стала сильно выпивать, заглушая стресс и преследующие ее головные боли. С изувечившим ее Березиным Марченко прожила еще два года. Он предлагал официально оформить брак, но Людмила отказалась, а в 1968 году – в год смерти Пырьева – собрала его вещи и попросила уйти.
Следующим мужем Людмилы стал администратор Москонцерта Виталий Войтенко. Он нашел пластического хирурга, который пообещал исправить изувеченное лицо. Но две проведенные операции сделали только хуже, от третьей Марченко отказалась. Чтобы поддержать супругу, Войтенко организовал ей большой гастрольный тур вместе с ее другом юности Владимиром Высоцким. Но вскоре актриса отказалась от творческих встреч со зрителями: ей было невыносимо слышать вопрос о творческих планах. Кинематографа в жизни Марченко больше не было, хотя всевластный Пырьев уже не был в этом помехой. Депрессии и алкоголь разрушили и эти ее отношения, Войтенко просто устал бороться с ее зависимостью и ушел.
В 1975 году в жизни Людмилы появился художник-график Сергей Соколов. Став ее официальным мужем, он пытался помочь ей справиться с алкоголизмом, лечил у врачей, на все лето увозил Марченко в деревню, где рисовал ее портреты. Неожиданно о ней вспомнили на «Мосфильме», и она сыграла эпизодическую роль гостьи на вечеринке у Самохвалова в фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман». 4 года спустя режиссер вновь пригласил Людмилу на маленький эпизод в свою картину «О бедном гусаре замолвите слово». Марченко работала в Театре-студии киноактера, где у нее в двух спектаклях были крошечные роли. Но со временем, играть стало сложнее. От полученной травмы головы артистка стала терять слух. С началом перестройки в театре начались сокращения, и в услугах Людмилы перестали нуждаться. Марченко устроилась ассистентом режиссера по подбору актеров на «Мосфильм». Считая, что благодаря ей можно попасть на ту или иную роль, артисты шли к ней со спиртными напитками. Марченко начала снова срываться, муж каждый раз ее выводил из запоев, но и работы на киностудии актриса лишилась.
Людмила стала затворницей, каждую весну они с мужем на несколько месяцев уезжали из Москвы в деревню Лисицыно Тверской области. Соколов делал иллюстрации и обложки к книгам, Марченко занималась огородом и ухаживала за кошками. В жаркий июльский день 1996 года у Сергея случился внезапный сердечный приступ. Муж, который 21 год боролся за Людмилу, умер практически мгновенно у нее на руках. Ее жизнь теперь перестала иметь какой-то смысл, она снова стала пить. Следующую зиму Людмила проводила одна в московской квартире. Заболев гриппом, она наотрез отказалась принимать лекарства, не стала обращаться к врачам и запретила родным ее навещать. От последствий вируса 21 января 1997 года актриса умерла. Ей было всего 56 лет. На похоронах на Ваганьковском кладбище были лишь самые близкие.
Так трагически завершилась жизнь красивой актрисы, которая, ярко начав свою кинокарьеру, к концу своих дней осталась в одиночестве и забвении. Лишь в изредка показываемых по телевидению фильмах прошлых лет можно снова увидеть ее наивный и печальный взгляд.