10 российских фильмов последнего десятилетия: от «Елены» до «Легенды №17»

10 российских фильмов последнего десятилетия: от «Елены» до «Легенды №17» Фото: кадр из фильма "Легенда №17"

«КП» составила список самых любопытных российских фильмов с 2010-го по 2019-й год. Если вы пропустили их в прокате, посмотрите во время самоизоляции — не пожалеете! Фильмы в нашем обзоре расположены в хронологическом порядке.

«Елена» (2011)

Этот фильм Андрея Звягинцева не наделал такого шума, как «Левиафан» — но внимания заслуживает не меньшего (к слову, это единственный русский фильм, вошедший в список лучших картин 2010-х годов по версии журнала Rolling Stone). Пожилой богач женится на скромной медсестре Елене, которая продолжает играть при нем роль скорее сиделки, чем супруги. У нее есть своя семья — сын от первого брака, невестка, внуки — и этой семье нужны деньги. Но муж Елены не собирается ее спонсировать — и вообще, все свое состояние он намерен завещать не жене, а взрослой дочери. Решит проблему Елена достаточно остроумно.

«Шапито-шоу» (2011)

Четыре искусно переплетенные новеллы о молодых людях и девушках, в поисках радости приехавших в Крым и там поразбивавших себе сердца. Изумительная трагикомедия Сергея Лобана в свое время очень понравилась критикам, но до массового зрителя так, кажется, толком и не дошла: все-таки она идет четыре часа, и было даже не очень понятно, как ее выпускать в прокат (выпустили в итоге в виде двух отдельных фильмов). Сейчас, в эпоху сериалов, когда четырехчасовым зрелищем никого не смутишь, есть смысл наконец посмотреть картину дома, если вы в свое время этого не сделали.

«Жить» (2012)

Три истории про людей, у которых умерли близкие. Женщина (Яна Троянова), только что обвенчавшаяся с мужем (Алексей Филимонов), едет с ним на электричке домой — и по дороге его забивает компания гопников, польстившихся на бумажник с двумя пятисотрублевыми купюрами. У другой женщины, алкоголички, (Ольга Лапшина) отобрали дочерей-близняшек; вроде она уже не пьет, и детей вот-вот должны вернуть — но по пути дочки гибнут. Герой третьей новеллы — мальчик, который сходит с ума: его отец покончил с собой, а мама теперь в его воображении оказывается монстром.

Ну да, наверное, это не то кино, которое большинство людей готово смотреть на отдыхе; но эмоциональная сила картины Василия Сигарева огромна. Забыть Троянову и Лапшину многие зрители не смогут очень долго. Если что, можно начать знакомство с Сигаревым с другой картины, его дебютного «Волчка» (он не так бьет по голове), тоже с великолепной Трояновой в главной роли.

«Легенда № 17» (2013)

Лучший российский спортивный фильм десятилетия — история Валерия Харламова, знаменитого хоккеиста, который в 1972-м помог нашей сборной одержать историческую победу над канадцами, а девять лет спустя погиб в автокатастрофе. В фильме Николая Лебедева Харламов (Данила Козловский) не умирает — как минимум, мы этого не видим. Его биография расцвечена красивыми подробностями, и любители придираться сразу после выхода картины начали составлять списки неточностей. Маленький Харламов никогда не сталкивался на испанской улочке с боевыми быками. Юный Харламов не путешествовал по тросу, натянутому на огромной высоте между огромными заводскими трубами. Молодой Харламов не лазал к любимой девушке на балкон. Авария, в которой он сильно повредил ногу, произошла не до, а после знаменитого матча с канадцами… И так далее, и тому подобное; но какие могут быть претензии к фильму, в названии которого есть слово «Легенда»? Это сказка о спортсмене-герое, и в этом качестве она удовлетворит почти всех.

«Горько!» (2013)

История о молодых влюбленных из приморского городка, которые решили сыграть свадьбу, снята в жанре found movie, «найденного фильма» — это якобы реальная видеозапись событий, сделанная обычным человеком с любительской камерой (в данном случае — братом жениха). В Голливуде так обычно снимают фильмы ужасов, типа «Ведьмы из Блэр» или «Монстро». У нас сняли комедию, от которой тоже холодок бежит за ворот: русская свадьба катится по городу инфернальными пьяными волнами, все сметая на своем пути. Очень остроумный и талантливый фильм открыл публике Жору Крыжовникова, который потом снял «Горько-2», «Самый лучший день» и «Звоните ДиКаприо» — и вполне может претендовать на звание главного российского режиссера 2010-х.

«Звезда» (2014)

Маша (Тинатин Далакишвили) по всем признакам — дурочка с переулочка, мечтающая стать знаменитой артисткой. Но перед тем ей надо поработать над собой: сделать с помощью пластических хирургов новую грудь, новые губы, новые уши и новые ноги («А то по стандартам между сжатыми вместе ногами должно быть четыре просвета, а у меня только один!») Пока ей светит только работа в клубе, где в нее влюбляется юный уборщик (Павел Табаков). На самом деле он сын олигарха (Андрей Смоляков), но терпеть не может свой дом, своего отца и его любовницу Риту (Северия Янушаускайте) — от всего этого он хочет сбежать любой ценой. Рита, в свою очередь, ненавидит олигарха (что до поры до времени тщательно скрывает, ставя целью выйти за него замуж), его сына и собственную жизнь: она, конечно, выглядит роскошной светской львицей, мечтающей блистать (и изредка даже блистающей) на обложках глянцевых журналов, но все чаще осознает, что пока что она не более чем дорогая проститутка.

Судьбы этих трех людей сплетутся в иронической мелодраме, которая по сюжету напоминает дешевые телесериалы — но которая одновременно смешна и изящна. В каком-то странном смысле Анна Меликян напоминает Педро Альмодовара, который тоже обыгрывает трэшевую мелодраматичность теленовелл и слезовыжималок, с их роковыми разрывами, смертельными болезнями и несчастными влюбленностями, но, разумеется, превращает их в ни на что не похожее, свое кино.

«14+» (2015)

Картина о подростке Леше Васине, живущем в глухом спальном районе Москвы. Он любит скутеры и группу «Ленинград», его герой — Данила Багров из фильма «Брат», он влюблен в девочку из соседней школы (причем так исторически сложилось, что эта школа враждует с той, где учится он сам). Нет, никаких кровопролитных трагедий а-ля «Ромео и Джульетта» не будет: «14+» Андрея Зайцева — это лирическая комедия, снятая с неподдельными интересом и нежностью по отношению к подросткам. Очень обаятельный фильм с очень точно подобранными исполнителями главных ролей Глебом Калюжным и Ульяной Васькович.

https://youtu.be/wYhZi5JOdsA

«Аритмия» (2017)

Олег (Александр Яценко) — врач «Скорой помощи», носится по вызовам, спасает людей, а в свободное время хлещет литрами дешевое кипрское вино: во-первых, работа выматывает, во-вторых, вся жизнь какая-то нескладная. Жена (Ирина Горбачева), которой все надоело, готова его выгнать из дома, начальство вводит новые идиотские правила (теперь на пациента, даже тяжелого, разрешается тратить не более 20 минут)… Но он не сдается. На «Кинотавре» фильм Бориса Хлебникова вызвал даже не аплодисменты, а овацию: казалось, что ты на футбольном матче. «Аритмия» очень точно попадает в сердца своих зрителей, верящих, что все будет хорошо, что люди на самом деле не такие уж плохие существа, что «Скорая» доедет до места вовремя, несмотря на жуткие пробки, что живет такой парень — неуклюжий, не идеальный, зато родной, зато весь свой, честно выполняющий тяжелую и не всегда благодарную работу.

https://youtu.be/vNljY2DaC_I

«Русский бес» (2018)

Эксцентричная абсурдистская комедия Григория Константинопольского, во многом напоминающая «Бойцовский клуб» Чака Паланика и «Американского психопата» Брета Истона Эллиса — а еще, разумеется, сочинения Достоевского. Русского психопата зовут Святослав (имя это все сокращают до «Свят», а играет его Иван Андреевич Макаревич, с годами все сильнее похожий на отца). Попав под влияние православного священника, требующего искоренять зло и ересь и ненавидеть врагов своей Родины, Свят становится убийцей – или не становится, потому что отличить реальность от фантазии ему все труднее.

https://youtu.be/8kP2z0J7lw4

«Бык» (2019)

Фильм 35-летнего Бориса Акопова получил главный приз на прошлогоднем «Кинотавре». Действие его разворачивается в 90-е (которые Акопов, понятно, застал лишь краешком), герой — 22-летний Антон Быков, парень из подмосковного городка, главарь небольшой преступной группировки. Он соглашается выполнить заказ местного «авторитета», не предполагая, насколько драматическими будут последствия. Не совершенный, но очень любопытный фильм с отличным актером Юрием Борисовым в главной роли.

Расскажите об этом друзьям!