Александр Соловьев и Ирина Печерникова – две яркие звезды советского экрана. Судьба вела их друг к другу почти 30 лет, то сталкивая, то разводя. У каждого из них за плечами были слава и успех, крах карьеры и невостребованность, алкогольная зависимость и неудачные браки. Он ушел из жизни в 47 лет, она – в 74 года. Он – вспыльчивый и задиристый, она – хрупкая и трогательная, но им было подарено три года выстраданного счастья и любви.
Александр Соловьев родился в Дагестане, в небольшом поселке рядом с Махачкалой, куда были сосланы его родители во времена сталинских репрессий. Когда мальчик родился 7-месячным, врачи переживали, что он не выживет. Но мать Саши смогла его выходить. Вскоре семья перебралась в Норильск. В детстве мальчишка хотел быть клоуном как Олег Попов, чтоб веселить и радовать окружающих. После окончания школы Соловьев уехал в Москву и с легкостью поступил в ГИТИС. Членов приемной комиссии сразили его фактура и непосредственность: он явился на экзамен в ботинках, одетых на босые ноги. В общежитии Александр поселился со своим тезкой – Александром Фатюшиным, другим его однокурсником был Игорь Костолевский. И три этих удалых парня были любимыми студентами легендарного Андрея Гончарова, руководившего Театром Маяковского. Однокурсники обожали Соловьева: он всегда приходил на выручку, защищал, любил делать сюрпризы.
На третьем курсе в его жизнь ворвалась только поступившая в ГИТИС Людмила Радченко. За их трогательные и нежные отношения парочку прозвали Ромео и Джульетта. Весной 1971 года они поженились, а через год у них родился сын Саша.
После окончания института Соловьев попал в Театр Маяковского, куда его взял Гончаров. Ему доставались лишь роли в массовке, и потому через год актер решил перейти в Центральный детский театр. Здесь Александр сразу получил главную роль в спектакле «Начнем сначала?!» и вскоре стал ведущим актером театра.
Партнершей Соловьева в спектаклях была актриса Людмила Гнилова, в которую артист безумно влюбился. Его не останавливало ни то, что она замужем, ни то, что он женат, ни то, что в обеих семьях подрастают дети. В своей влюбленности артист сразу же признался жене. Александр ежедневно провожал Людмилу до дома, ночевал у нее в подъезде. Три года он добивался ее расположения, пока она не дала свое согласие. Соловьев развелся с первой женой, женился на Гниловой, позже они обвенчались, в 1978 году у пары родился сын Миша.
Звездной ролью актера стал конокрад Красавчик в приключенческом детективе «Зеленый фургон», вышедшем в 1983 году. Известно, что первоначально режиссером этого фильма собирался стать Владимир Высоцкий, но этим планам помешала его смерть. Александра Павловского несколько месяцев уговаривали взяться за постановку фильма, но он отказывался, боясь сравнений с Высоцким, и был вынужден согласиться лишь после отстранения работы над другой кинолентой. На роль Красавчика претендовал Николай Караченцов, но он отказался от съемок из-за длительных зарубежных гастролей театра. Так Красавичком стал голубоглазый блондин Соловьев, а этот персонаж сделал его кумиром миллионов поклонниц. На съемках актер подружился с исполнителем главной роли Дмитрием Харатьяном, артисты дали друг другу обещание во время съемок не пить алкоголь и придерживались этого уговора.
В 1986 году Соловьев уходит из театра, снимается в роли Гришки Отрепьев в масштабном полотне Сергея Бондарчука «Борис Годунов». Кинематограф продолжает эксплуатировать фактуру актера в детективных и приключенческих лентах «На Гранатовых островах», «Случай в аэропорту», «На острие меча», «Разорванный круг». А когда предложений новых ролей не стало, Соловьев решил сам стать режиссером своей картины. В 1991 году за две недели до августовского путча состоялась премьера его трагикомедии «По Таганке ходят танки», где он сыграл главного героя, сбежавшего из психиатрической больницы и уверенного в том, что обладает навыками гипноза и может управлять государством. Картину приняли хорошо, Соловьеву вручили премию, на которую он тут же купил семнадцать телевизоров и подарил членам съемочной группы. А после путча с настоящими танками прокат фильма отменили, и Соловьев оказался с огромным кредитом, который брал для съемок.
Денег не было, работы в кино тоже. Актер пытался зарабатывать частным извозом, но его узнавали, а Соловьева это злило и угнетало. Справиться с депрессией помогал алкоголь. Актер часто пропадал из дома на несколько недель, дрался, заводил новые романы, а потом возвращался к жене и просил прощения. Он просил жену о помощи, и она искала ему лучшие клиники, врачей. В наркологической клинике в Феодосии Соловьев встретился с Ириной Печерниковой, звездой фильма «Доживем до понедельника».
Ирина Печерникова родилась в 1945 году в Грозном, куда попали по распределению ее родители, выпускники Ленинградского университета, а вскоре ее семья переехала в Москву. В два годика девочка упала в чан с кипятком и чуть не умерла. После такой жуткой истории родители терпели все ее капризы, а Ира росла взбалмошным и вредным ребенком. Об актерской профессии девочка мечтала с самого детства. Она ходила в драмкружок, занималась фигурным катанием, фехтованием, гимнастикой, стрельбой, конным спортом. В Школу-студию МХАТ она поступила случайно: зашла посмотреть, как поступают другие, чтоб на следующий год быть готовой к вступительным экзаменам. Но ее неожиданно позвали в приемную комиссию что-нибудь прочесть, Печерникова сумела произвести впечатление и стала студенткой театрального училища.
Уже на втором курсе она начала выступать на театральной сцене в спектакле «Зима тревоги нашей». После окончания учебы Ирину приняли в Театр Ленинского комсомола, а через два года она перешла работать в Театр Маяковского, куда позже распределится Александр Соловьев.
В то же самое время случилась ее самая главная роль в жизни – фильм Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника». До этого она уже успела удачно сняться в экранизациях классических произведений Пушкина «Каменный гость» и Тургенева «Первая любовь». От ролей современниц она принципиально отказывалась, поэтому не стала Ниной в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница»: ей не хотелось играть несерьезную девушку с осликом. Но на предложение Ростоцкого она не могла ответить отказом: сценарий ее захватил. Да и режиссер, пробовавший вначале на эту роль Светлану Светличную, все же хотел, чтоб у его героини было не примелькавшееся лицо. Работу над картиной актриса вспоминала как большую радость, отмечая атмосферу всеобщей любви и уважения на съемочной площадке. Вся страна влюбилась в образ бескомпромиссной учительницы английского языка, а Печерниковой тут же приписали роман с исполнителем главной роли Вячеславом Тихоновым, в которого актриса была влюблена еще с детства. Картина стала лучшим фильмом 1968 года по опросу читателей журнала «Советский экран», получила главный приз Московского кинофестиваля и Государственную премию СССР, а Ирину назвали советской Одри Хепберн.
На съемках очередного фильма Печерникова неудачно прыгнула в сугроб, приземлилась на огромный пень и сломала обе ноги. Врачи сказали, что теперь она будет хромать на правую ногу всю жизнь. Актриса лежала в гипсе, и друзья, чтобы встряхнуть ее, позвали Ирину на концерт польского джазового ансамбля «Бизоны». К середине концерта Печерникова поняла, что влюбилась в солиста группы – Збигнева Бизона. После концерта они уже вместе ужинали в кафе, а вскоре Ирина забыла про свои болячки, быстро пошла на поправку, чем удивила врачей. После нескольких месяцев переписки, влюбленные решили пожениться. После свадьбы Печерникова, бросив театр и кино, уехала с мужем в Польшу, а затем в Швецию. Через два года Збигнев, видя, как Ирина мается от тоски и безделья, разрешил ей вернуться в Москву. А через некоторое время брак естественным образом распался.
Вскоре у актрисы завязался роман с Владимиром Высоцким. Пока она жила за границей, даже не подозревала о его бешеной популярности, поначалу актер даже ее раздражал, но после случайной встречи на киностудии он повез ее домой и три часа пел свои песни. Их отношения длились несколько месяцев. Однажды во время поездки в Сухуми Печерникова услышала телефонный разговор Высоцкого со своей женой Мариной Влади, звонившей из Парижа и собиравшейся приехать. Признания в любви другой женщине ранили Ирину, она поняла, что была лишь забавой, собрала вещи и уехала. Позже Печерникова с Высоцким встретились на съемках фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Актриса снова сломала ногу, поэтому бывший возлюбленный был вынужден в кадре носить ее на руках, но вне съемочной площадки они друг с другом так и не разговаривали.
Следующим мужем актрисы стал артист Борис Галкин, который ради нее оставил семью. Позже Печерникова признавалась, что особой любви между ними не было, да и рушить чужое счастье не следовало. Этот брак просуществовал всего год: Галкин стал много сниматься и ездить по стране, а Ирина отдавала себя полностью театру, они отдалились друг от друга, но остались в хороших отношениях после расставания. А приемы рукопашного боя, которым Галкин научил Печерникову, пригодились ей в жизни: она смогла отбиться от двух грабителей, которые хотели снять с нее дубленку.
Ирина продолжала сниматься в кино, хотя все последующие работы не были такими яркими как роль в «Доживем до понедельника». Вместе с Олегом Далем актриса снялась в многосерийном фильме «Вариант «Омега»» и телеспектакле «Страницы журнала Печорина», очень подружилась с ним и до самой смерти восхищалась актером. Заметными в биографии Печерниковой стали роли в фильмах «Два капитана», «Первые радости», «По собственному желанию», «34-й скорый». В 1977 году актриса перешла в Малый театр, где проработала до 1990 года, получая все репертуарные роли, а кроме них – зависть коллег и даже звонки с угрозами. Карьера в кино к тому времени сошла на нет, новых ролей не было совсем, а появившуюся пустоту заполнил алкоголь. Период тяжелых запоев длился 2 года, пока, оказавшись на краю пропасти, актриса не приняла решение лечиться.
В наркологической клинике в Феодосии Александра Соловьева и Ирину Печерникову сблизила общая беда и желание вылечиться. Кроме того, Александр с юности был влюблен в актрису. Печерникова запомнила, как голубоглазый красавец дарил ей цветы после спектакля «Два товарища» в далеком 1969 году, а годы спустя они встретились за кулисами: Соловьев в то время работал в Театре Маяковского, куда вернулась после Швеции актриса. Но то недолгое время, что он там работал, они практически не разговаривали, а потом и вовсе потерялись. Спустя годы актеры поняли, что все это время судьба их неслучайно сталкивала. Хрупкая Ирина, наконец, обрела в импульсивном Соловьеве чувство защищенности.
После клиники влюбленные вернулись в Москву с желанием больше не расставаться. Но спустя время, видя, как по Александру тоскует сын, Ирина приняла тяжелое для себя решение расстаться с любимым. Шесть лет она жила одна. Своих детей у актрисы не было. Она купила старый деревенский дом в Ярославской области и перебралась туда. А в 1997 году, когда сын Соловьева поступил в институт, Александр вновь появился в ее жизни и сказал, что вернулся навсегда. Актеры счастливо прожили в браке три года, живя за городом и занимаясь сельским хозяйством, пока перед новым 2000 годом не произошла трагедия.
26 декабря 1999 года Александра Соловьева обнаружил в бессознательном состоянии на улице прохожий, который вызвал милицию. Пострадавшего без документов отправили в Институт Склифосовского, а 1 января 2000 года от последствий черепно-мозговой травмы и кровоизлияния в мозг неопознанный на тот момент мужчина скончался. Печерникова все это время искала Соловьева, обзванивая больницы, но все поиски были безуспешны.
Почти месяц тело актера пролежало в морге, пока кто-то из сотрудников не узнал в нем знаменитого Красавчика. На опознание вызвали коллегу Соловьева по «Зеленому фургону» Дмитрия Харатьяна, а тот сообщил о случившемся Ирине. По официальной версии, актер после спектакля, будучи сильно пьяным, стал дебоширить на банкете, и его попросили уйти. Возвращаясь домой, Соловьев якобы поскользнулся и ударился головой. Однако Печерникова все эти годы считала, что ее мужа убили. Она рассказывала, что дежурный милиционер признался ей, что подвыпившего мужчину сильно ударил по затылку прибывший наряд милиции.
После случившейся трагедии Ирина Печерникова полгода провела в больнице с нервным расстройством, а затем еще несколько лет не могла побороть тяжелейшую депрессию. Долгое время она вела затворнический образ жизни. Лишь спустя 10 лет Ирина вновь напомнила о себе, согласившись на участие в пластической операции в рамках проекта «Формула красоты», после чего появлялась с интервью в различных телепрограммах.
Прощальной работой актрисы после многолетнего творческого простоя стала главная роль в фильме ««Земля Эльзы» о любви двух пожилых людей, где ее партнером стал Вениамин Смехов. В последние годы жизни она вела затворнический образ жизни, лечилась от онкологии, незадолго до смерти сломала ребра.
1 сентября 2020 года – за день до своего 75-летия – во время ужина Печерниковой неожиданно стало плохо, и она мгновенно умерла. Причиной смерти стал инфаркт, вызванный острой коронарной недостаточностью. Прах актрисы был захоронен на Ваганьковском кладбище в одной ячейке с урной Александра Соловьева.
Старший сын Соловьева от брака с Людмилой Радченко – Александр – с детства активно занимался спортом, стал кандидатом в мастера спорта по самбо, двукратным чемпионом Европы, многократным чемпионом России и мастером спорта международного класса по ушу. Он, как и отец, связал свою жизнь с кинематографом, став каскадером и постановщиком трюков. В 1999 году Александр снял боевик «Монах», в котором выступил в качестве режиссера, актера, оператора и композитора. Соловьев-младший снялся в трилогии «Удар Лотоса», сериалах «Боец», «На углу у Патриарших-4», «Гражданин начальник-3», «Небо в огне», «Лесник», «Метод Фрейда», «Котовский» и других фильмах. Осенью 2022-го ему исполнится 50 лет.
Младший сын Соловьева от брака с Людмилой Гниловой – Михаил – тоже продолжил семейную династию. Впервые он появился на экране в три года с отцом в сериале «Следствие ведут ЗнаТоКи», в 14 лет он сыграл главную роль в фильме «Детство Никиты», позже Михаил окончил театральное училище, работал в Театре Российской Армии, а затем стал режиссером вначале документального, а затем и игрового кино. Среди работ 43-летнего актеры сериалы «ЧОП», «Без срока давности», «Улица» и «Семейка».