«Компания» или «кампания»: как правильно пишется

Слова «компания» и «кампания» отличаются по своему значению и пишутся различно. Как связан смысл с правописанием, разберем вместе с преподавателями на основе четких правил, примеров и теста

«Компания» или «кампания». Фото: shutterstock.com
Андрей Смирнов Преподаватель русского языка как иностранного Елена Донецкова Старший преподаватель Домашней школы «ИнтернетУрок», эксперт ОГЭ по русскому языку Игорь Геращенко Автор КП

«Компания» и «кампания» звучат одинаково, вводя нас в сомнение, хотя несут различное содержание. Эти слова крайне важны для нашей жизни, поэтому путать их нельзя.

«Компания» происходит от латинского «com» (вместе) и «pa» (кормить). Истоки этого слова восходят к собранию людей для совместного пропитания. Слово «компания» отражает основы зарождения человеческой цивилизации, когда люди объединялись, чтобы выжить. В дальнейшем «компанейская традиция» перешла в христианство, где совместная трапеза играла очень важную роль. Можно вспомнить и застолья советских времен. «За компанию» — это вместе с другими, заодно. Появление слова «компаньон» уже связано с рыночными отношениями и обозначало совладельца предприятия, предпринимателя.

Слово «кампания» также латинского происхождения и связано с областью в Италии. Campus уже переводится как место сражения. В русском языке слово «кампания» появляется в начале ХVIII века и употребляется в значении «военная операция». Как видим, его смысл прямо противоположен совместному пропитанию.

Важность слова «компания» объясняется тем, что оно ориентирует людей на совместную деятельность, не связанную исключительно с получением выгоды. Компанейские отношения предполагают высокий уровень доверия, дружескую среду и приятное времяпрепровождение.

Интересный факт

Нельзя также смешивать слова «компания» и «команда». Команда больше связана с конкуренцией, в лучшем случае спортивной. Мы помним слова «Команда молодости нашей» из известной песни, однако мы знаем также и нашего доброго знакомого Арнольда Шварценеггера с его «Коммандос».

Правило «компания»

Мы выяснили, что наличие буквы «о» в этом слове обусловлено его происхождением. Но чтобы запомнить написание и не ошибиться, предлагаем ориентироваться на значение, в котором находится существительное «компания». Буква «о» здесь является безударной, а поставить ее под ударение в другом проверочном слове не удастся, поскольку «компания» — слово иностранного происхождения. Поэтому приходится исходить из контекста предложения. Там, где слово «компания» можно заменить синонимами «организация», «группа», «объединение», пишем «о». Например, «В компанию (организацию, объединение) «Газпром» многие хотят устроиться на работу». «Приятно провести время в компании (группе) с близкими людьми».

Примеры

  • «Смех гремит только в компании, где все чувствуют себя равными» (Оноре де Бальзак).
  • «Лучше быть одному, чем в плохой компании» (Джордж Вашингтон).
  • «Ибо говоря начистоту, мы совершаем фатальный промах, неудачно выбирая себе компанию, в которой слывем дураками, тогда как в другой компании могли бы стяжать репутацию философов» (Джонатан Свифт).
  • «Ночью может быть либо страшно, либо волшебно, в зависимости от компании» (Туве Янссон).
  • «Создать хорошую компанию — как испечь хороший пирог: нужно просто взять правильные ингредиенты в правильных пропорциях» (Илон Маск).

Правило «кампания»

Слово «кампания» также является существительным иностранного происхождения, в котором безударную букву «а» нельзя поставить под ударение в другом проверочном слове. И в этом случае приходится ориентироваться на контекст. «Кампания» имеет следующие значения: период военных действий (военная кампания), совокупность производственных процессов (посевная кампания), масштабное государственное мероприятие (избирательная кампания). «Кампания» пишется в том случае, если данное слово можно заменить синонимами «акция», «период», «деятельность». Например: «Предвыборная кампания (деятельность) требует больших материальных затрат», «Рекламная кампания (акция) существенно увеличила доходы фирмы.

Примеры

  • «Ведя избирательную кампанию, я не называю имени своего противника, иначе оно попадет в заголовки новостей» (Гарри Трумэн).
  • «Правление стало коротким промежутком между избирательными кампаниями» (Роберт Шейфер).
  • «Началась широкая кампания по разоблачению космополитов во всех областях искусства и науки» (Василий Гроссман).
  • «Аносов, начиная с польской войны, участвовал во всех кампаниях, кроме японской» (А. И. Куприн).

Советы преподавателей

Елена Донецкова, старший преподаватель по русскому языку Домашней школы «ИнтернетУрок», эксперт ОГЭ и ЕГЭ:

— «Компания» или «кампания»? И тот и другой вариант верны, но важно понимать, о чем вы говорите. Выбор написания зависит от значения слова. Если вы имеете в виду группу людей, то нужно писать с буквой «о» (компания), это слово латинского происхождения буквально означает «сообщество». Если речь идет о событии или мероприятии, то пишем с буквой «а» (кампания). Это слово (тоже с латинскими корнями) изначально называло военные действия, имеющие общую стратегическую цель. Постепенно значение расширилось, и теперь под «кампанией» подразумевается любое масштабное событие.

Вот примеры употребления слова в первом значении. «Эта пароходная компания владела двенадцатью судами». «Компания рыболовов отправилась на дальнее озеро». А вот во втором. «Избирательная кампания уже в полном разгаре». «В этом году уборочная кампания проходит в тяжелых погодных условиях». И еще пример, не совсем верный с точки зрения грамматики, зато прекрасно иллюстрирующий разницу в значении и написании двух таких похожих слов: «Одна из известных машиностроительных компаний проводит масштабную благотворительную кампанию».

это интересно
«Ветренно» или «ветрено»: как правильно пишется слово
Разбираем правило и узнаем у эксперта секреты, как запомнить верный вариант
подробнее

Андрей Смирнов, преподаватель русского языка как иностранного; профессиональный стаж 35 лет:

— Слова «компания» и «кампания» являются словами-омофонами, то есть на слух они звучат одинаково. Поэтому для выбора правильного написания нужно знать, о чем именно хотите написать, то есть смысл слова и контекст. Значение слова «компания» — фирма, объединение людей в форме предприятия для занятия какой-либо деятельностью. Как примеры встречаются словосочетания «крупная компания», «обанкротившаяся компания», «динамично развивающаяся компания» и так далее. Также через «о» пишется слово «компания», обозначающее группу людей, объединенных просто общими интересами или занятиями. К примеру, «компания друзей», «пьяная компания», «веселая компания».

Букву «а» в слове «кампания» следует использовать, если речь идет о каких-то действиях, часто крупных и целенаправленных. К примеру, «военная кампания», «избирательная кампания», «предвыборная кампания» и так далее.

3 слова, в которых есть вопросы к дефису

КП
Реклама О проекте