Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+8°
Boom metrics
Новости13 ноября 2010 9:27

Петербургского историка, оправдавшего выселение чеченцев и ингушей, избили в Петербурге

Автору книги «За что Сталин выселял народы?» Игорю Пыхалову сломали нос неизвестные с внешностью кавказцев

На известного петербургского историка-публициста Игоря Пыхалова напали вечером.

- Примерно полседьмого я подходил к дому, на углу заметил двух 25-30-летних парней с кавказскими лицами, одетых в темное, - вспоминает Игорь Васильевич. – Они пропустили меня шагов на пять и подкрались со спины. Один держал, другой ударами повалил на землю.

Лежащего историка добивали кулаками. Пыхалов поднял шум, сбежались прохожие. Неизвестные дали деру, видимо, не завершив задумку. Сломали нос и оставили кучу синяков на теле потерпевшего.

- Били меня молча, никаких посланий не оставили, - говорит потерпевший. – Скорее всего, это не бытовое нападение. У меня были новая куртка, мобильник и сумка с небольшой суммой денег и документами, их не тронули. За несколько дней до ЧП на домашний телефон звонили неизвестные. Трубку брал отец, его спрашивали обо мне. Видимо, выясняли, во сколько возвращаюсь по вечерам.

Пыхалов добрался до 52-го отдела милиции, написал заявление, ему вызвали «скорую». Врачи Мариинской больницы вправили Игорю Васильевичу нос и отправили домой. Больничный он не брал, через день уже пришел на работу в издательство.

В политику и коммерцию Пыхалов не лезет. Наиболее вероятна версия, связанная с профессиональной деятельностью публициста. Он выпустил несколько книг о Сталине. Самым скандальным стало издание «За что Сталин выселял народы?», в котором написал о дезертирстве чеченцев и ингушей в Великую Отечественную и оправдал их выселение в Казахстан. Чечня в книге названа букетом бандитизма, Ингушетия тоже получила порцию сомнительных комплиментов от историка.

- Я не националист и не шовинист. Я патриот, - говорит Пыхалов. – Личной неприязни к этим народам не испытываю. Есть среди моих знакомых и чеченцы, и ингуши. В книгах опираюсь на факты и указываю источники. Ничего оскорбительного я не писал. Претензии могут быть только к фактам. О российской истории мы говорим хорошее и плохое, и это нормально. А особенность кавказцев – о них надо, как о мертвецах. Либо хорошее, либо ничего. В противном случае встают на дыбы.

Неприязнь к Пыхалову южане испытывают уже давно. Ингушские общественные организации обращались в прокуратуру, хотели засудить публициста за экстремистские высказывания. Правоохранители в трудах Игоря Васильевича ничего криминального не нашли. Теперь решились на самосуд?

- Ну, других предположений у меня нет, - говорит историк. – Я, конечно, писал и другие книги. Про спецслужбы США, например. Но вряд ли ЦРУ стало бы нанимать в Петербурге гопников для расправы со мной.

Причастность к избиению Пыхалова сами кавказцы отрицают. Пресс-секретарь главы общественно-политической организации «Вайнахский конгресс Санкт-Петербурга» Галина Агафонова сказала корреспонденту «Комсомолки»:

- Представители чечено-ингушской диаспоры никакого отношения не имеют к силовым акциям в Петербурге и Ленинградской области, в том числе и нападению на Игоря Пыхалова. Мы преследуем мирные цели и действуем исключительно в рамках российского законодательства.

Компетентно

Директор фонда содействия актуальным историческим исследованиям «Историческая память» Александр Дюков:

- Игорь Пыхалов - достаточно талантливый специалист. Его книга «Великая оболганная война» в свое время стала одним из самых заметных событий. Публицисты, конечно, субъективны, а Игорь Васильевич даже весьма. Работа «За что Сталин выселял народы?» спорна. Высказывания о депортации как совершенно обоснованном мероприятии мне показались излишне категоричными, а чеченцам и ингушам, полагаю, тем более. Но Пыхалов профессионально работает с архивами и разоблачает многие мифы, в том числе по Кавказу. Его деятельность – не повод для избиения. На Кавказе тоже вольно обращаются с историей. В 2009 году на выход «За что Сталин выселял народы?» уполномоченный по правам человека в Чеченской республике ответил книгой, в которой, цитирую, «разоблачаются злопыхательские измышления Пыхалова». Так вот, от исторических передергиваний в ней у меня волосы встали дыбом так же, как после Игоря Васильевича.