В условиях, когда все публичные мероприятия отменены из-за пандемии коронавируса, народный артист России Денис Мацуев дал онлайн-концерт в Концертном зале им. Чайковского. Организатором выступила Московская государственная академическая филармония.
— Впервые за 99 лет своей истории филармония проводит публичный концерт без единого слушателя в зале. Передом мной 1500 пустых кресел и при этом я знаю, что у нас аншлаг. Потому что аудитория трансляции не поместилась бы и в 10 и в 100 таких залов, — отметил конферансье Ярослав Тимофеев.
Для «Домашнего сезона» московской филармонии Денис Мацуев выбрал «Времена года» Чайковского.
— Если бы 100 или 120 лет назад в России ввели карантин, то из окон каждого дома звучали именно «Времена года». Эта музыка предельно теплая, музыка для встреч у камина, — добавил ведущий. — Цикл объединен идеей календарного жизненного круга. В трудные времена Чайковский ласково напоминает о том, что жизнь продолжается, ход времен нельзя остановить, и что у природы нет плохой погоды.
Конечно, этому концерту очень не хватало зрителей: их восторженных глаз, волнительного дыхания, громких аплодисментов. Однако были и плюсы – в зале в этот вечер не зазвонил ни один мобильный телефон. Онлайн-концерт Дениса Мацуева и его музыкантов – Андрея Иванова (контрабас) и Александра Зингера (ударные) продолжался более часа. В конце выступления, как и положено, артистов одарили букетами цветов.
— Большое спасибо, что вы были вместе с нами. Несмотря на то, что здесь никого нет, мы чувствовали вашу энергетику. Я считаю, что хорошая музыка является настоящим терапевтом в любые времена. А сегодня и подавно. Слушайте побольше классической и джазовой музыки, — сказал сразу после выступления Денис Мацуев.
А на следующий день он написал на своей странице в Instagram большой пост, посвященный прошедшему концерту. По словам Мацуева, начав играть «Времена года», он был не в своей тарелке до «Апреля».
— Отдача зала, «химия», энергетика (которая с правой стороны тебя вдохновляет и заставляет ее удерживать в течение всего концерта, чтобы непрерывно чувствовать эмоциональную и интеллектуальную связь со слушателями) отсутствует, как будто глухая стена окружает, но при этом ты понимаешь, что в этот самый момент тебя видят и слышат миллионы, — рассказывает он.
Пианист пришел в себя только к середине цикла, отметив, что к подобным выступлениям нужно настраиваться совершенно иначе.
— По итогам могу уверенно сказать, что такие концерты нужны в первую очередь для публики, которая сейчас вынужденно сидит дома и не может посетить концертный зал. И важно не просто выкладывать онлайн архив записей, а играть вживую, — считает музыкант.