«Окна» нараспашку
в мир дикой природы

В Москве наградили победителей V юбилейного конкурса имени легендарного корреспондента «Комсомолки» Василия Михайловича Пескова
Автор фото: Владимир Коваль
Елена МУЛЛАНУРОВА

Как взять чум в аренду и прожить несколько суток с оленеводами в минус сорок, носить малицу из оленьих шкур и ориентироваться в Тундре лучше, чем в любом городе. Зачем десятки тысяч людей приезжают ежегодно на Ольхон к ритуальным коновязным столбам сэргэ как к «месту силы». – О чем только не рассказывают в своих путевых очерках и заметках претенденты на премию имени Василия Пескова «Окно в природу».

Здесь и описание двенадцатидневного пешего похода по Уральским горам до плато Маньпупунер, и первая встреча с медведем в дикой природе. И история обнаружения остатков плеозавра и ихтиозавра на берегу Яренги близ границы с Коми, и влияния ледниковых периодов на озера республики; извержение вулкана «Ключевая сопка» на Камчатке или преодоление брода рукавов реки Бар-Бургазы и путешествие по «плюшевому» Алтаю с провальной попыткой приманить диких сусликов сыром и хлебными крошками для фотосессии.. А еще – встреча с зубрами или наблюдение за ястребиной совой и поползнем с интригой в тексте похлеще увлекательных детективных историй, быт орнитологов, пейзажи, от которых захватывает дух, сотни рассказов и зарисовок о сплавах, походах, плато Путорана и вулканах, заповедных тропах и скрытых от глаз жителей мегаполисов природных сокровищ.

Всего в адрес редакции за пять лет с момента первого конкурса поступило почти две тысячи работ. Среди них - рассказы об удивительных природных явлениях, путешествиях и экспедициях, о животных, птицах, рыбах и растениях. У этого разнообразия тем и подач нашлось общее свойство: редкое умение видеть и чувствовать окружающий мир сердцем. Совсем как этому учил Василий Михайлович Песков.

В этом году несмотря на продолжение пандемии и на то, что путешествовать стало не так просто, в адрес оргкомитета конкурса были присланы свыше трехсот работ.

Особенно приятно, что благодаря поддержке компании «Транснефть», с помощью этого конкурса продолжается дело легендарного очеркиста и одного из лучших корреспондентов России – Василия Михайловича Пескова, открываются новые имена талантливых журналистов, блогеров и писателей, с любовью рассказывающих о русской природе всеми возможными способами: как литературными, так и визуальными.
  • Евгений Сазонов
    Шеф-редактор газеты «Комсомольская правда», член конкурсной комиссии
    - У этого замечательного состязания журналистов, фотографов, блогеров и путешественников со всей страны - первый (и, надеемся, не последний) юбилей. Конкурс знают. Конкурс ждут. Ежегодно мы отмечаем большой интерес к премии «Окно в природу» в профессиональном сообществе. Всего за пять лет на призыв «Комсомолки» и «Транснефти» сохранить добрую память о легендарном корреспонденте откликнулись сотни неравнодушных людей во многих уголках страны — от Курильских островов до Мурманска. Большинство из них любят постоянную рубрику «Окно в природу» и упоминают, что хранят подшивки или вырезки с познавательными газетными очерками Пескова разных лет.
Ведущие журналисты и редакторы «Комсомолки», а также представители «Транснефти» по неизменной традиции выбрали самые яркие и интересные истории. В итоге в шорт-лист премии-2021 попали 20 авторов. После чего финальным экспертным голосованием определили лучших.

К примеру, в шорт-лист этого года вошли создатели книги «По Камчатке с рюкзаком и фотоаппаратом» – фотографы Александр Терещенко, Валентин Рогачёв и писатель-краевед Михаил Жилин, которые за полвека жизни на полуострове совершили десятки походов.
- Что могут увидеть путешественники на туристских тропах Камчатки и прилегающих к ней островах? Огнедышащие вулканы с необычными лавовыми потоками, кипящие фонтаны гейзеров и горячие ручьи, водопады, бегущие с гор, чистые реки и озёра, в которых нерестится рыба лососёвых пород, медведи, ловящие рыбу и шумные базары птиц у побережий, и лежбища морских животных. Словом, первозданную природу — живописные ландшафты, своеобразный животный и растительный мир. Всё это представлено в фотоальбоме «По Камчатке с рюкзаком и фотоаппаратом», - рассказывают создатели книги.

Фотограф из Серпухова Екатерина Софронова - тоже одна из 20 авторов, чей очерк отмечен членами жюри и добавлен в шорт-лист конкурса. Ее рассказ о поездке в питомник зубров не только написан увлекательно и интересно, но и весьма познавательно. Для «Комсомолки» эта история важна еще и тем, что в этом заповеднике любил «охотиться» (речь, конечно же исключительно о фотоохоте – прим. автора) и наш легендарный Василий Михайлович.
- В мае 2021 года умер солдат-фронтовик (окончил войну в звании старшего сержанта), Виктор Николаевич Калинин, долгое время работавший заведующим зубровым заповедником, выдающийся фотограф-анималист. К сожалению, лично мне не удалось с ним познакомиться. Сам он рассказывал, что «жизнь и работа в заповеднике в полной мере обеспечивала меня сюжетами для съемки. Чаще всего героями моих снимков становились зубры, потому что именно с ними, в наибольшей степени была связана моя работа в заповеднике». А еще добавлял: «Помню среди гостей заповедника писателя Константина Паустовского, его австралийского коллегу Алана Маршалла или вот Николая Дроздова. Василий Песков здесь тоже бывал частенько. – делится своими впечатлениями и колоритными снимками Елена Софронова. - А своего «первого» зубра я увидела как-то сразу, очень прозаично все было. Бурым изваянием у дуба стоял большой бык по имени Мураками. Для современника мамонта он был не велик, но для нас его нынешних современников огромен. Исполин стоял неподалеку от изгороди и смотрел поверх нее, он выглядывал соперника, другого зубра-самца. В это время у зубров начинается гон. Изредка зубр издавал звук, напоминающий отдаленный раскат грома, звук издавало само нутро животного. Мы долго разглядывали и фотографировали Мураками, а он, как ни в чем не бывало, стоял у дуба и рассматривал нас. Июльское утро, - думала я. – Мы в лесу, на нас смотрит зубр. Всего-то в ста двадцати километрах от Москвы нас встретило древнее животное, пережившее ледниковый период, возникновение Руси, Рюриковичей, Романовых, страшные войны, запустения…
Многие авторы, пишущие о природе, имеют свой особый мелодичный язык изложения – поначалу звучит непривычно: до того просто, по-доброму, с любовью к каждой детали и с большим вниманием и уважением к читателю, до которого пытаются донести самое важное. Спустя пару таких заметок, возвращаться к новостным публикациям ох как непросто – душевности не хватает.

К примеру, в 2020 году внештатный автор газеты «Бичурский хлебороб» из села Бичура Республики Бурятия Дмитрий Аронов занял III место в конкурсе.

Фотограф, орнитолог, член Русского географического общества и Союза журналистов России работает школьным учителем – преподает ОБЖ. Уроки его никто не прогуливает – до того на них интересно. Дмитрий Анатольевич предан родной земле и с фотоаппаратом наперевес всегда старается найти интересный кадр, подолгу наблюдая за птицами. Иногда такая «фотоохота» может занимать 3-4 часа.

В 2021 году орнитолог-любитель вновь прислал свои работы, которые вошли в шорт-лист юбилейного на этот раз конкурса. Полюбуйтесь вместе с нами слогом, прочитав отрывок одной из статей:

- Тогда в ноябре, ещё не было морозов. Стояли относительно тёплые для конца осени дни, короткие, ослепительные от первого снега. Я вошёл в тень от огромного утёса, и всё изменилось: тут стоял холодный сумрак, угрюмый и глухой от нависших камней. Они смотрели на меня словно живые существа, сквозь стволы и сучья деревьев. Неподалёку бормотала речка, прикрытая тонким льдом, но мне стало неуютно: не хватало живого существа, чтобы скрасить пустынность этого места. С облегчением вышел на берег, на солнце и увидел на сосне поползня.

Весело «цыкая», он деловито обследовал шершавую кору старого дерева, ловко орудуя своим единственным инструментом — тонким острым клювом. Нисколько не боясь меня, он ёрзал по стволу вниз головой, тщательно проверяя каждую трещинку в коре. Подняв фотоаппарат, смотрю на него сквозь объектив и удивляюсь природе: как можно столь скупым набором красок создать такое нарядное существо? Серое, чёрное и белое да немного рыжего по бокам, вот и вся расцветка поползня — скромно, но со вкусом.

До победы Дмитрию Аронову, признаемся, было рукой подать - не хватило всего нескольких баллов. Но уверены, что в 2022 году автор, как и десятки других постоянных участников конкурса имени Василия Михайловича Пескова, вновь возьмется за перья или клавиатуру и сможет наряду с другими певцами родных сердцу широт побороться за премию. Впрочем, как признаются все без исключения победители разных лет, дело совсем не в денежном поощрении, а в неизменной любви к природе родной страны и желании этими «любовными приступами» поделиться с читателями любимого миллионами издания. Тем более, что для многих любовь к фотографии началась когда-то именно с чтения заметок Василия Пескова в «Комсомольской правде».
- Мое увлечение птицами началось в раннем детстве. Помню, отец взял меня на реку Чикой, на туфоблочный завод, где он руководил работами. Недалеко от завода находилась старинная мельница, живописная местность называлась Песчанка, и мы оказались в гостях у пожилого мельника. В доме стояла русская печь невероятных размеров, с нее хозяйка сняла плетеную корзину и поставила на пол. Она приподняла тряпицу, и я увидел диковинную птицу – оранжевая, с длинным клювом и пестрым гребешком из перьев. Это было одно из самых сильных впечатлений моего детства, - делится своими яркими впечатлениями Дмитрий Аронов в одной из изданных книг, посвященных птицам. - Видя мое замешательство, отец произнес: «Бубутун…», а хозяйка кивнула головой и подтвердила: «Каменный петушок!». Только спустя годы я узнал, что это был обыкновенный удод. Моя мама была большой поклонницей пернатых, в саду всегда кто-то вил гнезда, она знала, где они располагались, сколько вывелось птенцов, знала взаимоотношения домашних животных. До сих пор можно увидеть на стенах сделанные ее рукой карандашные пометки: «28 апреля – прилетела горихвостка…» А потом были статьи В.М. Пескова в газете «Комсомольская правда» - «Окно в природу», где он рассказывал о птицах и других животных, и, наверное, все это составило в моем мировоззрении понятие Родины. Как-то само собой появилось желание запечатлеть виденное вокруг на пленку.
Итак, пришла пора наградить лучших из лучших.
  • Владимир Сунгоркин
    Главный редактор и генеральный директор медиагруппы «Комсомольская правда»
    - Пять лет назад мы объявили этот конкурс имени Василия Михайловича Пескова. Каждый год рассматриваем совершенно шикарные фотографии и читаем не менее интересные очерки. И все эти годы вместе с нами конкурс проводит «Транснефть». Почему? «Транснефть» - это огромная организация, которая работает, прокладывает свои газо- и нефтепроводы через самые дикие, необитаемые места. У нас есть целый отдел путешествий и приключений, мы много путешествуем по разным местам, и в самых необитаемых местах неожиданно обнаруживаем «Транснефть»: плывем пореке Подкаменная Тунгуска – там стоит компания, потом по реке Алдан, и там видим переход… Это то, что мы видим своими глазами, и все это очень аккуратно, очень деликатно, скажем так, сделано, без разрушений, без вторжения в нашу красивейшую сибирскую природу.
  • Валерий Зиновьев
    Начальник управления по связям с государственными органами и общественными организациями ПАО «Транснефть»
    - Уважаемый Владимир Николаевич, уважаемые друзья. Действительно, компания «Транснефть» на протяжении уже 5 лет поддерживает существование и проведение этого конкурса. Позвольте мне от имени президента компании Николая Петровича Токарева поприветствовать как участников конкурса «Окно в природу», так и его победителей. Я хотел бы обратить внимание на то, что компания «Транснефть» уделяет огромное внимание вопросам защиты природы, вопросам экологической безопасности. И, наверное, именно поэтому в этом году, который в Российской Федерации объявлен Годом науки и технологий, почетное право быть куратором Месяца климата и экологии в августе было предоставлено компании «Транснефть». Победители и участники конкурса также вносят огромный вклад в дело защиты природы. Ваши фотографии, ваши работы прививают любовь наших граждан к тем замечательным местам, которые нас окружают. Огромное вам спасибо за это. И, конечно, желаю всем творческих успехов, талантливых находок, может быть, везение в сюжетах, всего вам самого доброго. Ну, и с учетом обстановки нынешней, берегите себя.
Третье место в конкурсе 2021 года занял Константин Полиевктович Кокошкин.
Ему вручили сертификат на премию в 30 тысяч рублей.
Он сотрудничает с десятком федеральных изданий, в том числе с «Литературной газетой», «Известиями», «МК»,журналами «Вокруг света», «Родина», побывал в десятках стран мира. Лучшие работы мастера хранятся в фондахГосударственного Русского музея и Московского домафотографии. Константин Полиевктович - автор огромного архива фотографий от Балтики до Тихого океана, больших и малых городов, усадеб, заповедников, памятников истории и святых мест, многие опубликованы в книгах и в альбомах. Для конкурса «Окно в природу» Константин Кокошкин представил публикации о Кенозерском национальном парке в журнале «Родина».
Отрывок из очерка, присланного на конкурс:
- «…О людях скажу особо. Здесь живут потомки тех, кто не знал крепостной неволи. В каждом доме есть ружье и лодка - так повелось на севере издавна. Кенозерцы полны чувства собственного достоинства и потому умеют уважать других. Гостя меряют не толщиной его кошелька, а человеческими качествами.

Всю сознательную жизнь я прожил в Москве. Городе жестком, не верящем ничьим слезам. Не суть - хорошо это или плохо, но свою печать на характер это наложило. Профессия фотожурналиста забрасывала в разные, порой очень отдаленные места России. Но, оглядываясь назад, понимаешь, что это была череда поверхностных знакомств, не переходящих в привязанность.

С Кенозерьем совсем другая история. Приезжаю сюда двенадцать лет подряд и чувствую, что все сильнее привязываюсь к этому волшебному месту. И процесс этот взаимный - Кенозерье потихоньку привязывает меня к себе и перестает считать чужим. Очень приятно, когда на деревенской улице с тобой здороваются старые знакомые и вы останавливаетесь, чтобы поговорить за жизнь.

Не правда ли, послевкусие иное, чем от фейсбука?..»
Интервью
Константин Кокошкин, обладатель премии за III место: «Никогда не прекращайте любить природу».

-Я бы хотел поблагодарить «Комсомольскую правду» за этот конкурс и воздать память ВасилиюМихайловичу Пескову, на фотографиях и статьях которого я просто вырос.

- Можете рассказать поподробнее?

- Мой отец был военным, мы жили в очень отдаленных местах и выписывали «Комсомольскую правду». В нашей семье всегда хранились вырезки его статей, его фотографий. Я считаю, чтоони поспособствовали тому, что я стал тем,кем стал.

С Василием Песковым меня связывает, во-первых, огромное уважение и воспоминания детства и юности, когда практически я ждал каждую его публикацию в «Комсомолке». Я их помню. У меня дома его книги – и «Шаги по России», и «Отечество» (первое издание), я их периодически люблю просматривать. Как это отразилось на моих фотографиях, немогу судить, это судить надо зрителю.

- Назовите какие-то интересные направления, темы, какие вам больше всего интересны…

- Вы знаете, врать не хочется, а по правде сказать, я просто нашел в Россииодин уголочек русской земли, где мне приятно, комфортно. Ведь каждый человек стремитсяк комфорту – душевному, физическому.Это Кенозерский национальный парк. Я туда езжу уже 13 лет. Просто привычка у меня такая была – садиться на машину и ездить по России.Потому что по миру я ездил от разных изданий, как говорится, за казенный счет. И вот я нашел это место, я его полюбил. А от любви, как известно, рождаются красивые дети. Вот мои фотографии– это мои дети. А так по жизни я занимаюсь совершенно другой тематикой,делаю книги, занимаюсь рекламой, снимаю индустрию,очень люблю. А парк- это сочетание не только природы, это не заповедник и не музей, это такой кусок русской земли, где живут очень хорошие люди, нормальные, я к ним с удовольствием приезжаю. И они хранят всё, в том числе природу, которая их окружает.Спасибо огромное команде этого парка. Ну, на таких людях Россиядержится, хотя они не какие-то там богатыри.

- Можете вы сказать несколько вдохновляющих слов? Сейчас же все хотят быть блогерами, стремиться к популярности. Есть ли шанс у людей, которые интересуются природой, пробиться, стать известными? Можно ли снимать природу и стать знаменитым, популярность, непопулярность, заработок? Или все это лучше делать только для души?

- Я, может быть, отношуськ тому поколению, которое никогдане думало о популярности, оно как-то или не приходило, или само приходило. Приходило само тогда, когда ты хорошо делаешь свое дело, а главное, его любишь. Если ты любишь природу, если ты ее искренне любишь, а не хочешь за счет нее прославиться, стать популярным и т.д., все само придет. Потому что нормальных людей намного больше,чем… И все будет хорошо,только любите. Никогда не прекращайте любить природу.
Второе место и премия в размере 50 тысяч рублей присуждается Вере Юрьевне Костамо.
Она работает в агентстве ТАСС с 2020 года, Имеет опыт автономной работы в экстремальных условиях: высоких широтах, ЧС, горячих точках. Кочевала по Канинской тундре с ненцами, работала на полярной станции в бухте Тихая на ЗФИ, в составе экспедиции была на Северном полюсе, прошла на НЭС «Михаил Сомов» Северный морской путь.

Вера - победитель и лауреат множества федеральных конкурсов, а также автор персональных выставок: выставки арктических фотографий в доме книги «Медведково» (Москва), выставки в Посольстве Франции (г. Москва), выставки с дополненной реальностью (VR) по итогам экспедиции на заимку Агафьи Лыковой и съемки с Земли Франца-Иосифа и Чукотки (Калуга).

Также работы Веры Костамо можно встретить среди работ на фестивалях и коллективных выставках: Best of Russia (2009, 2010, 2011, 2017), Дикая природа России, Первозданная Россия (2016, 2017, 2018), Россия – территория настоящего.
Это серия репортажей и очерков об одной из захватывающих экспедиций, когда Вера вместе с пятью экипажами путешественников проехала более 3 тысяч километров — от Пермского края до ЯНАО, из них около 80% по зимникам — главным временным дорогам страны.
Фактически на церемонии Веры не было – в этот момент она находилась в Ледовитом океанена судне «Михаил Сомов», но успела записать оттуда для всех участников конкурса видео-привет. Но после своего возвращения Вера заехала в гости в редакцию и пообщалась с ведущим программы «Клуб знаменитых путешественников» на радио «Комсомольская правда» Евгением Сазоновым.
Видео-привет от Веры Костамо
Интервью Веры на радио КП
Победителем конкурса, обладателем премии в 100 тысяч рублей за I место стал Владимир Коваль
Опытный путешественник, фотограф, профессиональный астроном, долгие годы изучающий метеоритные кратеры. За его плечами десятки экспедиций.
Владимир Иванович возглавлял более 40 научно-исследовательских экспедиций по изучению метеоритных кратеров. Он автор множества научных и научно-популярных статей, опубликованных в журналах «Астрономический Вестник», «Наука и жизнь», «Техника молодежи», «Вокруг света», «Природа» и других.

Владимир Коваль – автор уникальных фотографий природы, издал около десяти художественных и познавательных фотоальбомов и фотокниг— в частности, «Эвенкия от А до Я», «Рассветы и Закаты», «Русский лес», «Россия прекрасная», «Воронцовские пещеры». Недавно совершил путешествие на плато Путорана в Красноярском крае — в красивейшее место с множеством водопадов и озер, чему также посвятил свои работы. В адрес оргкомитета конкурса Владимир Коваль направил подборку своих ярких снимков из самых заповедных уголков страны.
Интервью
Владимир Коваль: «Мы открываем «Окна», чтобы насладиться пейзажем и светом
-Владимир, поздравляем с победой! Что чувствуете?

- Я благодарю и редакцию «Комсомольской правды», и спонсоров, которые помогают осуществить этот прекрасный проект. И хотел бы остановиться на том, что не зря конкурс называется «Окно в природу». Так получилось, что люди сейчас в основном живут в городах, инаши «Окна» невероятно ценны. Вдвойне.

- Чем же?

- Во-первых, мы открываем окна, чтобы получить свежий воздух, а во-вторых, чтобы увидеть, насладиться пейзажем и светом. К сожалению, пейзажи из городских окон ненастолько прекрасны, как теокна, которые можно открыть с помощью современной фото- и видеоаппаратуры. Я считаю, что большая заслуга наша в том, что мы эти «Окна» можем донести до миллионов зрителей, которыеживут в наших квартирах.

- Сложно возвращаться из экспедиций на Большую землю?

- Конечно, я люблю дикую природу, стараюсь проводить там большую часть своего времени. И «Комсомольская правда» поддерживала некоторые нашиначинания: мы были и на плато Путорана, и на Тунгусском метеорите, и ещекое в каких местах. И хотел бы поблагодарить всех собравшихся. И надеюсь, что это и дальше будет развиваться, люди будут, как говорится, приобщаться к красоте.Потому что красота это не просто картинки, как некоторые считают. Мы знаем, что страна богата нефтью,газом, многими полезными ископаемыми.Так вот, красота – это тоже большой ресурс России, и его надо найти, добыть. И вот в этих «месторождениях» работают фотографы. Мы – своеобразные рудознатцы, только мы ищем не руду, а красоту.

- Скажите,что для вас значит эта премия, и что вас связывает с Василием Песковым?

-Владимир Песков через газету «Комсомольская правда», как говорится, пробил окно для природы, для зрителей и для читателей. В те времена не было интернета, не было таких средств коммуникации, какие есть сейчас. Но он сделал большое дело тем, что донес до широкого круга читателей (потому что «Комсомолка выходила гигантскими тиражами в те времена), и люди могли видеть эту природу его глазами, скажем так. Я еще был юношей, и мне тоже природа всегда нравилась, фотографией я вообще занимался чуть ли не с7 лет. Особо нравилась, конечно, природа, именно пейзаж, дикие животные в естественной среде. Потому что диких животныхможно снять в зоопарке, но это, сами понимаете, можно только для какой-то композиции, тренироваться.

- Вы часто принимаете участие в разных конкурсах? Что вам это дает?

- Хотелось именно наблюдать жизнь. Сначала просто наблюдать, а чуть-чуть попозже захотелось не простонаблюдать, но и жить среди этой природы. И вот в последние годы я как раз стараюсь проводить экспедиции. Я уже 14 лет в Путоранах,в сумме почти 45 лет в Эвенкии. То есть начинал с Тунгусского метеорита, а закончил фотографией, художественной фотографией, альбомами. И вот эта премия и это место, оно… Дело даже не в финансах и не в том, что ты первый. Я всегда не любил вообще конкурсы, почтиникогда в них не участвовал.Вы знаете, невозможно на самомделе выделить одного – в фигурном катании или где-тоеще. Потому чтоснимает множество фотографов, и у каждого по1-2 снимка может получиться очень интересных и красивых.Нельзя, например, сказать, какое дерево лучше– дуб, береза или баобаб. Каждое дерево по-своему и на своем месте хорошо.

Вот так же в принципе разнообразны и фотографии. Невозможно в принципе сравнить и как бы выделить, какая фотография лучше.Просто есть отличные фотографии, есть хорошие, а есть доброкачественные, а есть репортажные, а есть семейные. Понимаете, в фотографии очень много жанров, скажем так.

- На что хотите премию потратить?

- Я любил дикую природу и, как говорится, стараюсь там находиться. В этом году я там был 185 дней, с апреля по октябрь.Поэтому эти финансы никогда не будут лишними, построим избушку, купим тамеще один мотор или еще какое-нибудь плавсредство, заберемся в какие-нибудь более глухие дебри. Потому что плато Путорана– это сейчас осталось, наверное, в России самое дикоеместо, самое малопосещаемое. И вот в связи с развитием внутреннего туризма хотелось бы,конечно, чтобы оно стало более доступным. Для этого надо создать некую инфраструктуру, и в первую очередь, чтобы была малая авиация, потому что в те края далекие только вертолетом, самолетом можно долететь.

-Какие места в России вас вдохновляют больше всего?

- Когда я был внештатным корреспондентом журнала «Советский Союз» и просто занимался астрономией, явесь Советский Союз изъездил – и Чукотку, и Камчатку, и Сахалин, и Якутию, и нашу европейскую часть.И у меня (возможно, из-за Тунгусского метеорита)прикипела душа к Эвенкии.

Это самый малонаселенный уголок нашей России. Это был самостоятельный субъект Федерации в свое время,потом он вошел в состав Красноярского края. Там находится 3 знаменательных места.Это географический центр России, Тунгусский метеорит и плато Путорана.Но теперь можно добавить четвертое.Это наш Кувейт. То есть там очень богатые залежи нефти,очень большие запасы газа, причем газа не простого, а с гелием, за которым американцы на Луну хотят полететь, и т.д.

Поэтому Эвенкия. Я сделал альбом по Эвенкии, но сделал его по южной Эвенкии, а потом захотелось сделатьпо северной Эвенкии. И последние 14 лет я туда езжу ежегодно надолго, сделал там свою базу, точку, оттуда совершаю маршруты и снимаю этотсамый дикий уголок.

Там вообще есть места, где до настоящего времени еще не ступаланога человека. Вообще никогда. Там даже местные жителине жили, эвенки, если и кочевали очень небольшими местами, то только по долинам рек, и то только проходили, постоянных поселений там не было. Поэтому это самый дикий уголок, мне там нравится. Там общаешься с волками, медведями, росомахами и прочей живностью, нетронутая природа. Это и любовь, и роскошь.
20 номинантов, вошедших в шорт-лист премии-2021
1. Андронов Дмитрий Анатольевич
2. Абросимова Екатерина Вячеславовна
3. Биксалеев Андрей Андреевич
4. Ващенко Богдана и Лягушкин Виктор
5. Вепрев Богдан Борисович
6. Горшенина Галина Владиславовна
7. Данилова Жанна Владимировна (Фотограф: Сергей Иванович Жданов)
8. Исаенко Леонид
9. Карцев Владимир Михайлович
10. Кияшко Леонид Александрович
11. Коваль Владимир Иванович
12. Коковин Юрий Николаевич
13. Кокошкин Константин
14. Костамо Вера
15. Назаров Иван Павлович
16. Терещенко Александр Николаевич
17. Софронова Екатерина Витальевна
18. Смышляев Алексей Николаевич
19. Силинский Александр Всеволодович
20. Романова Полина Петровна
Поздравляем!
Елена МУЛЛАНУРОВА

Как взять чум в аренду и прожить несколько суток с оленеводами в минус сорок, носить малицу из оленьих шкур и ориентироваться в Тундре лучше, чем в любом городе. Зачем десятки тысяч людей приезжают ежегодно на Ольхон к ритуальным коновязным столбам сэргэ как к «месту силы». – О чем только не рассказывают в своих путевых очерках и заметках претенденты на премию имени Василия Пескова «Окно в природу».

Здесь и описание двенадцатидневного пешего похода по Уральским горам до плато Маньпупунер, и первая встреча с медведем в дикой природе. И история обнаружения остатков плеозавра и ихтиозавра на берегу Яренги близ границы с Коми, и влияния ледниковых периодов на озера республики; извержение вулкана «Ключевая сопка» на Камчатке или преодоление брода рукавов реки Бар-Бургазы и путешествие по «плюшевому» Алтаю с провальной попыткой приманить диких сусликов сыром и хлебными крошками для фотосессии.. А еще – встреча с зубрами или наблюдение за ястребиной совой и поползнем с интригой в тексте похлеще увлекательных детективных историй, быт орнитологов, пейзажи, от которых захватывает дух, сотни рассказов и зарисовок о сплавах, походах, плато Путорана и вулканах, заповедных тропах и скрытых от глаз жителей мегаполисов природных сокровищ.

Всего в адрес редакции за пять лет с момента первого конкурса поступило почти две тысячи работ. Среди них - рассказы об удивительных природных явлениях, путешествиях и экспедициях, о животных, птицах, рыбах и растениях. У этого разнообразия тем и подач нашлось общее свойство: редкое умение видеть и чувствовать окружающий мир сердцем. Совсем как этому учил Василий Михайлович Песков.

В этом году несмотря на продолжение пандемии и на то, что путешествовать стало не так просто, в адрес оргкомитета конкурса были присланы свыше трехсот работ.

Особенно приятно, что благодаря поддержке компании «Транснефть», с помощью этого конкурса продолжается дело легендарного очеркиста и одного из лучших корреспондентов России – Василия Михайловича Пескова, открываются новые имена талантливых журналистов, блогеров и писателей, с любовью рассказывающих о русской природе всеми возможными способами: как литературными, так и визуальными.
  • Евгений Сазонов
    Шеф-редактор газеты «Комсомольская правда», член конкурсной комиссии
    — У этого замечательного состязания журналистов, фотографов, блогеров и путешественников со всей страны — первый (и, надеемся, не последний) юбилей. Конкурс знают. Конкурс ждут. Ежегодно мы отмечаем большой интерес к премии «Окно в природу» в профессиональном сообществе. Всего за пять лет на призыв «Комсомолки» и «Транснефти» сохранить добрую память о легендарном корреспонденте откликнулись сотни неравнодушных людей во многих уголках страны — от Курильских островов до Мурманска. Большинство из них любят постоянную рубрику «Окно в природу» и упоминают, что хранят подшивки или вырезки с познавательными газетными очерками Пескова разных лет.
Ведущие журналисты и редакторы «Комсомолки», а также представители «Транснефти» по неизменной традиции выбрали самые яркие и интересные истории. В итоге в шорт-лист премии-2021 попали 20 авторов. После чего финальным экспертным голосованием определили лучших.

К примеру, в шорт-лист этого года вошли создатели книги «По Камчатке с рюкзаком и фотоаппаратом» – фотографы Александр Терещенко, Валентин Рогачёв и писатель-краевед Михаил Жилин, которые за полвека жизни на полуострове совершили десятки походов.
- Что могут увидеть путешественники на туристских тропах Камчатки и прилегающих к ней островах? Огнедышащие вулканы с необычными лавовыми потоками, кипящие фонтаны гейзеров и горячие ручьи, водопады, бегущие с гор, чистые реки и озёра, в которых нерестится рыба лососёвых пород, медведи, ловящие рыбу и шумные базары птиц у побережий, и лежбища морских животных. Словом, первозданную природу — живописные ландшафты, своеобразный животный и растительный мир. Всё это представлено в фотоальбоме «По Камчатке с рюкзаком и фотоаппаратом», - рассказывают создатели книги.

Фотограф из Серпухова Екатерина Софронова - тоже одна из 20 авторов, чей очерк отмечен членами жюри и добавлен в шорт-лист конкурса. Ее рассказ о поездке в питомник зубров не только написан увлекательно и интересно, но и весьма познавательно. Для «Комсомолки» эта история важна еще и тем, что в этом заповеднике любил «охотиться» (речь, конечно же исключительно о фотоохоте – прим. автора) и наш легендарный Василий Михайлович.
- В мае 2021 года умер солдат-фронтовик (окончил войну в звании старшего сержанта), Виктор Николаевич Калинин, долгое время работавший заведующим зубровым заповедником, выдающийся фотограф-анималист. К сожалению, лично мне не удалось с ним познакомиться. Сам он рассказывал, что «жизнь и работа в заповеднике в полной мере обеспечивала меня сюжетами для съемки. Чаще всего героями моих снимков становились зубры, потому что именно с ними, в наибольшей степени была связана моя работа в заповеднике». А еще добавлял: «Помню среди гостей заповедника писателя Константина Паустовского, его австралийского коллегу Алана Маршалла или вот Николая Дроздова. Василий Песков здесь тоже бывал частенько. – делится своими впечатлениями и колоритными снимками Елена Софронова. - А своего «первого» зубра я увидела как-то сразу, очень прозаично все было. Бурым изваянием у дуба стоял большой бык по имени Мураками. Для современника мамонта он был не велик, но для нас его нынешних современников огромен. Исполин стоял неподалеку от изгороди и смотрел поверх нее, он выглядывал соперника, другого зубра-самца. В это время у зубров начинается гон. Изредка зубр издавал звук, напоминающий отдаленный раскат грома, звук издавало само нутро животного. Мы долго разглядывали и фотографировали Мураками, а он, как ни в чем не бывало, стоял у дуба и рассматривал нас. Июльское утро, - думала я. – Мы в лесу, на нас смотрит зубр. Всего-то в ста двадцати километрах от Москвы нас встретило древнее животное, пережившее ледниковый период, возникновение Руси, Рюриковичей, Романовых, страшные войны, запустения…
Многие авторы, пишущие о природе, имеют свой особый мелодичный язык изложения – поначалу звучит непривычно: до того просто, по-доброму, с любовью к каждой детали и с большим вниманием и уважением к читателю, до которого пытаются донести самое важное. Спустя пару таких заметок, возвращаться к новостным публикациям ох как непросто – душевности не хватает.

К примеру, в 2020 году внештатный автор газеты «Бичурский хлебороб» из села Бичура Республики Бурятия Дмитрий Аронов занял III место в конкурсе.

Фотограф, орнитолог, член Русского географического общества и Союза журналистов России работает школьным учителем – преподает ОБЖ. Уроки его никто не прогуливает – до того на них интересно. Дмитрий Анатольевич предан родной земле и с фотоаппаратом наперевес всегда старается найти интересный кадр, подолгу наблюдая за птицами. Иногда такая «фотоохота» может занимать 3-4 часа.

В 2021 году орнитолог-любитель вновь прислал свои работы, которые вошли в шорт-лист юбилейного на этот раз конкурса. Полюбуйтесь вместе с нами слогом, прочитав отрывок одной из статей:

- Тогда в ноябре, ещё не было морозов. Стояли относительно тёплые для конца осени дни, короткие, ослепительные от первого снега. Я вошёл в тень от огромного утёса, и всё изменилось: тут стоял холодный сумрак, угрюмый и глухой от нависших камней. Они смотрели на меня словно живые существа, сквозь стволы и сучья деревьев. Неподалёку бормотала речка, прикрытая тонким льдом, но мне стало неуютно: не хватало живого существа, чтобы скрасить пустынность этого места. С облегчением вышел на берег, на солнце и увидел на сосне поползня.

Весело «цыкая», он деловито обследовал шершавую кору старого дерева, ловко орудуя своим единственным инструментом — тонким острым клювом. Нисколько не боясь меня, он ёрзал по стволу вниз головой, тщательно проверяя каждую трещинку в коре. Подняв фотоаппарат, смотрю на него сквозь объектив и удивляюсь природе: как можно столь скупым набором красок создать такое нарядное существо? Серое, чёрное и белое да немного рыжего по бокам, вот и вся расцветка поползня — скромно, но со вкусом.

До победы Дмитрию Аронову, признаемся, было рукой подать - не хватило всего нескольких баллов. Но уверены, что в 2022 году автор, как и десятки других постоянных участников конкурса имени Василия Михайловича Пескова, вновь возьмется за перья или клавиатуру и сможет наряду с другими певцами родных сердцу широт побороться за премию. Впрочем, как признаются все без исключения победители разных лет, дело совсем не в денежном поощрении, а в неизменной любви к природе родной страны и желании этими «любовными приступами» поделиться с читателями любимого миллионами издания. Тем более, что для многих любовь к фотографии началась когда-то именно с чтения заметок Василия Пескова в «Комсомольской правде».
- Мое увлечение птицами началось в раннем детстве. Помню, отец взял меня на реку Чикой, на туфоблочный завод, где он руководил работами. Недалеко от завода находилась старинная мельница, живописная местность называлась Песчанка, и мы оказались в гостях у пожилого мельника. В доме стояла русская печь невероятных размеров, с нее хозяйка сняла плетеную корзину и поставила на пол. Она приподняла тряпицу, и я увидел диковинную птицу – оранжевая, с длинным клювом и пестрым гребешком из перьев. Это было одно из самых сильных впечатлений моего детства, - делится своими яркими впечатлениями Дмитрий Аронов в одной из изданных книг, посвященных птицам. - Видя мое замешательство, отец произнес: «Бубутун…», а хозяйка кивнула головой и подтвердила: «Каменный петушок!». Только спустя годы я узнал, что это был обыкновенный удод. Моя мама была большой поклонницей пернатых, в саду всегда кто-то вил гнезда, она знала, где они располагались, сколько вывелось птенцов, знала взаимоотношения домашних животных. До сих пор можно увидеть на стенах сделанные ее рукой карандашные пометки: «28 апреля – прилетела горихвостка…» А потом были статьи В.М. Пескова в газете «Комсомольская правда» - «Окно в природу», где он рассказывал о птицах и других животных, и, наверное, все это составило в моем мировоззрении понятие Родины. Как-то само собой появилось желание запечатлеть виденное вокруг на пленку.
Итак, пришла пора наградить лучших из лучших.
  • Владимир Сунгоркин
    Главный редактор и генеральный директор медиагруппы «Комсомольская правда»
    - Пять лет назад мы объявили этот конкурс имени Василия Михайловича Пескова. Каждый год рассматриваем совершенно шикарные фотографии и читаем не менее интересные очерки. И все эти годы вместе с нами конкурс проводит «Транснефть». Почему? «Транснефть» - это огромная организация, которая работает, прокладывает свои газо- и нефтепроводы через самые дикие, необитаемые места. У нас есть целый отдел путешествий и приключений, мы много путешествуем по разным местам, и в самых необитаемых местах неожиданно обнаруживаем «Транснефть»: плывем пореке Подкаменная Тунгуска – там стоит компания, потом по реке Алдан, и там видим переход… Это то, что мы видим своими глазами, и все это очень аккуратно, очень деликатно, скажем так, сделано, без разрушений, без вторжения в нашу красивейшую сибирскую природу.
  • Валерий Зиновьев
    Начальник управления по связям с государственными органами и общественными организациями ПАО «Транснефть»
    - Уважаемый Владимир Николаевич, уважаемые друзья. Действительно, компания «Транснефть» на протяжении уже 5 лет поддерживает существование и проведение этого конкурса. Позвольте мне от имени президента компании Николая Петровича Токарева поприветствовать как участников конкурса «Окно в природу», так и его победителей. Я хотел бы обратить внимание на то, что компания «Транснефть» уделяет огромное внимание вопросам защиты природы, вопросам экологической безопасности. И, наверное, именно поэтому в этом году, который в Российской Федерации объявлен Годом науки и технологий, почетное право быть куратором Месяца климата и экологии в августе было предоставлено компании «Транснефть». Победители и участники конкурса также вносят огромный вклад в дело защиты природы. Ваши фотографии, ваши работы прививают любовь наших граждан к тем замечательным местам, которые нас окружают. Огромное вам спасибо за это. И, конечно, желаю всем творческих успехов, талантливых находок, может быть, везение в сюжетах, всего вам самого доброго. Ну, и с учетом обстановки нынешней, берегите себя.
Третье место в конкурсе 2021 года занял Константин Полиевктович Кокошкин.
Ему вручили сертификат на премию в 30 тысяч рублей.
Он сотрудничает с десятком федеральных изданий, в том числе с «Литературной газетой», «Известиями», «МК»,журналами «Вокруг света», «Родина», побывал в десятках стран мира. Лучшие работы мастера хранятся в фондахГосударственного Русского музея и Московского домафотографии. Константин Полиевктович - автор огромного архива фотографий от Балтики до Тихого океана, больших и малых городов, усадеб, заповедников, памятников истории и святых мест, многие опубликованы в книгах и в альбомах. Для конкурса «Окно в природу» Константин Кокошкин представил публикации о Кенозерском национальном парке в журнале «Родина».
Отрывок из очерка, присланного на конкурс:
- «…О людях скажу особо. Здесь живут потомки тех, кто не знал крепостной неволи. В каждом доме есть ружье и лодка - так повелось на севере издавна. Кенозерцы полны чувства собственного достоинства и потому умеют уважать других. Гостя меряют не толщиной его кошелька, а человеческими качествами.

Всю сознательную жизнь я прожил в Москве. Городе жестком, не верящем ничьим слезам. Не суть - хорошо это или плохо, но свою печать на характер это наложило. Профессия фотожурналиста забрасывала в разные, порой очень отдаленные места России. Но, оглядываясь назад, понимаешь, что это была череда поверхностных знакомств, не переходящих в привязанность.

С Кенозерьем совсем другая история. Приезжаю сюда двенадцать лет подряд и чувствую, что все сильнее привязываюсь к этому волшебному месту. И процесс этот взаимный - Кенозерье потихоньку привязывает меня к себе и перестает считать чужим. Очень приятно, когда на деревенской улице с тобой здороваются старые знакомые и вы останавливаетесь, чтобы поговорить за жизнь.

Не правда ли, послевкусие иное, чем от фейсбука?..»
Интервью
Константин Кокошкин, обладатель премии за III место: «Никогда не прекращайте любить природу».

-Я бы хотел поблагодарить «Комсомольскую правду» за этот конкурс и воздать память ВасилиюМихайловичу Пескову, на фотографиях и статьях которого я просто вырос.

- Можете рассказать поподробнее?

- Мой отец был военным, мы жили в очень отдаленных местах и выписывали «Комсомольскую правду». В нашей семье всегда хранились вырезки его статей, его фотографий. Я считаю, чтоони поспособствовали тому, что я стал тем,кем стал.

С Василием Песковым меня связывает, во-первых, огромное уважение и воспоминания детства и юности, когда практически я ждал каждую его публикацию в «Комсомолке». Я их помню. У меня дома его книги – и «Шаги по России», и «Отечество» (первое издание), я их периодически люблю просматривать. Как это отразилось на моих фотографиях, немогу судить, это судить надо зрителю.

- Назовите какие-то интересные направления, темы, какие вам больше всего интересны…

- Вы знаете, врать не хочется, а по правде сказать, я просто нашел в Россииодин уголочек русской земли, где мне приятно, комфортно. Ведь каждый человек стремитсяк комфорту – душевному, физическому.Это Кенозерский национальный парк. Я туда езжу уже 13 лет. Просто привычка у меня такая была – садиться на машину и ездить по России.Потому что по миру я ездил от разных изданий, как говорится, за казенный счет. И вот я нашел это место, я его полюбил. А от любви, как известно, рождаются красивые дети. Вот мои фотографии– это мои дети. А так по жизни я занимаюсь совершенно другой тематикой,делаю книги, занимаюсь рекламой, снимаю индустрию,очень люблю. А парк- это сочетание не только природы, это не заповедник и не музей, это такой кусок русской земли, где живут очень хорошие люди, нормальные, я к ним с удовольствием приезжаю. И они хранят всё, в том числе природу, которая их окружает.Спасибо огромное команде этого парка. Ну, на таких людях Россиядержится, хотя они не какие-то там богатыри.

- Можете вы сказать несколько вдохновляющих слов? Сейчас же все хотят быть блогерами, стремиться к популярности. Есть ли шанс у людей, которые интересуются природой, пробиться, стать известными? Можно ли снимать природу и стать знаменитым, популярность, непопулярность, заработок? Или все это лучше делать только для души?

- Я, может быть, отношуськ тому поколению, которое никогдане думало о популярности, оно как-то или не приходило, или само приходило. Приходило само тогда, когда ты хорошо делаешь свое дело, а главное, его любишь. Если ты любишь природу, если ты ее искренне любишь, а не хочешь за счет нее прославиться, стать популярным и т.д., все само придет. Потому что нормальных людей намного больше,чем… И все будет хорошо,только любите. Никогда не прекращайте любить природу.
Второе место и премия в размере 50 тысяч рублей присуждается Вере Юрьевне Костамо.
Она работает в агентстве ТАСС с 2020 года, Имеет опыт автономной работы в экстремальных условиях: высоких широтах, ЧС, горячих точках. Кочевала по Канинской тундре с ненцами, работала на полярной станции в бухте Тихая на ЗФИ, в составе экспедиции была на Северном полюсе, прошла на НЭС «Михаил Сомов» Северный морской путь.

Вера - победитель и лауреат множества федеральных конкурсов, а также автор персональных выставок: выставки арктических фотографий в доме книги «Медведково» (Москва), выставки в Посольстве Франции (г. Москва), выставки с дополненной реальностью (VR) по итогам экспедиции на заимку Агафьи Лыковой и съемки с Земли Франца-Иосифа и Чукотки (Калуга).

Также работы Веры Костамо можно встретить среди работ на фестивалях и коллективных выставках: Best of Russia (2009, 2010, 2011, 2017), Дикая природа России, Первозданная Россия (2016, 2017, 2018), Россия – территория настоящего.
Это серия репортажей и очерков об одной из захватывающих экспедиций, когда Вера вместе с пятью экипажами путешественников проехала более 3 тысяч километров — от Пермского края до ЯНАО, из них около 80% по зимникам — главным временным дорогам страны.
Фактически на церемонии Веры не было – в этот момент она находилась в Ледовитом океанена судне «Михаил Сомов», но успела записать оттуда для всех участников конкурса видео-привет. Но после своего возвращения Вера заехала в гости в редакцию и пообщалась с ведущим программы «Клуб знаменитых путешественников» на радио «Комсомольская правда» Евгением Сазоновым.
Видео-привет от Веры Костамо
Интервью Веры на радио КП
Победителем конкурса, обладателем премии в 100 тысяч рублей за I место стал Владимир Коваль
Опытный путешественник, фотограф, профессиональный астроном, долгие годы изучающий метеоритные кратеры. За его плечами десятки экспедиций.
Владимир Иванович возглавлял более 40 научно-исследовательских экспедиций по изучению метеоритных кратеров. Он автор множества научных и научно-популярных статей, опубликованных в журналах «Астрономический Вестник», «Наука и жизнь», «Техника молодежи», «Вокруг света», «Природа» и других.

Владимир Коваль – автор уникальных фотографий природы, издал около десяти художественных и познавательных фотоальбомов и фотокниг— в частности, «Эвенкия от А до Я», «Рассветы и Закаты», «Русский лес», «Россия прекрасная», «Воронцовские пещеры». Недавно совершил путешествие на плато Путорана в Красноярском крае — в красивейшее место с множеством водопадов и озер, чему также посвятил свои работы. В адрес оргкомитета конкурса Владимир Коваль направил подборку своих ярких снимков из самых заповедных уголков страны.
Интервью
Владимир Коваль: «Мы открываем «Окна», чтобы насладиться пейзажем и светом
-Владимир, поздравляем с победой! Что чувствуете?

- Я благодарю и редакцию «Комсомольской правды», и спонсоров, которые помогают осуществить этот прекрасный проект. И хотел бы остановиться на том, что не зря конкурс называется «Окно в природу». Так получилось, что люди сейчас в основном живут в городах, инаши «Окна» невероятно ценны. Вдвойне.

- Чем же?

- Во-первых, мы открываем окна, чтобы получить свежий воздух, а во-вторых, чтобы увидеть, насладиться пейзажем и светом. К сожалению, пейзажи из городских окон ненастолько прекрасны, как теокна, которые можно открыть с помощью современной фото- и видеоаппаратуры. Я считаю, что большая заслуга наша в том, что мы эти «Окна» можем донести до миллионов зрителей, которыеживут в наших квартирах.

- Сложно возвращаться из экспедиций на Большую землю?

- Конечно, я люблю дикую природу, стараюсь проводить там большую часть своего времени. И «Комсомольская правда» поддерживала некоторые нашиначинания: мы были и на плато Путорана, и на Тунгусском метеорите, и ещекое в каких местах. И хотел бы поблагодарить всех собравшихся. И надеюсь, что это и дальше будет развиваться, люди будут, как говорится, приобщаться к красоте.Потому что красота это не просто картинки, как некоторые считают. Мы знаем, что страна богата нефтью,газом, многими полезными ископаемыми.Так вот, красота – это тоже большой ресурс России, и его надо найти, добыть. И вот в этих «месторождениях» работают фотографы. Мы – своеобразные рудознатцы, только мы ищем не руду, а красоту.

- Скажите,что для вас значит эта премия, и что вас связывает с Василием Песковым?

-Владимир Песков через газету «Комсомольская правда», как говорится, пробил окно для природы, для зрителей и для читателей. В те времена не было интернета, не было таких средств коммуникации, какие есть сейчас. Но он сделал большое дело тем, что донес до широкого круга читателей (потому что «Комсомолка выходила гигантскими тиражами в те времена), и люди могли видеть эту природу его глазами, скажем так. Я еще был юношей, и мне тоже природа всегда нравилась, фотографией я вообще занимался чуть ли не с7 лет. Особо нравилась, конечно, природа, именно пейзаж, дикие животные в естественной среде. Потому что диких животныхможно снять в зоопарке, но это, сами понимаете, можно только для какой-то композиции, тренироваться.

- Вы часто принимаете участие в разных конкурсах? Что вам это дает?

- Хотелось именно наблюдать жизнь. Сначала просто наблюдать, а чуть-чуть попозже захотелось не простонаблюдать, но и жить среди этой природы. И вот в последние годы я как раз стараюсь проводить экспедиции. Я уже 14 лет в Путоранах,в сумме почти 45 лет в Эвенкии. То есть начинал с Тунгусского метеорита, а закончил фотографией, художественной фотографией, альбомами. И вот эта премия и это место, оно… Дело даже не в финансах и не в том, что ты первый. Я всегда не любил вообще конкурсы, почтиникогда в них не участвовал.Вы знаете, невозможно на самомделе выделить одного – в фигурном катании или где-тоеще. Потому чтоснимает множество фотографов, и у каждого по1-2 снимка может получиться очень интересных и красивых.Нельзя, например, сказать, какое дерево лучше– дуб, береза или баобаб. Каждое дерево по-своему и на своем месте хорошо.

Вот так же в принципе разнообразны и фотографии. Невозможно в принципе сравнить и как бы выделить, какая фотография лучше.Просто есть отличные фотографии, есть хорошие, а есть доброкачественные, а есть репортажные, а есть семейные. Понимаете, в фотографии очень много жанров, скажем так.

- На что хотите премию потратить?

- Я любил дикую природу и, как говорится, стараюсь там находиться. В этом году я там был 185 дней, с апреля по октябрь.Поэтому эти финансы никогда не будут лишними, построим избушку, купим тамеще один мотор или еще какое-нибудь плавсредство, заберемся в какие-нибудь более глухие дебри. Потому что плато Путорана– это сейчас осталось, наверное, в России самое дикоеместо, самое малопосещаемое. И вот в связи с развитием внутреннего туризма хотелось бы,конечно, чтобы оно стало более доступным. Для этого надо создать некую инфраструктуру, и в первую очередь, чтобы была малая авиация, потому что в те края далекие только вертолетом, самолетом можно долететь.

-Какие места в России вас вдохновляют больше всего?

- Когда я был внештатным корреспондентом журнала «Советский Союз» и просто занимался астрономией, явесь Советский Союз изъездил – и Чукотку, и Камчатку, и Сахалин, и Якутию, и нашу европейскую часть.И у меня (возможно, из-за Тунгусского метеорита)прикипела душа к Эвенкии.

Это самый малонаселенный уголок нашей России. Это был самостоятельный субъект Федерации в свое время,потом он вошел в состав Красноярского края. Там находится 3 знаменательных места.Это географический центр России, Тунгусский метеорит и плато Путорана.Но теперь можно добавить четвертое.Это наш Кувейт. То есть там очень богатые залежи нефти,очень большие запасы газа, причем газа не простого, а с гелием, за которым американцы на Луну хотят полететь, и т.д.

Поэтому Эвенкия. Я сделал альбом по Эвенкии, но сделал его по южной Эвенкии, а потом захотелось сделатьпо северной Эвенкии. И последние 14 лет я туда езжу ежегодно надолго, сделал там свою базу, точку, оттуда совершаю маршруты и снимаю этотсамый дикий уголок.

Там вообще есть места, где до настоящего времени еще не ступаланога человека. Вообще никогда. Там даже местные жителине жили, эвенки, если и кочевали очень небольшими местами, то только по долинам рек, и то только проходили, постоянных поселений там не было. Поэтому это самый дикий уголок, мне там нравится. Там общаешься с волками, медведями, росомахами и прочей живностью, нетронутая природа. Это и любовь, и роскошь.
20 номинантов, вошедших в шорт-лист премии-2021
1. Андронов Дмитрий Анатольевич
2. Абросимова Екатерина Вячеславовна
3. Биксалеев Андрей Андреевич
4. Ващенко Богдана и Лягушкин Виктор
5. Вепрев Богдан Борисович
6. Горшенина Галина Владиславовна
7. Данилова Жанна Владимировна (Фотограф: Сергей Иванович Жданов)
8. Исаенко Леонид
9. Карцев Владимир Михайлович
10. Кияшко Леонид Александрович
11. Коваль Владимир Иванович
12. Коковин Юрий Николаевич
13. Кокошкин Константин
14. Костамо Вера
15. Назаров Иван Павлович
16. Терещенко Александр Николаевич
17. Софронова Екатерина Витальевна
18. Смышляев Алексей Николаевич
19. Силинский Александр Всеволодович
20. Романова Полина Петровна
Поздравляем!
реклама
Made on
Tilda