Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество25 апреля 2024 14:05

Хотят сотрудничать с Россией и между собой, но Запад мешает: Какие вопросы подняли делегаты из стран СНГ на презентации НКО «Евразия»

В Москве состоялась презентация некоммерческой организации «Евразия»
В Москве состоялась презентация некоммерческой организации «Евразия». Фото: t.me/eurasia_npo

В Москве состоялась презентация некоммерческой организации «Евразия». Фото: t.me/eurasia_npo

Россия выходит на новый уровень работы с сопредельными государствами. Вместо однообразных «пушкинских чтений» с чаем и коньяком — масштабные образовательные, культурные и другие программы, объединяющие народы на постсоветском пространстве. По крайней мере, хочется в это верить.

На презентацию НКО «Евразия» приехали представители Армении, Беларуси, Молдовы, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. В своих странах они выступают за дружественные и конструктивные отношения с Россией, нередко сталкиваясь со сложностями и даже риском.

Один из делегатов высказал мысль, что «термин НКО себя дискредитировал». Потому что под этой аббревиатурой обычно понимают организации, продвигающие исключительно западные «ценности». Там комплект к «свободе и демократии» обычно прилагаются русофобия, «ювеналка», ЛГБТ* и прочий трансгуманизм, выжигающий в человеке душу.

Россия практически не пользовалась инструментами «мягкой силы», полагая, что братские народы сами поймут выгоды дружбы с ней, как и опасность заигрываний с Западом. Но оказалось, что если не вести разъяснительную работу, народы уходят за западными дудочниками и гипнотизерами, ведущими их к катастрофе.

НКО «Евразия» создана, чтобы исправить эту ситуацию.

НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ

— Это то что витало в воздухе, накапливалось, — поясняет зампредседателя Совета Федерации Константин Косачев. — Идея в том, чтобы предложить людям, объединенных общим языком, культурой и цивилизационным кодом конкретные проекты взаимодействия. Это проекты в области образования, культуры, бизнеса и спорта. НКО «Евразия» — рупор, который будет собирать общественные запросы и доносить наверх. Политики, которые сейчас противодействуют России, не смогут продолжать это делать, поскольку это будет вступать в противоречие с настроениями в этих гражданских обществах, с которыми мы мыслим и чувствуем одинаково. Можно досадовать, что наши политические оппоненты агрессивнее, подлее и лживее, но всё что у нас получится — только в наших собственных руках.

Глава «Россотрудничества» Евгений Примаков добавляет:

— Запад через свои НКО поощрял «утечку мозгов» в развивающихся странах. Старался выманить умненьких и оставить у себя. Россия себя никому не навязывает. Но она может подготовить людей и оставить их на местах.

Я не успеваю задать вопрос Евгению Примакову, что справится ли новое НКО с тем, что оказалось не по плечу «Россотрудничеству» (и сети Российских культурных центров по всему миру), он торопится на другую встречу. За него отвечает Алёна Аршинова, председатель комитета Госдумы по просвещению, председатель Совета «Евразии»:

— «Россотрудничество» — это государственная политика, а мы — народная дипломатия. Объединяем людей: экспертов, спонсоров, тех кто верит, что это нужно. Мы предлагаем горизонтальную форму интеграции — молодежный обмен, стажировки. Будем делиться образовательными методиками. Это форма волеизъявления людей. Государственного финансирования у нас нет. Но есть предварительные договоренности с бизнесом, так что мы сможем это потянуть.

СМЕНА ЛИДЕРА КАК СМЕНА КЛИМАТА

На конференции выступают эксперты, политики, журналисты. Их объединяет стремление к сотрудничеству как с Россией, так и взаимное — между постсоветскими республиками. Но иногда это страх за то, что случится, если этого сближения не произойдёт. Если оборвутся экономические и культурные связи. Если «морковки» свободы и демократии (а на самом деле — роскошного западного образа жизни) втянут народы в нищету и войну. Пример Украины красноречив. На очереди — Молдова и Армения. Неспокойно в Грузии и Средней Азии.

Раньше в постсоветских республиках под воздействием западных НКО борьба за суверенитет считалась чуть ли ни синонимом борьбы с Россией и всем русским. Но сейчас сохранение независимости (от Запада) для большинства республик — единственный шанс избежать трагедии.

— Мы присутствуем при глобальной смене лидера. А смена лидера в политике — это как смена климата, — объясняет Дмитрий Журавлёв, директор института региональных проблем. — Лидер уже не способен развиваться. Но не желая терять лидерство, начинает тормозить развитие остальных. В этих условиях вопрос суверенитета — это вопрос выживания стран. Для этого нужно создать систему взаимопомощи.

КРАСИВЫЕ СКАЗКИ

Тяжёлая ситуация сложилась в Молдове.

— Нам рассказывали красивые сказки. Давайте разрушим Советский Союз, и тогда заживём. Но всё оказалось не так, — говорит Василий Тарлев, бывший премьер-министр Молдовы, руководитель конгресса промышленников и предпринимателей.

Он просит снять с Молдовы торгово-экономические ограничения. Хотя признаёт, что главные проблемы сейчас — логистические. Доступ к Молдавии возможен только через территорию Украины.

— Россия всегда делала ставку на правящую партию. А нужно минимум бюрократии и открытость для всех, — высказывает важную мысль журналист Габриэл Калин, объясняя почему НКО могут быть эффективнее государственных служб.

— За всю нашу историю мы никогда не были в таких плохих отношениях с Россией! — сетует Александр Муравский, бывший вице-премьер Молдавии. — Путь нашей страны в Евросоюз продолжится. Но с 21-го года фундаментом этого движения стало не развитие, а оголтелая русофобия. Молдавия расколота. Доля России во внешнеторговом обороте упала до 3%. Торговля остановилась.

ВОЗВРАЩАТЬСЯ ДОМОЙ ОПАСНО

— За последние два месяца республика Молдова денонсировала 120 соглашений, заключенных в рамках СНГ, — объясняет Григорий Дюльгер, депутат народного собрания Гагаузии. — При том, что более 90% жителей нашей автономии выступали за Таможенный союз. Но наше русофобское правительство — это не народ Молдовы.

— Мы летим в пропасть, а правительство Молдовы говорит, что идём вперёд, — добавляет Павел Дуганов, президент фонда поддержки Русской православной церкви в Молдове. — Мои друзья из Молдовы не знают, как вернутся домой. Что с ними будет, какие будут репрессии за их позицию.

— Каждый раз возвращаться домой опасно. Но голос гагаузского народа должны услышать! — обращается к собравшимся руководитель Гагаузии Евгения Гуцул. — Сегодня молдавские власти готовы пожертвовать суверенитетом страны ради вступления в Евросоюз. С этим приходит ювенальная юстиция: за малейшую провинность ребенка забирают из семьи. Депутаты от правящей партии маршируют в гей-парадах по центру Кишинёва. Молдову хотят сделать Румынией, но Европейский суд заставил Румынию регистрировать однополые браки. Следом выдвинуто требование об их праве усыновлять детей, пропагандировать ЛГБТ* в школах. Нас, жителей Гагаузии, пытаются выставить ретроградами. Мы не сепаратисты, не враги республики. Мы хотим дружить со всеми и сохранить отношения с Россией. Мы видим свое место здесь — в евразийском экономическом союзе, а не под диктатом западной бюрократии. За это нас наказывают. У нас отбирают права и полномочия, пытаются ликвидировать гагаузскую автономию. Такого давления со стороны властей Молдовы никогда не было!

ПРОЗРЕВАЮТ, ПОТЕРЯВ ВЛАСТЬ

— Нашей стране подарили независимость, но многие это не ценят. Готовы ее отдать или продать, — делится Александр Кориненко, молдавский политолог. — Молдова сейчас в состоянии гибридной войны с Россией. У половины жителей Молдовы румынское гражданство. Румыния предлагает молодежи места в ВУЗах, и там молдавская идентичность размывается. Выпускники возвращаются и занимают места в правительстве: 90% руководителей Молдовы — граждане Румынии.

— У нас в школе изучают историю румын. А про советский период — только о репрессиях и депортации, — замечает Елена Пахомова, журналист издания «Спутник Молдова».

— Каждый день от нашей независимости летят щепки. Молдовой командует американское посольство и комиссары Евросоюза. И деятели, которых финансируют фонд Сороса и фонд Аденауэра, — сообщает по видеосвязи Владимир Воронин, бывший президент республики Молдова. — Телевидение на русском языке ограничено. Молдова сегодня — гетто без суверенитета и независимости. И переживает невероятный экономический упадок. Молдова была цветущим садом Советского Союза. Сейчас в стране фактически голод. Парламент коррумпирован, выборы фальсифицируются. Россия не должна стоять спиной к Молдове! Во все времена спасение и помощь приходили только из России.

— Все прозревают, потеряв власть! — философски замечает Дмитрий Соин, ветеран спецслужб Приднестровья.

ПРОТИВ НАС ИДЁТ ВОЙНА

Не лучше обстоит ситуация в Армении, которая долгие годы считала Россию своим главным союзником.

— В Армении 3 миллиона человек. При этом за прошлый год только одна из американских организаций, работающих у нас, потратила 17 миллионов долларов. За эти деньги можно купить всё медийное поле! — рассказывает Арман Абовян, депутат национального собрания Армении — У нас с Россией общая дорога, общая память. Но против нас идёт война. И против наших детей. Вопрос в том, выживем ли мы. Останемся ли.

— Они говорят: для достижения мира нужно оборвать связи с Россией. И на армянские горы зайдут французские корабли, — объясняет блогер и активист Микаэл Бадалян. — Молодежь впитывает информацию через соцсети. Нужно быстро исправлять эту ситуацию. Работать не только в Молдове или Армении, но и в России. Доносить позиции республик. Когда на российских федеральных каналах говорят, что «Армения никуда не денется» — это категорически неправильно.

100 ГРАММ КЕФИРА

Наболевшим поделились делегаты из Средней Азии:

— Для нас очевидно, что формирование нового мирового порядка будет в Евразии, — заявляет Эсен Усубалиев, директор аналитического фонда из Кыргызстана. — По всему контуру идёт формирование напряжённости. И страны Центральной Азии не могут оставаться в стороне. В условиях полной дискредитации ОБСЕ, нам нужно думать, как оформлять систему евразийской безопасности. Если мы сейчас не начнём процессы объединения, то можем потерять суверенитет.

— В Кыргызстане у русского языка официальный статус. 61% населения говорит на русском, но этих людей становится меньше, — делится Алина Молдокеева, политолог. — Прозападные организации тратят десятки миллионов долларов. У нас из пяти популярных СМИ только одно пророссийское, это Спутник. В соцсетях идёт битва. В фейсбуке нельзя зарегистрировать страничку, связанную с Россией, чтобы не обречь себя на бесконечные дискуссии.

— Благодаря России дети в начальных классах в Киргизии получают горячее питание. Об этом не знает никто! Когда US Aid выделяет школьникам сто грамм кефира в неделю, об этом знают все, — замечает Таалайбек Ороскулов, редактор агентства Спутник Кыргызстан. — Для молодежи идеи евразийства не интересны, она хочет на запад. Нужно показать ей доступность социальных лифтов, что Евразия — это лучшее в мире образование, культура, спорт. Если бы Камилла Валиева приехала к нам в Кыргызстан на городской каток, было бы больше пользы, чем от работы многих организаций.

СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР

Делегаты не только жаловались на ситуацию, но и предлагали пути решения.

— У нас с Россией может быть много совместных проектов — переработка нефти, вопросы водоснабжения. Но для внутренних расчетов нужна не иностранная, а совместная казахско-русско-белорусская валюта, — утверждает Пётр Своик, политик из Казахстана.

— Нам как можно скорее нужно в ЕАЭС. И восстановить членство в ОДКБ. Узбекистан ведь не вышел, а только приостановил членство. Его легко возобновить, — призывает Равшан Назаров, философ и политолог из Узбекистана. — У нас развивается военно-техническое сотрудничество. Открылось 15 филиалов российских ВУЗов, ещё по нескольким идут переговоры. Я против выражения «разворот России на Восток». Это её естественный путь. Для Запада всё что восточнее Германии — уже не Европа.

— Можно сравнить отношение к своим союзникам Запада и России, — замечает Олим Ширинов, политический обозреватель и музыкант из Таджикистана. — Запад для демонстрации верности требует определенное количество гей-парадов. Западные страны видят в нас сырьевые придатки, хотят вывезти ресурсы, ничего не вкладывая. Российская Федерация не оказывает на нас давление. Россия — крупнейший инвестор, строит школы, присылает учителей. Маленькие государства всегда будут в зоне чьих-то интересов. Нужно сделать правильный выбор: быть с тем, кто хочет тобой пользоваться, или с тем, кто говорит с тобой на равных.

*Движение, внесенное Росфинмониторингом в список причастных к экстремистской деятельности и терроризму