1 апреля 2021 года в прокат вышел первый масштабный российский кинокомикс «Майор Гром: Чумной доктор» про мента, который сражается с маньяком, который сражается с коррупцией. Наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ — о том, почему это фильм не про российского Бэтмена
На словах «первый российский кинокомикс» злые люди, конечно, сразу вспомнят «Черную молнию» и убогих «Защитников» Сарика Андреасяна. Но те фильмы были подражанием голливудским картинам про супергероев. А в основе «Майора Грома» — самый настоящий бумажный комикс, родной, российский, вышедший в издательстве Bubble, что в переводе значит «пузырь» (имеются в виду «пузыри», которые художники надувают рисованным героям — туда вписаны их реплики). И, в отличие от «Защитников», «Майор Гром», что на бумаге, что на экране, не пытается тупо копировать западные образцы. Да, Санкт-Петербург, в котором разворачивается действие, отчетливо напоминает Готэм (кстати, его нечасто называют Питером, предпочитая выражения «наш город» или «этот город») — но это можно списать на общепринятые условности жанра. Зато главный герой уж решительно не похож ни на Бэтмена, ни на Супермена, ни на Человека-паука. У него нет суперспособностей и даже больших денег, он родом из сериалов «Бандитский Петербург», «Убойная сила» и «Улицы разбитых фонарей». Только выглядит получше, чем опухшие телементы начала 2000-х.
Его зовут Игорь Громов, и он очень лихой парень: еще в прологе невероятными скачками нагоняет машину с грабителями, несущуюся по Петербургу в вихре разлетающихся пятитысячных купюр. Погоня закончится на Дворцовой площади, на которой майор Гром заметно испортит брусчатку (и только чудом не снесет Александровскую колонну), зато триумфально задержит мерзавцев. Поэтому в сказочном американском отделении полиции на него в очередной раз наорут, но в очередной раз не уволят.
Майор Гром живет в какой-то романтической мансарде с большим окошком в стиле модерн, в лирическом мужском одиночестве (у него даже нет двери в туалет). Как истинный петербуржец (в представлении москвичей), он питается одной шавермой и в редкие минуты досуга гуляет по крышам. Впрочем, еще пуще шавермы он любит бороться со злом. Не всегда получается: например, удается арестовать наглого мажора, сбившего на своей роскошной машине девочку из детдома, но тому удается избежать реального срока в суде. Однако и на мажора неожиданно находится управа: в городе появляется еще один борец с преступностью, именующий себя Чумным доктором (и одевающийся как средневековые «чумные доктора» — в плащ и маску с длинным птичьим клювом). Он никого не арестовывает — он наказывает, жестоко наказывает. Мажора, например, сжигает заживо из огнемета вместе с его шикарной тачкой. И дальше в огромных количествах ликвидирует плохих людей, которых закон покарать не в силах: негодяев-банкиров, бизнесменов, коррупционеров… На все у него один ответ: «выжгу дотла». При этом все свои подвиги Чумной доктор транслирует в российской социальной сети Vmeste, созданной Сергеем Разумовским, миллиардером с хрупкой душевной организацией и омерзительной прической. Нетрудно догадаться, что Разумовский сам кое-что знает про личность супостата.
Надо признать, что все это довольно эффектно, хотя и не сильно вдохновенно. У «Майора Грома» семь сценаристов и пять продюсеров, и видно, что все они очень старались сделать качественный продукт; как обычно в случаях с российским «продюсерским», слишком тщательно просчитанным кино, за километр заметен высунутый от усердия язык. И как обычно в случаях с семью сценаристами, дитя оказывается без глаза: Игорь Громов и его подруга-журналистка выглядят картонными персонажами, и Тихону Жизневскому с Любовью Аксеновой приходится вытаскивать их в основном с помощью личного обаяния.
Очень российская специфика «Майора Грома»- и в том, что зрителю еще на уровне трейлера предлагается выбрать, за кого он будет болеть: за майора Грома или за его оппонента. Так и пишут: «Миру придется сделать выбор: закон или правосудие. Кто твой герой?» По крайней мере, у Чумного доктора в фильме находятся целые толпы сторонников, считающих, что богатых и нехороших людей неплохо было бы просто сразу сжигать, а то совсем распоясались. (Обратно Готэм: конечно, все это не может не напомнить финал «Джокера». Но еще, конечно, напоминает комментарии разъяренных пользователей во вполне реальных российских соцсетях). Чтобы нагнать драматизма, в саундтрек добавлены две кавер-версии перестроечных хитов: цоевской «Перемен» и гребенщиковской «Этот поезд в огне». Первая из них звучит очень элегантно, вторая, в исполнении L’One, немного жутко, но довольно бодренько. И в принципе попытку создать адекватный российский кинокомикс авторам можно засчитать, закрыв глаза на все огрехи: в конце концов, Marvel тоже не сразу строился.
В повторный прокат выходит классический фильм Пола Верхувена, который мало кто в России смотрел на большом экране. Наверное, надо напомнить, что это — чудесный боевик об играх сна и яви. В недалеком будущем герой Арнольда Шварценеггера, простой рабочий, решает разнообразить свою жизнь воображаемым путешествием на Марс – и в процессе выясняет, что он на деле суперагент, а все вокруг него предатели. То ли все происходящее правда, то ли просто мозг пациента вскипел во время имплантации воспоминаний, и теперь брызжет параноидальными фантазиями. С 1990 года картина не так уж и устарела — не стоит упускать шанса посмотреть ее в качестве 4K.
Фильм Анастасии Пальчиковой в прошлом году получил на «Кинотавре» приз за лучший дебют. Героиня — тринадцатилетняя девочка, племянница криминального главаря из провинциального южного города. Всю бандюки относятся к ней как к принцессе, опекают, как сестру, а она знай мечтает о карьере джазовой певицы и учит наизусть старые песни на английском языке. Много любопытных находок (прежде всего — соединение несоединимых вещей вроде девичьего созревания и жестоких разборок, «Дыма сигарет с ментолом» и мелодий Ирвинга Берлина), много отдельных хороших сцен, актеры Полина Гухман, Анна Чиповская и Максим Суханов… Но в целом — немного расфокусированный, не производящий впечатление чего-то цельного (и по-настоящему выдающегося) фильм.
Фантастическая притча из Бразилии о том, как на мир начали опускаться ядовитые розовые облака: из-за них людям нельзя больше покидать свои дома (кто выйдет на улицу, тот умрет). Герои, парень и девушка, у которых было свидание на одну ночь, вынуждены запереться в своей квартире — как выясняется, на долгие годы. Поразительно, но это вовсе не спекуляция на темы коронавируса и локдауна: сценарий фильма был написан в 2017-м, а съемки прошли в 2019 году.