Людмила Давыдова обладала яркой и привлекательной внешностью, но это не помогло ей стать большой звездой советского экрана и обрести женское счастье. Сыграв чуть более 30 ролей в кино, она запомнилась зрителям в основном по двум работам в фильмах «Тени исчезают в полдень» и «Место встречи изменить нельзя». О трагической судьбе этой актрисы читайте в нашем материале. Итак, полная биография Людмилы Давыдовой.
Людмила Шляхтур (это девичья фамилия актрисы) родилась 29 марта 1939 года в Туле. Отец, Петр Иванович, был военным офицером, а позже служил в КГБ. Мать, Мария Петровна, была домохозяйкой и занималась воспитанием единственной дочери. Люда с детства была послушной и прилежной, боясь не оправдать ожиданий своих родителей. После войны семья оказалась в Москве, где девочка пошла в школу № 275, занималась спортом и ходила в драмкружок. В школьной самодеятельности она отлично справлялась с любой ролью, потому после окончания школы Людмила решила осуществить свою мечту стать актрисой и подала документы во ВГИК, куда с первого раза легко поступила.
В институте кинематографии она попала на курс к Григорию Козинцеву и Сергею Скворцову, училась легко и подавала большие надежды. Уже на третьем курсе Люду Шляхтур пригласили сниматься в кино – в мелодраме «Первое свидание» у нее была маленькая роль Веры, сестры одного из героев. На съемочной площадке картины Людмила познакомилась с игравшим роль молодого музыканта Андреем Ладыниным. Сын знаменитых родителей, режиссера Ивана Пырьева и актрисы Марины Ладыниной, к тому времени учился на режиссерском факультете ВГИКа и был завидным женихом. Союз с отпрыском могущественного режиссера и директора «Мосфильма» обещал головокружительную карьеру. Став женой Андрея Ладынина, Шляхтур сразу же обрела много врагов и завистников, а ролей по протекции свекра не получила – он был против этого брака. Тем не менее, для нее это было искреннее чувство, она обожала мужа и очень хотела детей, но завести их у пары никак не получалось.
Окончив институт, Людмила вместе со всем своим курсом стала актрисой московского экспериментального театра пантомимы «Эктемим», в котором она играла 2 года, вплоть до его закрытия. Она обеспечивала семью, тогда как Ладынин не стремился работать, метался между идеями быть актером или режиссером, больше витал в облаках. Это становилось причиной их ссор.
В 1965 году Шляхтур стала актрисой Театра киноактера В том же году после пятилетнего перерыва она снялась сразу в трех фильмах. В фильме «Игра без правил» Людмила сыграла американскую шпионку Алевтину Кротову по кличке «Моцарт», заброшенную для выполнения спецзадания в Москву. Эпизодическая роль эсэсовки досталась ей в военно-приключенческой ленте «Как вас теперь называть?» Оба фильма были лидерами отечественного кинопроката в год выхода, но персонажи, которых играла актриса, были незначительными. Главная роль досталась Людмиле в фильме «Люди остаются людьми», посвященном узникам фашистских концлагерей. Любопытно, что в этом фильме вместе с ней снялись ее свекровь Марина Ладынина, для которой эта роль стала последней в кинокарьере, и возлюбленная Ивана Пырьева Людмила Марченко. По неизвестным причинам, а возможно по велению Пырьева, фильм на экраны не вышел и с тех пор ни разу не показывался на экранах.
Через год Шляхтур сыграла в очередном шпионском детективе «Следствие продолжается», снятом на киностудии «Азербайджанфильм». Ее героиня – певица в ресторане Татьяна – голосом певицы Ларисы Мондрус исполняет в фильме песни «Глаза» и «Искры любви», ставшие мгновенно популярными.
Актрисе посчастливилось появиться в нескольких фильмах, ставших классикой отечественного кинематографа. В комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» она сыграла официантку в пивной. В эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» Людмила Шляхтур снялась в роли княжны Безуховой.
Яркой работой актрисы стал образ польской антифашистки Крыси в фильме по роману Юлиана Семенова «Майор Вихрь». Ее нежная и скромная героиня помогала группе Вихря похитить немецкого полковника и план минирования Кракова, а далее предотвратить взрыв города.
Но большие роли от Людмилы ускользали. Так, она пробовалась на роль студентки Лиды в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», которую в результате сыграла Наталья Селезнева. Главная роль в мелодраме «Алёшкина любовь» ушла от Шляхтур к Александре Завьяловой, с которой несколько лет спустя они пересекутся на съемочной площадке фильма «Тени исчезают в полдень». При всем очаровании актрисы, режиссеры замечали, что в ней нет легкости и кокетливости, и больше видели ее в характерных и угрюмых персонажах. Несмотря на имидж, схожий со звездой французского кино Брижит Бардо, роли, которые Людмила могла сыграть, отдавали Светлане Светличной или Наталье Кустинской.
В 1968 году в личной жизни Людмилы происходит неожиданный поворот. Она уходит от Андрея Ладынина к режиссеру Валерию Ускову. По его воспоминаниям, приехав однажды к Ивану Пырьеву по организационным вопросам, он увидел у него дома Людмилу и Андрея, которых знал еще по ВГИКу. Когда гость уже направился к выходу, Шляхтур с чемоданчиком неожиданно последовала за ним, сопровождаемая довольной улыбкой Пырьева, глаза которого говорили: «Забирай это сокровище!».
После быстрого оформления развода Шляхтур расписалась с Усковым. Три года совместной жизни он называл самыми тяжелыми в своей жизни. Он утверждал, что за все время ни разу не видел на лице жены улыбки. Каждая неудача, связанная с неудачными пробами на роль, погружала Людмилу в тяжелейшую депрессию, длившуюся несколько недель. Попытки завести ребенка у пары успехом не увенчались, что также добавляло напряжения. К тому же Усков очень переживал за пренебрежительное отношение жены к его матери. Впрочем, по его воспоминаниям не лучше она относилась и к своим родителям. В приступе ярости Людмила могла накинуться на своего отца и разбросать его боевые награды на пол. Позже Валерий говорил, что, скорее всего, Людмила уже тогда была больна, чем и объяснялись ее постоянная мрачность и внезапные вспышки агрессии.
Сняв Шляхтур в небольшом эпизоде связистки в психологической драме «Неподсуден», Усков начал готовиться к работе над новым фильмом и часто пропадал в киноэкспедициях. Однажды, внезапно вернувшись из командировки, он застал Людмилу с другим мужчиной. Как оказалось, она уже несколько месяцев встречается с Георгием Давыдовым, который был начальником лаборатории при ВНИИ «Алмаз», а затем стал деканом факультета МГИМО. Развод стал для Ускова освобождением от тяжелых и выматывающих отношений: на радостях он даже организовал вечеринку для друзей. Людмила тут же вышла замуж, взяла фамилию нового супруга и в титрах всех последующих фильмов значилась как Давыдова. Впрочем, и этот брак был краткосрочным.
Несмотря на предательство бывшей жены, Валерий Усков продолжал ее поддерживать. Считая ее действительно талантливой актрисой, он пригласил Людмилу в фильм «Тени исчезают в полдень», который он снимал со своим двоюродным братом Владимиром Краснопольским. Роль нелюдимой и угрюмой кулацкой дочки Натальи Меньшиковой очень подошла Давыдовой. Она сыграла гордую и надменную барышню, которая обрела свое счастье с простым деревенским парнем. В этой противоречивой роли Людмила была настоящей русской красавицей с густой косой и приковывала к себе внимание зрителей. Семисерийная сага пользовалась огромным успехом, ее неоднократно показывали в телеэфире, а через 2 года после телепремьеры укороченную версию фильма даже выпустили в кинопрокат.
Запоминающаяся роль вновь возродила интерес к актрисе у режиссеров. В детективном сериале «Совесть» Давыдова сыграла Нинель, эффектную, своенравную и хитрую красотку, которая изменяет своему мужу. В этом фильме Людмила сыграла образ, наиболее соответствовавший ее характеру: такой же была она сама.
В военной драме «Назначаешься внучкой» актрисе досталась роль немки, советской разведчицы, которая гибнет, выполняя задание. А в мюзикле «Небесные ласточки» Давыдова сыграла артистку варьете Лидию, грезящую о Париже. Роли в этих фильмах были небольшие, но яркие и разноплановые.
В 1979 году Станислав Говорухин пригласил актрису на роль Верки-модистки в свой многосерийный фильм «Место встречи изменить нельзя». В этой киноленте большое количество персонажей, и все они достаточно ярко прописаны и сыграны. Конечно, Давыдову нельзя назвать звездой этого фильма: ее роль незначительная, но запоминающаяся, а Людмила не затерялась в блестящем актерском ансамбле. Ей удалось сыграть еще красивую, но побитую жизнью женщину, которой приходится пускать в свое жилище бандитов и перешивать ворованные вещи ради того, чтоб прокормить двух сыновей. Верка вовсе не преступница, а загнанная на дно жизни жертва, вызывающая сочувствие. Фильм имел огромный успех, и до сих пор каждый его показ на телеэкране собирает огромное количество зрителей.
Следующим мужем актрисы стал преподаватель Института иностранных языков Владимир Котелкин, который был бывшим мужем певицы Людмилы Зыкиной. Но и с ним брак был неудачным. Актриса продолжала страдать от того, что не может родить ребенка. Ее трудный характер наряду с невозможностью иметь детей был причиной ссор, доходящих до драк. Когда Давыдова узнала, что у её двоюродной сестры родился еще один ребёнок, она стала просить отдать его на воспитание ей, а после отказа погрузилась в очередную длительную депрессию.
В кино актрису приглашали всё реже, ее роли значились просто как придворная дама, связная, секретарь, иногда даже в титрах ее фамилию не указывали. Людмила продолжала сниматься, но в фильмах « Мёртвые души», «Европейская история», «Законный брак», «Салон красоты» и «Зина-Зинуля» эти незапоминающиеся роли могла сыграть любая актриса. В 1987 году Давыдова сыграла в эпизодах фильмов «Крейцерова соната» и «Запомните меня такой», а в 1989 году Станислав Говорухин по старой памяти пригласил ее на роль матери одной из героинь в киноленту «Брызги шампанского», ставшей последней работой актрисой.
Многие коллеги Давыдовой, страдая от невостребованности, злоупотребляли алкоголем. Людмила же активно бралась за любую работу, чтоб избежать подобной участи. Она активно работала на дубляже и озвучивании зарубежных фильмов. На сцене Театра киноактера Давыдова играла в спектаклях «Третье поколение», «Варвары», «Восемь женщин», «Дерзкие земляне», «Гармония». В постановке по пьесе Булгакова «Иван Васильевич» актриса успешно играла роль Зиночки, которую в комедии Гайдая исполняла Наталья Селезнева. Зрители, которые видели Людмилу на сцене, высоко оценивали ее игру. В какой-то момент Давыдову увлекла общественная деятельность: она была членом редколлегии стенгазеты театра «Киноактёр-спецкор», членом международного клуба творческой молодежи. Актриса пробовала свои силы в публицистике и писала для журнала «Молодая гвардия».
В то же самое время в личной жизни Людмилы продолжала происходить чехарда. Она снова и снова вступала в отношения с мужчинами, выходила замуж, меняла фамилии и вскоре разводилась: избранники не выдерживали ее характера, который с годами становился только хуже. Достоверно неизвестно, кем были ее мужья. Она в паспорте меняла фамилию на Макееву, Полякову, снова становилась Давыдовой. В общей сложности Людмила побывала замужем 8 раз.
С начала 1990-х годов Давыдову начали мучить сильные головные боли, врачи, проводившие обследование, поставили ей диагноз «шизофрения». Скорее всего, болезнь долгие годы мучила актрису, являясь причиной вспышек агрессивных и депрессивных состояний. К пятидесяти годам Людмиле стало ясно: она не состоялась как актриса и женщина. Смерть отца стала для нее очередным потрясением. Ей стало все безразлично, она перестала за собой следить. Из любимого театра пришлось уйти, денег на дорогостоящие лекарства не хватало.
Периодически Людмила лежала в психиатрических клиниках, но улучшения состояния носили временный характер. Устав от своих мучительных состояний и не видя никаких перспектив, актриса дважды предпринимала попытки уйти из жизни, но мать вовремя успевала вызвать скорую. После очередной выписки из больницы накануне нового 1997 года, женщина предприняла очередную попытку, на этот раз спасти 57-летнюю актрису врачи не смогли. Похоронили Людмилу Давыдову на Домодедовском кладбище, рядом с могилой ее отца. На прощание с актрисой из всех ее бывших мужей пришел лишь Валерий Усков. Мать Людмилы, не оправившись от утраты, умерла через 3 недели после нее.