Плакаты войны.
На пути к Великой Победе

В эти дни мы отмечаем значительнейшее событие нашей истории — 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, в которой выковалась уникальная нация — советский народ, способный преодолевать трудности, которые, казалось бы, не под силу преодолеть людям.
Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага.

Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен на плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, не превзойденную и доныне. Выставка «Плакаты войны. На пути к Великой Победе» — интереснейшее собрание отсканированных цветных копий шедевров военного времени (1941–1945 гг.) с аннотациями об авторах и истории создания — дает более полное представление о Войне, чем любой рассказ.

Леонид Игнат
Директор по информационной политике и связям с общественностью Альфа-банка
В фондах Государственного музея современной истории мы отобрали 50 наиболее выразительных работ, чтобы представить не просто историю празднования Победы, а историю пути к Победе. Все плакаты мы оцифровали, отпечатали с них точные музейные копии, создав 50 экспозиционных комплектов, которые будут выставлены в 46 городах по всей России — от Владивостока до Калининграда. Выставка стартовала в середине апреля. По окончании проекта плакаты будут переданы региональным музеям в дар для дальнейшего экспонирования.

Альфа-Банк на протяжении всей своей истории постоянно участвует в крупных культурных проектах, имеющих особую ценность для страны:
Выставка «Война на первых полосах» к 65-летию ВОВ
2010 год, 26 городов
Выставка «50 лет в Космосе. Летопись покорения»
2011 год, 30 городов
Выставка, посвященная 200-летию окончания Великой отечественной войны 1812 года
2012 год, 34 города
Выставка «Преодоление Смуты в России в начале XVII века»
2013 год,43 города
Выставка «Неизвестная история: плакаты Первой мировой»
2014 год, 50 городов
«Плакаты войны. На пути к Великой Победе»
2015 год, 50 городов
Всероссийский масштаб проекта «Плакаты войны. На пути к Великой Победе» еще раз подтверждает статус Альфа-Банка как надежного и стабильного банка, верного традициям.
Подробную информацию о местах и времени проведения выставки можно увидеть на нашей карте .

Выбери свой любимый город

Самые важные факты и цифры из истории Великой победы в твоем городе!

«Третий фронт»

В XX веке военные действия разворачивались не только на полях боевых сражений, не только в тылу, где ковалась мощь армий.
В дело пошло оружие, пострашнее огнестрельного, — информационное и идеологическое, недаром пропаганду и агитацию назвали третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге, и решила исход войны: гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов.

Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, — и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.

Самые известные мастера плаката

Кукрыниксы

.

Творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).
Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и "Окна ТАСС", созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945.

Ираклий Тоидзе

(1902-1985)

График и живописец. Известен прежде всего как плакатист, автор военных плакатов. В том числе одного из самых известных — «Родина-Мать зовёт!»
В годы войны его плакаты пользовались невероятной популярностью и выходили огромными тиражами. Работы Тоидзе отличает крепкий уверенный рисунок, колорит работ всегда сдержан и рационален, часто используется красный цвет, который в сочетании с белым и чёрным придаёт его работам повышенный драматизм.

Алексей Кокорекин

(1906-1959)

Выдающийся плакатист. Лучшие плакаты Кокорекина входят в золотой фонд советского агитационно-пропагандистского искусства. Во время Великой Отечественной войны участвовал в выпуске «Окон ТАСС». Создал непревзойденные по своей эмоциональности и выразительности листы: «Свет в окне — помощь врагу» (1941), «Бей фашистского гада!» (1941), «За Родину!» (1942, ГТГ), «Это сделали немцы!» (1943), «Беспощадно мстите гитлеровским детоубийцам!», «Бить, чтобы дух вон»! (1944), «Так будет с фашистским зверьём» (1944), «Воину-победителю — всенародная любовь!» (1945).

Виктор Корецкий

(1909-1998)

Советский художник-график, живописец, фотограф. В годы Великой Отечественной войны Виктор Корецкий создал свыше сорока плакатов и листовок. В своих плакатах в ярких и запоминающихся образах выразил чувства и чаяния советского народа, подтверждением этого стал плакат «Наши силы неисчислимы» (1941). Был в списке личных врагов фюрера, наряду с Кукрыниксами, Владимиром Гальбой и другими художниками. Одним из самых известных военных плакатов можно считать — «Воин Красной Армии, спаси!» (1942).

Кукрыниксы на фронте, 1942 год
© Википедия
Художники молниеносно откликнулись на запрос страны: первый плакат появился уже к вечеру 22 июня 1941 года. Кукрыниксы (художники М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов) создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», на котором штык красноармейца пронзал руку мерзкого, крысообразного фюрера, хищно прорывающего пакт о ненападении между СССР и Германией.

По легенде, Сталин лично просматривал все пропагандистские материалы и счел посыл недостаточно однозначным. Кукрыниксы учли замечание генералиссимуса, и через день плакат вышел из печати в окончательном варианте, где штык пронзал Гитлеру голову. Этот плакат олицетворял чеканные слова Молотова, которые весь Советский Союз повторял, как мантру: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

5 слагаемых эффективности плаката

  1. Лаконичность изображения.
  2. Скупая цветовая гамма.
  3. Экспрессивность каждой фигуры.
  4. Актуальность темы.
  5. Запоминающийся, броский текст.
Плакаты призывали к самоотверженной борьбе, поднимали дух воинства, развеивали миф о непобедимости врага, давали надежду изнемогающему от тягот войны гражданскому населению, поддерживали связь отдельного человека и страны. И что самое важное — наша пропаганда чутко реагировала на изменение образа врага в ходе войны, расставляла нужные акценты, заставляя информационное оружие бить на поражение — чтобы война быстрее закончилась, чтобы враг был разбит, чтобы любимый город мог спать спокойно.

Решение об организации пропаганды было принято уже в первые дни Великой Отечественной войны. Основные образы, задействованные в ней, формировались в Управлении пропаганды и агитации ЦК ВКП(Б) и Отделении по работе с войсками противника РККА. 24 июня 1941 года ответственным за пропаганду на радио и в печати стало Совинформбюро.

Художники Дмитрий Моор «Ты чем помог фронту?», 1941 год.
Художник Виктор Иванов «За Родину, за честь, за свободу!», 1941 год.
Художник Владимир Серов, 1941 год
В 1941–1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты не являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и единоборствами, они подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с партией, с армией, они призывали уничтожить противника. Один из популярных мотивов — обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев — Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.
Художники Виктор Иванов «Наша правда. Бейтесь до смерти!», 1942 год.
Художники Ландрес «Наполеону было холодно в России, а Гитлеру будет жарко!», 1941 год.
Художник Виктор Дени (Денисов) «"Лицо" гитлеризма», 1941 год.
Художники Кукрыниксы «Били мы врага копьем...», 1941 год.
Художник Маврина «Стой! Прочти рассказ о том, как боролась Русь с врагом...», 1941 год.
Художник Виктор Дени (Денисов) «Зачем свинье культура и наука?», 1941 год.
Художник Владимир Серов, 1941 год
В обстановке всеобщего отступления и постоянных поражений необходимо было не поддаться упадническим настроениям и панике. В газетах тогда не было ни слова о потерях, шли сообщения об отдельных личных победах солдат и экипажей, и это было оправдано. Враг на плакатах первого этапа войны представал либо обезличенным, в образе ощетинившейся металлом «черной материи», либо изувером и мародером, творящим бесчеловечные деяния, вызывающие ужас и отвращение. Немец как воплощение абсолютного зла превратился в существо, которое советские люди не имели права терпеть на своей земле. Тысячеголовая фашистская гидра должна быть уничтожена и выброшена вон, бой идет буквально между Добром и Злом – таков пафос тех плакатов. Изданные миллионными тиражами, они и сейчас излучают силу и уверенность в неизбежности разгрома врага.

Убей немца!

С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказазахватил огромные территории с мирными жителями.
Плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.
Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.
Художник Борис Мухин «Защитим родную Москву!», 1941 год.
7 500 000
человек было истреблено на оккупированной немцами территории
7 000 000
человек умерло от голода и болезней без медицинской помощи
2 000 000
человек погибло на принудительных работах в Германии
Лозунг «Убей немца!» стихийно появился в народе в 1942 году, его истоки, в числе прочих, — в статье Ильи Эренгбурга «Убей!». Множество плакатов, появившихся после нее («Папа, убей немца!», «Балтиец! Спаси любимую девушку от позора, убей немца!», «Немцем меньше — победа ближе» и т.п.), соединяли образ фашиста и немца в один объект ненависти.

Илья Эренбург
советский писатель и общественный деятель
«Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это — олицетворение ненавистного нам. Наш долг — разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого».
По его словам, в начале войны многие красноармейцы не испытывали ненависти к врагам, уважали немцев за «высокую культуру» быта, выражали уверенность, что под ружье отправлены немецкие рабочие и крестьяне, которые только и ждут возможности повернуть оружие против своих командиров. «Пришло время развеять иллюзии. Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. …Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьет твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. …Не считай дней. Не считай верст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! — это просит старуха-мать. Убей немца! — это молит тебя дитя. Убей немца! — это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!»
1710
городов и посёлков было разрушено за годы войны на советской территории
70 000
сёл и деревень уничтожили немцы
32 000
промышленных предприятий было разгромлено
Художники Алексей Кокорекин «Бей фашистского гада», 1941 год.
Художник П.Соколов-Скала «Боец, мсти!», 1941 год.
Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.
Художники Кукрыниксы «Долг платежом красен», 1941 год.
Слово «фашист» стало синонимом бесчеловечной машины для убийства, бездушного монстра, насильника, хладнокровного убийцы, извращенца. Нерадостные вести с оккупированных территорий только подкрепляли этот образ. Фашистов изображают огромными, страшными и уродливыми, возвышающимися над трупами невинно убиенных, направляющими оружие в мать и дитя.

Неудивительно, что герои военных плакатов не убивают, а уничтожают такого врага, уничтожают порой голыми руками — до зубов вооруженных профессиональных убийц.

Сколько советских людей убили фашисты за время войны?

Сразу после завершения войны Иосиф Сталин назвал ничем не подкрепленную цифру 7 миллионов, и до его смерти она не пересматривалась. Хрущев сказал — «более 20 миллионов». Реальное же исследование началось лишь в конце 1980-х годов, тогда заговорили о 30 миллионах. Сейчас называют 43,5 млн. человек, но реальное число жертв вряд ли поддается исчислению.

Великий перелом

Разгром немецко-фашистских армий под Москвой обозначил начало поворот военной удачи в пользу Советского Союза.
Война оказалась затяжной, а не молниеносной. Грандиозная, не имеющая аналогов в мировой истории Сталинградская битва окончательно закрепила стратегическое превосходство за нами, были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление. Массовое изгнание врага с советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью. После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битве на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.
Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.
Художник Борис Мухин «Защитим родную Москву!», 1941 год.
Художник Владимир Серов, 1941 год
Художник Ираклий Тоидзе «Отстоим Кавказ», 1942 году.
Художник Виктор Дени (Денисов) «Сталинград», 1942 год.
Художник Анатолий Казанцев «Не отдавать врагу ни одной пяди нашей земли (И. Сталин)», 1943 год.
Художник Виктор Дени (Денисов) «Красной Армии метла, нечисть выметет дотла!», 1943 год.
Чудеса героизма, проявляемые гражданами в тылу, тоже находили отражение в плакатных сюжетах: одна из самых частых героинь — женщина, заменившая мужчин у станка или за рулем трактора. Плакаты напоминали, что общая победа создается и героической работой в тылу.
Художник неизвестен, 194х год.
Художник Лазарь Лисицкий «Давайте побольше танков…», 1941 год.
Художник Ираклий Тоидзе «За Родину-мать!», 1943 году.
Плакат в те времена нужен также тем, кто живет на оккупированных территориях, там содержание плакатов передают из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков...

«Окна ТАСС»

«Окна ТАСС» — это агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов Отечества.

«Окна ТАСС», выпускаемые с 27 июля 1941 года, были грозным идеологическим оружием, недаром министр пропаганды Геббельс заочно приговорил к смертной казни всех, кто имел отношение к их выпуску:
«Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».

В «Окнах ТАСС» работало более 130 художников и 80 поэтов. Главными художниками были Кукрыниксы, Михаил Черемных, Пётр Шухмин, Николай Радлов, Александр Дайнека и другие. Поэты: Демьян Бедный, Александр Жаров, Василий Лебедев-Кумач, Самуил Маршак, использовались стихи покойного Маяковского.

В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы. Коллектив художников «Окон ТАСС» работал в три смены. За всё время войны в мастерской ни разу не гаснет свет.

Политуправление Красной Армии сделало листовки маленького формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.
Художник В.Селиванов, 1944 год.
Художник В.Селиванов, 1944 год.
Художник В.Селиванов, 1944 год.
Образ врага перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там раздавить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба — основная тема военного плаката этого этапа войны, уже в 1942 году советские художники уловили еще далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!».

Очевидным становится тот факт, что советская пропаганда куда действеннее фашистской, например, во время Сталинградской битвы Красная армия применяла оригинальные методы психологического давления на противника — передаваемый через громкоговорители монотонный стук метронома, который прерывался через каждые семь ударов комментарием на немецком языке: «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат». Это действовало на немецких солдат деморализующе.
250 000
немцев в окружение попало под Сталинградом
110 000
из них оказалось в плену
24
немецких генерала и фельдмаршал Паулюс были взяты в плен

Воину-освободителю слава!

Воин-защитник, воин-освободитель, — таков герой плаката 1944-1945 годов.
Враг предстает мелким и мерзким, это такая хищная гадина, которая еще может укусить, но серьезного вреда причинить уже не способна. Главное — окончательно ее уничтожить, чтобы вернуться, наконец, домой, к семье, к мирной жизни, к восстановлению разрушенных городов. Но до этого нужно освободить Европу и дать отпор империалистической Японии, которой Советский Союз, не дожидаясь нападения, сам объявил войну в 1945 году.
Художник Пётр Магнушевский «Всё ближе грозные штыки…», 1944 год.
Художник Виктор Дени (Денисов) «Красной Армии метла, нечисть выметет дотла!», 1945 год.
«Дойдем до Берлина!», «Красной армии – слава!» — ликуют плакаты. Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с освобожденными городами и селами, с семьей. Плакаты становятся выражением народной любви, гордости за страну, за народ, породивших и воспитавших таких героев. Лица солдат прекрасные, счастливые и очень усталые.
Когда День Победы стал праздником?
Почти 20 лет он был обычным рабочим днем. Впервые широко был отпразднован в СССР лишь в юбилейном 1965 году. Тогда же День Победы стал нерабочим.
Художник Леонид Голованов «Родина, встречай героев!», 1945 год.
Художник Леонид Голованов «Красной Армии — слава!», 1945 год.

Прототипом героя плаката «Дойдем до Берлина» стал реальный солдат — снайпер Василий Голосов. Сам Голосов с войны не вернулся, но его открытое, радостное, доброе лицо живет на плакате поныне.

Художник Виктор Климашин «Слава воину-победителю!», 1945 год.
Художник Мария Нестерова-Берзина «Дождались», 1945 год.
Эволюция образа врага на плакатах – от ужасающей громадины до мелкого паразита, мешающего спокойно жить добрым людям, — отражает весь ход войны, рост силы и уверенности в своей правоте нового советского народа, которому под силу было противостоять всемирному Злу, восстановить из руин страну, а позже полететь в космос…

Официально война с Германией не закончилась в 1945 году. Приняв капитуляцию немецкого командования, Советский Союз не подписал мир с Германией, лишь 25 января 1955 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией», тем самым юридически оформив окончание боевых действий.

Художник Виктор Иванов «Ты вернул нам жизнь!», 1943 год.
Художник Нина Ватолина «С Победой!», 1945 год.

Видео «Плакаты войны»

Дизайн и вёрстка: Анна Латухова
Made on
Tilda