Автор текста Александра Горелая
7 марта 2021 года Андрею Миронову, одному из любимейших актёров советского кино, исполнилось бы 80 лет.
Когда будущий актёр родился, его родители, артисты Мария Миронова и Александр Менакер, сыграли с ним небольшую шутку и записали датой его рождения следующий день, сказав, что «Андрей — это подарок всем женщинам в Женский день 8 Марта!»
Шутка же превратилась в реальность. Андрей Миронов действительно стал любимцем всех женщин Союза, а его интересная жизнь, начавшаяся с розыгрыша родителей, прошла под амплуа комедийного актёра, которому особенно хорошо удаются экранные образы элегантных, остроумных мошенников и обаятельных жуликов.
Его большой мечтой было сыграть «что-нибудь несколько иное». «Мне очень горько и трудно, — говорил он, — смириться с мыслью, что для зрителей высшее моё достижение в кино — это «Бриллиантовая рука»». Тем более, что Московском Театре Сатиры, где он работал всю жизнь, Миронов играл много сложных и разноплановых ролей: Чацкого в «Горе от ума», Хлестакова в «Ревизоре» или Фигаро в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро».
Миронов прожил мало — всего 46 лет. Но за это время он пережил множество жизней, перевоплощаясь в своих героев, каждого из которых создавал из самой глубины себя. «Каждая моя роль — это в чём-то я сам. Не потому, что я играю про себя, — играю через себя. Именно я — материал, из которого лепятся все мои сценические герои». Может быть, в этом и заключается его главный секрет? Он просто везде тот, кто он есть на самом деле.
В честь дня рождения Андрея Миронова мы хотим напомнить о самых важных ролях артиста в кино, которые должен увидеть каждый.
Фильм Юлия Райзмана 1961 года стал дебютным для Миронова. Картина о первой любви одноклассников Ксени и Бориса был воспринят советскими критиками в штыки. Его называли слишком фривольным и откровенным, хотя ничего подобного из того, что мы видим на экранах сейчас, тогда и в помине не было. Однако и время было совсем другое — сложное, закрытое от проявлений каких бы то ни было чувств, где даже поцелуй казался верхом грехопадения. Роль Пети не была главной, однако обратила на себя внимание как зрителей, так и режиссёров.
Не просто так фильм Александра Зархи иногда называют квартетом гениев. Вместе с Мироновым здесь сыграли Александр Сбруев, Олег Даль и Людмила Маркова. Картина рассказывает о друзьях, которые, едва оперившись, решили отправиться в Прибалтику, окрылённые надеждами, романтизмом и молодостью. На наших глазах они взрослеют и узнают настоящую жизнь, учатся любить и прощать. Фильм очаровывает своей искренностью и наивной простотой, а Андрей Миронов — ролью Юрки-физкультурника, который устроился работать на рыболовное судно.
Генрих Оганесян доверил Андрею Миронову одну из главных ролей — Ромы Любешкина. Это блестящая комедия о трёх лучших друзьях, которые приехали «дикарями» отдохнуть на Чёрное море. Две внезапно нагрянувшие девушки смешали все планы ребят на спокойный отдых. Начавшаяся борьба за пляжное место закончилась романтической влюблённостью и сделала Миронова любимцем всех советских женщин.
В картине Эльдара Рязанова Миронов заработал своё всем известное амплуа — обаятельного мошенника, подкупающего харизмой и острым языком. В истории про Юрия Деточкина, непримиримого борца за справедливость, актёр сыграл продавца комиссионного магазина, приторговывающего из-под прилавка. Не самая большая роль, но Миронову удалось создать такого живого и искреннего персонажа, что ему невозможно не сопереживать. А критики потом назвали роль Димы Семицветова одной из лучших в фильме.
Наверное, нет русского человека, который бы не смотрел этот фильм Леонида Гайдая. «Упал, проснулся — гипс» — фраза, которую знают все. Роль блестящего мошенника Геши принесла Миронову всенародную славу и любовь. Интересно то, что изначально Гайдай хотел, чтобы элегантного жулика сыграл Георгий Вицин. На кандидатуре Миронова настоял сам Юрий Никулин — и выбор стал, что называется, «золотым». Здесь же актёр впервые начал петь: «Остров невезения» распевал вместе с ним весь Советский Союз. При этом сам Миронов не верил, что у него какие-то незаурядные вокальные данные и как-то сказал о себе: «К своему пению я отношусь очень иронично, певцом себя никогда не считал и не считаю».
Фильм Владимира Бычкова принёс в копилку Миронова ещё одну роль благородного мошенника. Он сыграл Маркиза, придворного учителя фехтования в семье князя Тихвинского, который с помощью беспризорника Кеши похищает коллекцию полотен и скульптур. Произведения искусства они планируют перевезти заграницу, подальше от загребущих лап большевиков. Помешать им пытается следователь уголовного розыска Макар Овчинников, которого сыграл Олег Табаков. Герои переживают приключения, которые и сейчас смотрятся не хуже голливудских блокбастеров, а Маркиз очаровывает собой с первого и до последнего кадра.
Совместный проект СССР и Италии, над которым работал Эльдар Рязанов, полон немыслимых по тем временам трюков. Герой Миронова, гид Андрей Васильев, нырял в открытое море за сокровищами, спускался по ковру из окна гостиницы, прыгал на крышу едущего автомобиля — и всё это актёр делал сам, без каскадёров и дублёров. Фильм-пародия на гангстерские криминальные комедии вызвал среди зрителей широкий резонанс. Это было как глотнуть свежего воздуха после затяжной болезни. Рязанов собрал на одной площадке отличных актёров, наполнил картину остроумным юмором и аллюзиями на западное кино, динамикой и невероятно доброй атмосферой.
Мини-сериал Марка Захарова с Мироновым в главной роли до сих пор вызывает споры среди кинокритиков и зрителей. Кто-то признаёт его Остапа Бендера с пронзительно-печальными глазами лучшим воплощением этого персонажа. Кто-то, напротив, худшим. Факт — это то, что его запомнили, а, значит, равнодушным он никого не оставил в любом случае. Любопытно, что на роль Бендера Миронов пробовался на кастинге у Гайдая несколькими годами ранее, но тогда режиссёра убедить не смог, и в итоге великим комбинатором стал Арчил Гомиашвили.
Фильм Ильи Авербаха стал той самой отдушиной для Миронова, о которой он долго мечтал. Здесь у него наконец-то серьёзная роль. С улыбкой, но горькой, с влажными печальными глазами трогательные и чувствительные герои говорят об очень важных вещах. О непонимании между людьми, даже, даже если они – самые близкие: любимые, родители, братья-сёстры. Фильм рассказывает о тщетных попытках разных людей быть счастливыми, о бесконечной пропасти между поколениями и вечном эгоизме, который окружает каждого из нас плотной стеной. Именно после такого кино хочется просто сесть и полностью переосмыслить свою жизнь.
Роль Фёрста в фильме Аллы Суриковой стала для Миронова последней завершённой работой в кино. Многие говорят, что этой картиной он словно бы подвёл итог всей своей жизни. Его герой, Фёрст, верит в силу кинематографа, что он и есть тот самый свет, который облагораживает людей и делает их лучше. И когда он появляется в импровизированном ковбойском городке с его беспорядочной стрельбой, мордобоями и сквернословием — жизнь людей действительно меняется. Фёрст у Миронова, как и все его персонажи, вышел блестящим, а журнал «Советское кино» признал актёра лучшим в 1987 году.
Это всего лишь 10 кинокартин, в которых Миронов создал полюбившихся всем героев. Но их намного, намного больше — около 70. И так хочется сказать о каждой, потому что выбирать кусочки из целого очень трудно. Фильмы, где играл Миронов, не оставались в тени. Они всегда цепляли, заставляли о себе говорить и бесконечное число раз пересматривать каждый из них.
…сначала Андрей Миронов был вовсе не Мироновым, а Менакером?
До 1948 года актёр носил фамилию отца, но сменил её на материнскую, когда развернулась глобальная кампания по борьбе с космополитизмом, которая особенно остро коснулась людей с еврейскими корнями. И фамилию мальчика поменяли от греха подальше.
…первая попытка Миронова засветиться в кино с треском провалилась?
Произошло это из-за его маниакальной чистоплотности. Когда актёру было 10 лет, он должен был сыграть нищего в массовке сказки «Садко» у Александра Птушко. Ему выдали костюм из дерюги, который нужно было надеть на голое тело. Но Миронов побороть себя не смог и поддел под него белоснежную майку. За что и был изгнан из массовки рассвирепевшим Птушко.
…Миронов закончил «Щуку».
При этом его родители даже не подозревали об этом, потому что пророчили ему будущее переводчика – актёр в совершенстве знал английский язык и не говорил про то, что хочет пойти по их стопам. Но после окончания он подал документы в Щукинское училище, пока родители были на гастролях, так что для них это стало полной неожиданностью.
…Миронов пробовался на роль Жени Лукашина из комедии «Иронии судьбы, или С лёгким паром!»
Актёр мечтал сыграть Женю, но Эльдар Рязанов был против его кандидатуры с самого начала. На кастинге он попросил его сыграть сцену, где Лукашин говорит, что его первая любовь вышла замуж за его друга, а он вообще не пользуется популярностью у женщин. Как закричал бы Станиславский: «Не верю!». И не потому, что Миронов плохо сыграл – это было просто невозможно. Глядя на актёра, никогда не скажешь, что хотя бы одна женщина могла устоять перед его обаянием. Рязанов предложил ему роль Ипполита, но Миронову этот персонаж не нравился, и он отказался.
…Миронов умер в Риге.
Прямо на сцене во время спектакля «Женитьба Фигаро» актёру стало плохо, и он потерял сознание. Он умер от обширного кровоизлияния в мозг из-за лопнувшего сосуда. Когда актёра перевозили на родину, вся дорога была выстелена цветами.