Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Экономика16 января 2017 22:00

В глубинку дорогу проложим, сожжем миллиарды рублей

Четыре наивных вопроса про вымирающие деревни [инфографика]
Жители Серебрянки так привыкли вытаскивать застрявшие машины, что из них впору комплектовать национальную команду по перетягиванию каната.

Жители Серебрянки так привыкли вытаскивать застрявшие машины, что из них впору комплектовать национальную команду по перетягиванию каната.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

На последней пресс-конференции с Владимиром Путиным журналист пожаловался, что в поселок Серебрянка Свердловской области попасть можно только на вездеходе, такое там бездорожье. До ближайшего Нижнего Тагила ехать 70 км. На днях появилась информация, что в удаленный поселок нормальную дорогу проложат, на это потратят аж 1,5 млрд. рублей. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев сразу сказал, что денег нет. Средства придут из центра. И тут мы задумались, что делать со всеми глухими деревнями в России. Денег-то в бюджете сейчас нет.

1. СКОЛЬКО В СТРАНЕ ТАКИХ ЗАБЫТЫХ УГОЛКОВ?

По данным последней переписи населения 2010 года, у нас 153 тысячи деревень. Из них в 60 тысячах селений живет от одного до ста человек. Хуже всего дело обстоит в Центральной России и на Севере. Обычно дальние деревни, куда сложно добраться (как Серебрянка), исчезают быстрее всего. Еще около 10 - 15 тысяч сел живут хоть и обособленно, но стабильно, закрываться не собираются.

- Власти продолжают политику «оптимизации» социальной сферы - закрываются больницы, школы, детские сады. Сельское население воспринимает это как сигнал - государство не заинтересовано в том, чтобы люди жили в деревнях, - считает руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов.

По словам эксперта, власти должны сохранять деревни - нельзя, чтобы все жили в нескольких больших городах, а вокруг была дикая территория.

2. НЕ ДЕШЕВЛЕ ЛИ ВСЕХ ПЕРЕСЕЛИТЬ?

На содержание удаленных населенных пунктов (особенно северных) уходит много денег (см. графику). Но в российском правительстве пока не планируют заниматься их расселением.

- Успешных историй принудительной ликвидации поселений не так много, - пояснил «КП» завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук Владимир Климанов.

По словам эксперта, с чисто экономической точки зрения переселить умирающие дальние деревни выгоднее, чем продолжать их содержать. Но любой чиновник неизбежно столкнется с бюрократическими и гуманитарными проблемами.

- Задача государства - развивать территории. Если мы забросим какие-то земли, в один момент можем обнаружить, что они нам уже не принадлежат, - считает Климанов.

3. А ЕСЛИ ЛЮДИ НЕ ХОТЯТ ПОКИДАТЬ РОДНОЕ ГНЕЗДО?

В таком случае ничего предпринять не получится. Государству надо понять, нужно ли держать десятки и сотни форпостов на удаленных территориях, куда нет никакого сообщения и где нет никакого производства. А вот когда решение примут - можно придумывать варианты.

- Если власти хотят цивилизованно избавиться от невыгодных для них поселений, жителей надо стимулировать. Создавать условия, чтобы население мигрировало добровольно, - полагает Владимир Климанов.

- Когда людям нравится жить на селе - это признак экономического развития. Ненормально, когда все урбанизированы, в центре крупных городов, - говорил в одном из интервью «КП» вице-премьер Юрий Трутнев.

4. КАК ПОСТУПАЮТ НА ЗАПАДЕ?

Наша проблема довольно уникальна. Подобные суровые условия и одновременно такая огромная территория - только в России.

- Люди элементарно не селятся в совсем суровых местах, - говорит Климанов. - Северо-западные территории Канады даже не считаются субъектом страны! Горняки и нефтяники приезжают на север Канады вахтовым методом. То же и на Аляске. Люди приезжают туда на несколько месяцев.

По данным ООН, у России самые населенные северные территории в мире.

Во сколько нам обходится Крайний Север

Во сколько нам обходится Крайний Север

ВОПРОС - РЕБРОМ

Почему местные не хотят уезжать из Серебрянки?

Серебрянке без малого три века. Весь уральский поселок - десяток небольших улиц с домишками, школой, детским садом. Все работают на пилораме - там сдельная зарплата, и можно получать 20 тысяч в месяц. Плюс половина жителей - дети и пенсионеры.

- Я в свое время специально переехал сюда, чтобы на пенсии дышать свежим воздухом, - говорит местный житель Николай.

- А куда мы денемся отсюда? Здесь наша родина, дом, хозяйство, - вторит жительница Ольга. - Если проложат хорошую дорогу, будем ездить на заработки в Нижний Тагил.

Глава поселка Сергей Сивков живет в 10 км от Серебрянки, каждый день ездит на работу и продолжает бороться за дорогу.

Елена БЛАГИНИНА («КП» - Екатеринбург»)

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

А могли бы на эти деньги в Москву перебраться

Николай ВАРСЕГОВ

Дороге до Серебрянки быть! Я долго размышлял над этой новостью. Только непонятно мне, зачем эта дорога нужна?

Населения в том поселке 598 человек. По мере нарастания шума вокруг золотой дороги население Серебрянки тоже «растет». На прошлой неделе прозвучало: 700 жителей. А на днях читаю - уже 800! Это же ясно. Чем больше людей заявят, тем больше необходимость в трассе. Но не проще ли предложить серебрянцам переселиться в цивилизацию?

Если полтора миллиарда разделить на жителей Серебрянки, получится 7,5 млн. рублей на семью. На эти деньги любое семейство может купить двушку даже в Москве и трешку в Подмосковье, не говоря о других городах!

Подобных серебрянок в России страшное количество! Люди там прозябают в пьянстве и дикости. Доставка продуктов, электричества, приезды (прилеты) медиков, полиции, служб опеки требуют огромных трат. Какая-то бессмысленная господдержка бессмысленных населенных пунктов на северах России, которая обходится в миллиарды. В то же время на южных землях от Тулы и до Ростова огромные целинные залежи поросли бурьяном. Проблему переселения этих несчастных надо решать - для их же пользы.