Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics

Егор Гайдар: "Россия сегодня не является функционирующей демократией"

Корреспондент "КП" пообщалась с Егором Тимуровичем незадолго до его смерти

Известный политик и экономист Егор Гайдар скоропостижно скончался в среду, 16 декабря, в своем загородном доме. У него оторвался тромб...

В последний раз мы общались с Егором Тимуровичем совсем недавно – на презентации книги бывшего ярославского губернатора Лисицына о либеральной революции в России. Прибывший в Политехнический музей главный герой книги выглядел бодро и активно участвовал в дискуссиях о том, что же мы пережили в лихие 90-е – очередную смуту или все-таки третью революцию.

- Я называю это революцией, но для меня это подтип смуты. Смута всегда влечет за собой крах существующих институтов. То, что происходило в России – это великая революция, но это не означает, что она была хорошей и романтической. Что было особенно важно, так это то, что она была во многом бескровна. Лично я не знаю ни одного парламентария, который был бы не то что расстрелян при штурме Белого дома, а просто ранен.

Кто-то из оппонентов в зале тогда спросил: «Почему же вы, когда все рушилось, не могли забрать тогда у Украины Крым?»

- Мало кто знает, но Кравчук при этих разговорах сразу садился в самолет и улетал, заявляя, что ядерные вопросы обсудит с Россией как-нибудь потом, - вспоминал Гайдар.

Отмечая, что полных побед революции история практически не знала (в той же Франции пришел диктатор Наполеон, были реставрированы Бурбоны), главный идеолог экономической революции России был убежден, что кое-что из его начинаний по-прежнему живет:

- Россия сегодня не является функционирующей демократией. Ужесточен контроль за прессой, есть увеличение госдоли в экономике, но все равно рынок есть. Частная собственность в большей части экономики существует. Есть конвертируемая валюта, несоизмеримо больше свободы прессы, чем в СССР, так что вопрос о победе либеральной революции – это, скорее, вопрос о том: стакан наполовину полон или пуст.

Как-то усиленно пропагандировать новый курс, по его словам, первый президент России упорно не желал. Как вспоминал Гайдар, у Ельцина была аллергия на саму пропаганду в целом.

- Вы хотите воссоздать отдел агитации и пропаганды ЦК КПСС? Так вот, пока я президент, этого не будет, - заявил он тогда Гайдару.

Этой осенью директор Института экономики переходного пеиода выпустил собственную книгу «Смуты и институты», где большое внимание привлек один любопытный тезис – любой режим может пасть в два дня, когда этого никто не ждет.

- 26 февраля ведь никто не думал, что Российская империя рухнет, а 28-го это было очевидно. В августе 91-го никто не мог бы убедить меня, что наше руководство через пару дней будет сидеть в тюрьме, а потом так и произошло, - пояснил Гайдар «КП» буквально на бегу, уже на выходе из зала.

Рабочий график ведущего российского экономиста оставался плотным до самого конца, и он опять куда-то спешил. В тот день мы договорились с Егором Тимуровичем, что он обязательно придет к нам в гости и в эфире радио «Комсомольская правда» обсудит с журналистами и слушателями свою вышедшую книгу. Ждали в ближайшую неделю. Но, увы…