В октябре 2021 стало известно, что жюри основного конкурса 72-го Берлинского международного кинофестиваля (или Берлинале), который пройдет в феврале 2022 года, возглавит М. Найт Шьямалан – культовый режиссер и сценарист. КП-Афиша решила вспомнить все самое интересное о киносмотре, входящем в «большую тройку» фестивалей (вместе с Каннами и Венецией).
72-й Берлинский кинофестиваль пройдет с 10 по 20 февраля 2022 года в традиционном офлайн-формате. Международное жюри возглавит американец с индийскими корнями М. Найт Шьямалан – сценарист и режиссер, специализирующийся на триллерах с элементами мистики.
В 1950 году (за 11 лет до появления Берлинской стены – одного из главных символов «холодной войны») сотрудник Управления Верховного комиссара США по Германии Оскар Мартай выдвинул идею проведения кинофестиваля на территории Берлина. Первый Берлинале открылся 6 июня 1951 года «Ребеккой» Альфреда Хичкока, а его победителями (они были выбраны западногерманскими деятелями культуры) стали сразу пять фильмов в разных жанрах: драма «Четверо в джипе» (Швейцария), комедия «Адрес неизвестен» (Франция), документальная лента «Бивер Вэлей» (США), триллер «Правосудие свершилось» (Франция) и мультфильм «Золушка» (США).
С 1952-го по 1955-й победители кинофорума определялись зрительским голосованием. В 1956-м Берлинский кинофестиваль получил аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров: с этого года награды присуждаются международным жюри, состоящим из известных кинодеятелей. В 1996-м председателем жюри Берлинале впервые стал россиянин – Никита Михалков.
Кроме основного конкурса, среди программ Берлинского кинофестиваля – артхаусная «Панорама» и документально экспериментальный «Форум», «Столкновения» с проектами самых перспективных режиссеров планеты и «Ретроспектива», посвященная, понятное дело, классикам мирового кинематографа.
В 2021 году из-за пандемии COVID-19 Берлинский кинофестиваль впервые прошел в онлайн-формате. Международное жюри, в которое вошли лауреаты Берлинале прошлых лет – венгерка Ильдико Эньеди («О теле и душе») и израильтянин Надав Лапид («Синонимы»), присудило «Золотого медведя» румынскому режиссеру Раду Жуде за фильм об учительнице, чье интимное видео попало в интернет – «Безумное кино для взрослых».
Главный трофей фестиваля – «Золотой медведь»: им награждается лучший полнометражный фильм (но есть и «Золотой медведь» за лучшую короткометражку, и даже почетный – за кинодостижения).
Что же касается «Серебряного медведя», то сегодня эта награда присуждается в следующих номинациях: «Гран-при жюри» (вторая по значимости награда до 1999 года называлась «Специальный приз жюри»), «Приз жюри», «Лучший режиссер», «Лучшая главная роль», «Лучшая второстепенная роль», «Лучший сценарий», «Лучший короткометражный фильм», «Выдающиеся художественные достижения». Надо добавить, что категории «Лучшая главная роль» и «Лучшая роль второго плана» в 2021-м заменили «Лучшую женскую роль» и «Лучшую мужскую роль» – тем самым киносмотр подтвердил свой статус гендерно-нейтрального мероприятия.
Единственным кинематографистом, которому удалось завоевать двух «Золотых медведей», остается тайваньский режиссер Энг Ли: в 1993 году главная награда Берлинале досталась его комедии «Свадебный банкет», а в 1996-м – мелодраме по мотивам романа Джейн Остин «Разум и чувства».
«Золотой медведь» вручался отечественным картинам дважды. В 1977-м этой награды удостоилась военная драма Ларисы Шепитько «Восхождение» – экранизация повести Василя Быкова «Сотников». В 1987-м «Золотого медведя» получил Глеб Панфилов за трагикомедию о муках творчества «Тема» – эта лента, снятая еще в 1979 году, целых шесть лет провела «на полке».
«Золотого медведя» в конкурсе короткометражек в 1993-м получил мультфильм Ивана Максимова «Болеро», в 1996-м – документально-хроникальный проект Андрея Железнякова «Прибытие поезда», а в 1999-м – «Фараон» Сергея Овчарова: фантазия на тему нравов Древнего Египтас Николаем Фоменко.
В 1988 году «Специальный приз жюри» Берлинале достался еще одной «полочной» ленте – драме о событиях Гражданской войны «Комиссар»: режиссер Александр Аскольдов снял ее еще в 1967 году. В 1990-м вторую по значимости награду кинофорума получил «Астенический синдром» Киры Муратовой, а в 1991-м – триллер Виктора Аристова «Сатана».
В 1975 году лирическая лента о пионерском лагере «Сто дней после детства» принесла «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру Сергею Соловьеву. Георгий Шенгелая получил награду в этой категории в 1986-м за картину «Путешествие молодого композитора» – экранизацию романа Отара Чхеидзе «Ветер, которому нет имени».
«Серебряным медведем» за выдающиеся художественные достижения в 1985 году была отмечена приключенческая лента Толомуша Океева «Потомок белого барса». В 1994-м эту награду присудили Семену Арановичу – создателю психологической драмы «Год Собаки», а в 1995-м – режиссеру «Пьесы для пассажира» Вадиму Абдрашитову. В 2010-м приз достался оператору триллера «Как я провел этим летом» Павлу Костомарову, а 2015-м – Евгению Привину и Сергею Михальчуку, операторам фантастической ленты «Под электрическими облаками».
В 1981 году Анатолий Солоницын, сыгравший великого русского писателя в байопике «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского», был признан «Лучшим актером». В 1983-м «Лучшей актрисой» стала Евгения Глушенко – душевная библиотекарша из комедии «Влюблен по собственному желанию», а в 1984-м – Инна Чурикова, учительница и преданная жена из мелодрамы «Военно-полевой роман». В 2010-м награды за актерское мастерство достались Григорию Добрыгину и Сергею Пускепалису – исполнителям главных ролей в драме «Как я провел этим летом».
1.«О.K.» (1970)
Из-за разногласий вокруг участия в главном конкурсе фильма о зверствах американцев во Вьетнаме немца Михаэля Ферхевена, организаторы Берлинале решили вообще в тот год не вручать призы. Да, председателем жюри был гражданин США – оскароносный режиссер Джордж Стивенс.
2. «Империя чувств» (1976)
Одна из самых громких эротических лент в истории кинематографа шокировала западногерманскую публику до такой степени, что копия фильма была конфискована полицией прямо во время фестиваля.
3. «Охотник на оленей» (1978)
Появление в конкурсной программе военной драмы с Робертом Де Ниро и Кристофером Уокеном возмутило советскую делегацию: по идеологическим причинам киносмотр покинули не только ее представители, но и делегации других стран Восточного блока.
4. «Штаммхайм» (1986)
«Золотого медведя» в 1986 году получила лента о судебном процессе над лидерами леворадикальной террористической организации «Фракция Красной армии». Однако председателю жюри Джине Лоллобриджиде это кино не понравилось категорически. Объявив название картины-триумфатора, итальянская кинодива с сожалением отметила: «Я была против этого фильма».